суббота, 5 октября 2013 г.

Душевные заболевания.

Если же мы имеем дело с так называемыми душевными заболеваниями, то здесь мы видим обратное явление. Дух никогда не бывает больным, он никогда не может заболеть, он всегда действует целебно.
Спутанность душевных свойств всегда восходит к тому, что деформирована физическая телесная основ физиологической телесной основы мышления, чувств и воли.
Мы уже говорили о том, как, например, мышление осуществляется через отражение мировых
мыслей в нервной системе. Больной мозг, как зеркало мировых мыслей, отбрасывает в сознание так называемого душевнобольного искаженное отражение, как если бы в кривом зеркале отразилась его искаженная физиономия. В существе отражения тела участвует не только мозг, но и все органы, так что нюансы чувств и воли вызываются поврежденными состояниями сердца, почек или печени. Эти деформации сопровождаются более тонкими нарушениями ритмических процессов и процессов обмена веществ.
Итак, необходимо использовать различные масштабы, что касается здоровья и болезни, на Востоке, на Западе и в Центре.

Наше существо во сне корректируется мировой мудростью, и мы обязаны этой возможностью элементарным существам, о которых при изготовлении лекарства заботливо думают и кому содействуют.
Каждое из природных царств обращается к особому слою нашего существа. В этом смысле минеральная субстанция обращена к нашему «Я», растительная субстанция - к душевному телу, животная субстанция — к жизненному телу, и человеческая субстанция — к физическому телу (аутогемотерапия, нозо-ден-терапия, переливание крови, имплантация).23
Рассматривая с этой наблюдательной вышки субстанции сегодняшней химиотерапии, убеждаются, что эти субстанции представляют собой нечто совершенно иное. Здесь человеческий интеллект постоянно изобретает новые субстанции, на которые человеческий организм реагирует самым различным образом. Эти субстанции вносят в организм чуждые ему влияния, они внедряются на место деятельности собственных членов существа и означают, поэтому, во многих случаях паралич определенных собственных жизненных процессов, так что этим, например, временно уменьшается восприятие боли, но это не является истинным исцелением. Кроме того, эти субстанции остаются как шлаки в человеческом организме и придают жесткость его жизненному телу. Постепенно происходит отчуждение физического тела в отношении действия высших членов, физическое тело получает некоторую самостоятельность, а тренированный наблюдатель замечает начинающееся изменение существа, поскольку высшие члены лишаются своей почвы.
Для наглядности приведем еще раз рисунок того, как развитие растения, двигаясь вниз, переходя через биологическую нулевую точку, превращается в каменноугольную смолу. Из нее человеческий интеллект начаровывает зеркально отраженную область синтетических лекарств, синтетических духов, синтетических красок, подсластителей и область минеральных масел.
Создается впечатление, что вверху, в естественном сглаживании между живыми и подвижными полярностями, в бесконечных метаморфозах между Небом и Землей лежит биологическая область динамической действительности. Напротив, образно говоря, подземная область химии смол представляется как отраженный образ того, что Космос создает динамически. «В этой подземной области господствует не динамика, но статика атомного мира, мира исчисляемых явлений. Несмотря на исчисляемость явлений, этот мир не может представляться нам более реальным, чем зеленеющие, цветущие и плодоносящие растения».
С этими смоляными субстанциями человек создал элементарных существ, целью которых является овладеть им. До сих пор речь шла только об элементарных существах божественного происхождения, способствующих земному развитию человека. Но в этом случае человек сам притягивает элементарных существ, которые происходят от сил зла и им служат.
Парацельс: «В каждой местности произрастают свои болезни и свои травы для их
лечения» . «Вначале познание человека, а потом лечение» -эта аксиома сегодня зачастую забывается. И под «познанием человека» Парацельс понимает знание о связи всего человека в целом, тела, души и духа, с природой и Вселенной.

Вся природа не только близко родственна нам, но является частью нас самих.

Гномы обрабатывают землю; они живут в рудных жилах, они заботятся о корнях растений и передают переработанное вверх нимфам и ундинам, которые в соках растений служат посредниками в беседе между небом и землей. Обычно они живут в водных потоках, водопадах, реках, ручьях и морях. То, что вырабатывают нимфы и ундины в зеленом царстве листвы, они передают наверх следующей категории элементарных существ, эльфам или сильфам. Они живут в свете и воздухе и перерабатывают воспринятое до образования цветов. Они служат посредниками проявления мировой души в бабочках и пчелах и передают обработанное Духам огня, которые действуют в образовании плодов и семян растений и
заботятся о проявлении мирового Я.

Можно сказать, все подвержено смерти, но также - все предназначено для жизни. Ибо сколько мы ежедневно видим умирающего, столько же видим рождающегося. И если когда-нибудь земной шар станет старым и бессильным, то он просто немного отдохнет, потом он преобразуется и найдет в Космосе новые силы и новые вещества для нового бытия.


в ближайшем будущем многое будет зависеть от того, как человек относится к элементарным существам: или он любовно им помогает, или насмехается над ними. Любовь к природе, т.е. к духу в природе, будь это камни, растения или животные, покажет нам пути познания духовной основы природных существ; сюда также относится познание элементарных существ. Небезразлично будет, с любовью ли человек берет из природы материал для своей работы, с любовью ли обрабатывает, или же работает без интереса.
Речь прежде всего идет не о том, чтобы видеть элементарные существа как в прежние времена, но о том, чтобы во всех существах и веществах искать духовную основу природы. Вопрос скорее в чувстве, с которым человек относится к природным вещам. Если он бездумным интеллектом ищет только своей пользы, он сам кладет камни на своем пути и действует не для прогресса, а для угасания творения.


Основное заблуждение сегодняшней психологии и физиологии - это мнение, что три названных (Мышление, чувства и воля) душевных качества имеют своей телесной основой нервную систему. Отношение духовно-душевного к телу, если дух и душа признаются самостоятельными реальностями, может мыслиться только так, что они выступают как творческий принцип по отношению к живому телу, что они так преобразуют его, что тело
может стать инструментом души и духа. Поэтому эти высшие принципы формируют совершенно определенные телесные функции, на которые они должны опираться, если хотят манифестироваться в теле.
На такие формирующие принципы указал уже Гете, когда он говорил: «Если бы глаза не были солнцеподобными, они не могли бы видеть солнца; если бы не жила в нас собственная сила Бога, как могли бы мы восхищаться божественным?» Как часть собственной силы Бога, мы имеем Я и пронизанную им душу. Я образует в душе мышление, чувства и волю. Телесно же эти качества действуют на совершенно разной основе; только мышление опирается на нервную систему, высшие формы которой оно само образовало в ходе прошлых периодов развития. В особенности передний мозг, который человеческому
духу служит инструментом для постижения высших понятий. Но если бы к жизни нервов мы не присоединили ритмы дыхания и кровообращения, то остались бы бесчувственными; на этих крыльях, - если можно так сказать, - мы проносим через мир чувства. Дыхательная жизнь и все сопряженные с этим ритмы организма теснейшим образом связаны с чувствами. Как большая радость или одухотворение могут убыстрять дыхание и пульс, и как замирают они при сильном испуге или горе!
Наша же воля коренится в химических процессах нашего обмена веществ. Это самый темный регион нашей душевной жизни, который мы можем переживать в своем сознании лишь во сне. Наши чувства воспринимаем мы полусознательно, как бы в полусне; полностью бодрствуем мы только в нашем мышлении. Заблуждением является мнение, что мы посредством нервов можем волить. «Намерение», которое мы предпосылаем деянию, хотя и является представлением в области мыслительной деятельности, и по нему ориентируется воля, но способность претворить намерение в деяние глубоко скрыта во мраке области обмена веществ.

Из изучения духовной науки можно прийти к сознанию, что существо здоровья состоит в том, что человек, посредством сил своего ритмического организма, может установить равновесие между суммой своих разрушающих и созидающих сил, которые, действуя от обмена веществ вверх, а от чувственно-нервной системы вниз, воздействуют на середину, где в процессах крови оба должны уравновеситься.
Здоровье суть индивидуальное, личное равновесие внутри описанного выше трехчленного организма. Это равновесие изменяется во времени; каждое время имеет свое здоровье и свои болезни. Можно хорошо представить себе, что с этой точки зрения все болезненные состояния коренятся в отсутствии равновесия, смещении сил. Наше сегодняшнее состояние сознания - то, что мы называем нормальным предметным сознанием, основано на совершенно определенном взаимодействии членов существа. Сегодня мы
склонны, в соответствии с научным духом и техникой, гораздо больше заставлять действовать нервно-чувственный полюс, чем полюс обмена веществ. Этот факт определяет картину современных болезней.

«В духовной и душевной способности человека лежит причина болезни»

Это душевное тело принимает в себя воздействия; его связь с материей влечет за собой смерть, болезнь и заблуждение.
Если душевное тело слишком глубоко погружается в телесные функции, возникает тенденция к заболеванию, сопровождающему судорогами, болью, воспалением, лихорадкой, истощением. В тех местах, где душа недостаточно внедрена в физическое тело, возникают холодные подкрадывающиеся заболевания (поскольку о них не свидетельствует боль), здесь могут возникнуть отложения, дегенерация, а также новообразования.

Лечение состоит в извлечении душевного тела из органического или во внедрении его. С двух сторон человек может прийти к здоровому равновесию. С телесной стороны — посредством медикаментозной или физической терапии, но также с духовной стороны - посредством овладения Я душевным теплом. Описанное можно проиллюстрировать примером:
Душевное тело суть ощущающее, и представляется вполне последовательным, что возникает боль, когда оно слишком глубоко внедряется, это первая ступень. Если не удается сразу извлечь его из этой зажатости в вещественном, то возникает вторая ступень, воспаление, за ним может последовать дальнейшее тяжелое разрушение ткани. - Во многих случаях на собственном опыте можно убедиться, что такая цепочка существует.

Поспешность, внутренняя суетливость — это душевное свойство, но оно захватывает тело, и оно может, если часто повторяется, стать причиной, например, язвы желудка. Множество побуждающих сил нашей души не всегда присутствуют в нашем сознании,

В противоположном случае может оказаться, что душа выбивается из телесных связей, так что она слишком мало интересуется теми телесными связями, которые она должна импульсировать. Например, кого-то настиг удар судьбы. Его душа, оставшись одна, занимается исключительно этим ударом судьбы на душевном уровне. Человек каждое утро просыпается с мучительным вопросом: «Почему именно меня настиг этот удар судьбы?» Душа вращается в кругу забот и печалей и не может выйти за пределы обвинения. Это ведет к душевному застою, к параличу всех импульсов, к отрицанию жизни. Если такой душевный настрой отразится в телесном, а это не замедлит случиться, там возникнут соответствующие
состояния и начнутся расстройства дыхания и кровообращения, проявится тенденция к простудам и отвердениям, более тонкие расстройства обмена веществ, которые могут привести к ревматизму, подагре, артропатиям всякого рода.

Если Я не сумеет вмешаться и призвать душу к положительному взгляду на судьбу, и не будет снова пробужден интерес к миру и телесной жизни, тогда могут случиться еще более тяжелые расстройства; и в конце этого пути, не учитывая всяческие другие возможные нарушения, может стоять образование опухоли; она представляет собой анклав в телесных процессах, в который формирующие силы духовно-душевного уже не могут больше вмешиваться.

Телесные заболевания всегда имеют свои причины в душевной жизни, причем
здесь имеется в виду не только сознательная часть душевной жизни, но также характер душевного тела, связанный с органической жизнью, который мы принесли с собой из предшествующей земной жизни.

Мы уже говорили о том, как, например, мышление осуществляется через отражение мировых мыслей в нервной системе. Больной мозг, как зеркало мировых мыслей, отбрасывает в сознание так называемого душевнобольного искаженное отражение, как если бы в кривом зеркале отразилась его искаженная физиономия. В существе отражения тела участвует не только мозг, но и все органы, так что нюансы чувств и воли вызываются поврежденными состояниями сердца, почек или печени. Эти деформации сопровождаются более тонкими нарушениями ритмических процессов и процессов обмена веществ.

Что происходит в организме человека, когда он пугается? Я выталкивается из телесно-душевно-духовной взаимосвязи и теряет власть над душой и жизненным телом. В народе говорят: «Потерял голову». Рудольф Штайнер описывает более детально, как это метаморфозируется в предрасположенность к заболеванию, которая делает возможным поражение специфическими организмами.

В конечном счете, дух сохраняет нас здоровыми.

На Востоке мы имеем перевес расширяющих, растворяющих, тепловых эфирных сил, тогда как на Западе - сгущающих субстанцию эфирных сил, и поэтому наблюдаем там
необыкновенный рост гигантских деревьев и огромных кактусов и т.д.















Соответственно и эфирное тело человека на Востоке более связано с космическими силами, так что видится как бы приподнятым над головой, в то время как эфирное тело
американцев сильнее связано с Землей (см. рис. 7). Этим объясняется также отличие душевного настроя азиата от жителя Центральной Европы; настрой первого гораздо теснее связан с духовными воззрениями, тогда как американец сильнее привязан к глубинным силам Земли, отсюда их склонность к научному исследованию материи, однако также и материалистическому мировоззрению.
Итак, необходимо использовать различные масштабы, что касается здоровья и болезни, на Востоке, на Западе и в Центре.

вопрос: «В конце недели мы выезжаем на природу. Мы любим природу, мы наслаждаемся природой, и когда мы вечером в воскресенье возвращаемся домой, у нас голова трещит, отчего это происходит? » Рудольф Штейнер ответил на это, что сегодня уже невозможно только наслаждаться природой; природа требует нечто от человека, а именно: познания ее духовной основы. — Эти слова напоминают жизненный труд Кеплера, который не удовлетворялся внешними каузально-детерминистскими связями, но задавал вопросы о смысле Творения, о душе Земли.

В дальнейшем мы должны будем научиться понимать, что естественнонаучная эпоха нуждается не только в мозге, но ей нужен весь человек в целом, чтобы посредством сил сердца и волевого огня познавать не только вещество, но и через вещество — деяния духа. Сегодня мы еще глубже сошли в телесность. От нас отдалился высокий прообраз чистой одухотворенной силы души. Сегодня мы лечимся только субстанциями и действие их прослеживаем только на самом нижнем уровне химико-физиологических процессов. Но духовный исследователь Рудольф Штейнер обратил наше внимание на то, что и сегодня мы для поддержания своего здорового человеческого бытия нуждаемся в этой связи с космосом. - Помогают нам в этом элементарные существа, ночью, когда мы спим.
- То, что делали когда-то ученые мудрецы-священники, сегодня делают элементарные существа, когда они выходят из правильно обработанной руками человека, очеловеченной
субстанции, они ночью переносят душу больного в сферу космических формирующих сил, которой он один больше не достигает.22

Представление, что человек является как бы ретортой, в которой, благодаря добавлению так называемого лекарства, вызываются изменения в направлении выздоровления в физико-химическом смысле, является неправильным. Правильнее сказать, что наше существо во сне корректируется мировой мудростью, и мы обязаны этой возможностью элементарным существам, о которых при изготовлении лекарства заботливо думают и кому содействуют.

Каждое из природных царств обращается к особому слою нашего существа. В этом смысле минеральная субстанция обращена к нашему «Я», растительная субстанция - к душевному телу, животная субстанция — к жизненному телу, и человеческая субстанция — к физическому телу (аутогемотерапия, нозо-ден-терапия, переливание крови, имплантация).23

На этом пути Рудольф Штейнер вместе с д-ром медицины Итой Вегман основал медицинскую науку, которая приносит исцеление, а не только устраняет симптомы.24

Рассматривая с этой наблюдательной вышки субстанции сегодняшней химиотерапии, убеждаются, что эти субстанции представляют собой нечто совершенно иное. Здесь человеческий интеллект постоянно изобретает новые субстанции, на которые человеческий организм реагирует самым различным образом. Эти субстанции вносят в организм чуждые ему влияния, они внедряются на место деятельности собственных членов существа и означают, поэтому, во многих случаях паралич определенных собственных жизненных процессов, так что этим, например, временно уменьшается восприятие боли, но это не является истинным исцелением. Кроме того, эти субстанции остаются как шлаки в человеческом организме и придают жесткость его жизненному телу. Постепенно происходит отчуждение физического тела в отношении действия высших членов, физическое тело получает некоторую самостоятельность, а тренированный наблюдатель замечает начинающееся изменение существа, поскольку высшие члены лишаются своей почвы.

Все эти субстанции происходят из области каменноугольных смол и родственных сфер. По существу, они не принадлежат ни к каким природным царствам, а образуют сферу, которая не имеет непосредственного отношения ни к природным царствам, ни к человеческому организму. Уже в «Учении о субстанции»25 и в «Учении о питании» шла речь об этой отраженной области природного спектра субстанций. Мы повторим это еще раз, чтобы сделать наглядным существо химических лекарственных средств. Растение — это существо, которое коренится в минеральном царстве Земли, затем в своей лиственной области поднимается к мировому дыханию и затем в цветке изливается во Вселенную. Здесь
образуются аромат, цвет, мед, масло и лекарственные вещества, это как бы разговор растительного существа, являющегося посредником между Землей и Космосом. Когда в результате особых геологических отношений растительная субстанция не переваривается землей в гумус, но при которых она мумифицируется (об этом еще будет идти разговор), то образуются залежи торфа, бурого угля, каменного угля и нефти - все субстанции, которые делают возможной сегодняшнюю цивилизацию. Особая субстанция в этой области - это каменноугольная смола. Она проявилась только тогда, когда в Англии приступили к сухой перегонке угля, чтобы получить таким образом газ для освещения и отопления города. После отгонки газа остается кокс и, кроме того, тягучая субстанция, смола. Долгое время эта субстанция являлась тяжелым грузом для газовых фабрик, которые ничего другого не придумали, как вывозить ее в отвалы, и вскоре заметили, что в окрестностях погибает вегетация. Почти пол столетия продолжалось это, пока самые знаменитые химики того времени не нашли применение для смолы. Это становление подробно описано в «Учении о субстанции», здесь же следует только отметить, что из этого производства смолы были получены такие химические лекарственные средства, которые сегодня распространены по всему миру.

С этими смоляными субстанциями человек создал элементарных существ, целью которых является овладеть им. До сих пор речь шла только об элементарных существах божественного происхождения, способствующих земному развитию человека. Но в этом случае человек сам притягивает элементарных существ, которые происходят от сил зла и им служат. Само собой разумеется, что автор сознает, что все это развитие необходимо, и что человеческому духу суждено познакомиться со сферой этих подземных сил; но человек должен снова и снова сознавать, что он может властвовать над ними и использовать на благо человека, только если поймет их истинную природу. Наша цивилизация не мыслима без этого царства, но высший человек не должен погибнуть в нем.

«Вещество — это излившаяся космическая деятельность».

Человеческое существо имеет тело, душу и дух. Своим телом он принадлежит телесному миру, своим духом — творческому миру деятельностей, своей душой человек соединяет оба мира. Внешний телесный мир он воспринимает своими органами чувств и преобразует его во внутренний душевный мир. Это главный столп духовнонаучно ориентированного рассмотрения человека.
Это внутренний мир вначале состоит из примитивных суждений симпатии и антипатии - душевный настрой, который человека роднит с животным; только на более высокой ступени душевной жизни, когда память и мышление создают организующий континуум, человек поднимается над животным. Чувственные восприятия получают продление: они становятся представлениями, понятиями и идеями. Собственно
мысль находится в центре душевной жизни; человек мыслит — он касается сферы духа. Когда его мысли становятся самоотверженными, его Я отступает от симпатий и антипатий, тогда творящий дух открывает законы мира.

Мы познакомились с кислородом, как он вносит жизнь в физический облик, с азотом как с носителем того, что может пронизать эту жизнь душой, с водородом как с силой, побуждающей подъем из материи к духовному, и с углеродом как с такой силой, которая может консолидировать духовное, одушевленное, оживленное в физический облик. В своих разнообразных дифференцированных соединениях у них есть возможность воспринимать все влияния из космоса и снова и снова развертывать давать им возникнуть в новом отражении космоса. В семени видна эта способность яснее всего, где белок снова может воспроизвести вычеканенный в нем прообраз.


 Человек должен сам нести ответственность за строение своего физического тела, и в будущем он только тогда сможет делать это правильно, когда будет знать о своем происхождении из космоса. Он будет все более и более познавать эти космические силы в будущем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий