воскресенье, 27 октября 2013 г.

Откуда приходят силы исцеления человека?



Автор: Йооп Ван Дам, Доктор медицины
Joop van Damm M.D.
Автора проекта лекции, прочитанной на медицинской конференции в Driebergen 4-10 августа, 1985. Перевод AC Барнс, с помощью автора, М. Л. Барнс-VanDriel и Г. Федер. Перевод на русский моими усилиями. А.С.
Как-то Рудольф Штейнер выступил с лекцией (Nervositat унд Ichheit, 11 января 1912 года, Г. А. 143) перед членам антропософского общества, в ходе которой он посоветовал им, как поступать, чтобы преодолеть патологические симптомы нервозности, столь часто встречающиеся в наше время. Он рекомендовал набор из семи упражнений.
Первое упражнение касается укрепления памяти. Когда оказывается, что некто постоянно забывает, где поставил какой-то предмет, ему необходимо всегда формировать в уме картину того места, где он кладёт предмет, оставляя его.
Второе упражнение заключается в изменении начертания одной из букв алфавита в своём почерке. Третье упражнение состоит в том, чтобы вспоминать события (весь день, игры, музыку и т.д.) в обратном порядке.
Четвертое упражнение заключается в выполнении обычных повседневных действий по-другому, например, умываться левой рукой, ходить различными походками. Что происходит в этих упражнениях? Здесь человек вовлекает в действия эфирное тело. В первых двух он предполагает создать картинки: образ того места, где что-то было положено, образ буквы, которую он формирует. Для формирования этих изображений (или образов) необходимы силы эфирного тела. В третьем упражнении используется сила памяти, которая также находится в эфирном теле, и подвергается испытанию. Четвертое упражнение включает в себя формирование новой привычки. Следует не делать что-то один раз, но делать это в течение длительного времени с такой концентрацией, что эфирное тело изменяется. За счёт этих упражнений эфирное тело становится сильнее и здоровее.
Следующие три упражнения включают собирание Эго(Я). Во-первых, следует отказаться от исполнения желаний, при условии, что это не вызовет социальных проблем. Во-вторых, когда человек намеревается выполнить какие-то конкретные мероприятия, необходимо рассмотреть плюсы и минусы, прежде чем приступить к действию. В-третьих, воздерживаться от суждений о людях и ситуациях. Многие суждения оказаться в действительности самозащитой. Девять суждений из десяти, говорит Рудольф Штейнер, вполне могут быть опущены без возникновения каких-либо проблем в жизни. Эти три упражнения включают в себя удержание чего-то: в первом - симпатии, в третьем - антипатии, а во втором, удерживая да и нет рядом, прежде чем действовать. Это усиливает Я. Нервозность лечится этими семью упражнениями. Укрепляя силы эфирного тела, силой Я. Это - два шлюза, двое ворот, через которые приходит исцеление. Они охватывают астральное тело, из которого и возникает возмущение.

Двое ворот
Этим вечером на нашей лекции в предварительном порядке будет дан ответ на вопрос: "Из каких сил приходит исцеление человека?". Поток сил исцеления приходит с одной стороны, через ворота Я и, с другой стороны через ворота эфирного тела. И те и другие предоставляют доступ к мирам, где пребывают силы здоровья.
Ворота Я
По опыту мы знакомы с силой, которая может целительно работать в Я пациента. Я хотел бы описать пример, который обладает архетипическими качествами. Давным-давно одна очень старая пациентка встретила меня словами: "Вы слышали, что доктор Зейлман умер?" Я попросил ее рассказать мне что-то из её воспоминаний о нём. У неё была дочь, которая болела в течение трех лет, последние три месяца она была прикована к постели. Её осматривали различные специалисты, но никто из них не был в состоянии найти ответ на вопрос, поставленный её болезнью. Было очевидно, что она постепенно угасает. Доктор Зейлман посетил молодую женщину и говорили с ней наедине в течение часа. Когда он вернулся к матери, то сказал: "Ваша дочь может поправиться. Завтра она должна ненадолго встать и сделать некоторые дела по дому. Она должна принимать по щепотке этого порошка три раза в день". За три месяца женщина оправилась и стала важным членом сообщества. Так что же произошло при консультации? Из того, что мать сказала мне, я заметил, что в консультации была одна ключевая фраза. В какой-то конкретный момент доктор Зейлман спросил: "Мадам, у вас когда-нибудь были амбиции? Она задумалась, и вдруг ее лицо осветилось, и она ответила: "Да, я всегда хотела быть медсестрой, но не было финансовой возможности с таким количеством детей в семье". На что доктор Зейлман ответил: "Но разве нет шанса сделать это сейчас?" Она сразу же загорелась этим предложением. Теплый энтузиазм заставил её вновь проникать в своё тело, вылечить себя и в конце концов стать любимой медсестрой района. Фраза "Мадам, у вас когда-нибудь были амбиции?" является ключевым предложением во многих возможных вариантах.

Воля быть здоровым и воля сделаться здоровым
В «Курсе для молодых врачей» это аспект осознания процесса исцеления описывается от конкретного аспекта, как воля пациента стать здоровым. Это пробуждение воли исцеления врачом или терапевтом. Воля к исцелению питается осведомленностью и она должна быть высокого качества, иначе она не пробудит пациента (так сказать) вновь инкарнировать (воплощаться) сверху вниз.
Пациент может чувствовать, что к нему обращаются по-особенному, если он знает, что он окружен терапевтическим кругом, сообществом людей, таких, как возможно в терапевтикуме(therapeuticum) или в больнице. "Это напоминает как будто у меня есть фан-клуб", как выразился один из пациентов. Но группа людей будет функционировать в качестве сообщества только тогда, когда они соединяются в согласованных усилиях для понимания загадки болезни пациента. Тогда высшее сознание, которого может достичь группа, может приступить к работе на пациента и будет восстанавливать, благословлять и пробуждать его.
Тренировки
Для современного человека путь к высшему сознанию дается Рудольфом Штейнером, как лежащий через развитие воображения(имагинация), вдохновения (инспирация) и интуиции. Для врача он уточнил, это, говоря:
- Диагностика становится возможной благодаря воображению,
- Доступ к лекарству находится по вдохновению,
- Надлежащая терапия находится по интуиции.
Это долгий путь, но можно сделать первые шаги по нему.
Воображение
Я хочу попытаться описать, какие первые шаги являются плодотворным по моему опыту (от работы therapeuticum в которых я участвую). На первой консультации пациент и терапевт работают вместе. Обычно пациент рассказывает свою историю с помощью врача: текущие жалобы, прошлая история и обзор системы и, наконец, краткий биографический очерк. После этого можно либо задать дополнительные вопросы как правило о конституции сна и бодрствования, о предпочтительных вкусах, и о другом, что может дать представление о конституции. После этого круг распадается до следующей сессии (через неделю). Теперь задача каждого из круга вспоминать образ пациентов из круга каждый день, как правило, в вечернее время. Один вызывает в уме фигуру и формы, форму лица, положение губ по отношению друг к другу, подбородок, руки... Другой пытается вспомнить голос, был-ли он низким, модулированным, исходил изнутри или как бы остается там. Именно эти легко наблюдаемые данные используются для такой конструктивной деятельности в вечернее время. День за днём изображение становится более четким и интенсивным. После, например, четырёх дней попыток, как только изображение будет построено, позвольте ему постепенно затухнуть не допуская того, чтобы другие мысле-образы вторгались в сознание. И после этого человек прислушивается к создавшемуся настроению. Это настроение может быть чувством: тяжестью, чистотой, сомнением. Оно может также иметь элемент живописности: желтизна, угловатость и т.д. На следующий день можно повторить ту же процедуру. Последние два дня человек слушает всего пациента со всеми его явлениями, вновь создавая, а затем давая исчезнуть образу, чтобы увидеть займёт-ли новый свое место. Надо быть открытым в течение всего этого времени и не отталкивать те картины, которые появляются, но принимать их как истинные, даже если они непонятны. У учителей гораздо меньше трудностей в этом, чем у терапевтов, они легче справляются и привносят здоровую наивность. Мы сообщаем друг другу об этих настроениях и образах на заседании через неделю. Я до сих пор живо помню первый раз, когда этот метод работы был использован в связи с наблюдением природы на протяжении нескольких успешных сессий. Существовала некоторая неуверенность участников в самом начале. Наконец кто-то набрался мужества, чтобы сделать первый шаг. И пока он говорил, было видно, как удивление появляться на некоторых лицах, они сидели и не мог дождаться, чтобы начать говорить сами. Первый сказал: "Вы рассказали то, что я вижу" и второй: "Я готов продолжить". Очень часто картины кажутся перекрывающимися в значительной степени. Как это происходит?
Наблюдение является активной деятельности, это движение воли. Воля активно участвует во взгляде на внешнее и переходит на то, что наблюдается. Это действительно имеет решающее значение как воля, направленная душой, взаимодействует с тем, что наблюдается. Вне зависимости от того, получаете ли вы удовольствие от того, чем занимаетесь и ищете то, что любите или то, что отталкивает вас при взгляде и заставляет судить. Или если это устраивает вас, бескорыстно и целомудренно. Гёте говорил о Nachahmungstrieb(желание подражать). Это сила, которую имеет маленький ребенок, пока он еще не скован воспоминаниями или способностью высказывать суждения.
Если оживает эта передача воли (и это можно достичь на практике), то в конечном итоге оказывается, что действует не наша воля, но она воздействует так, что то, что мы наблюдаем направляет нашу волю (так же, как наши барабанные перепонки которые не действуют, а подвергаются воздействию). А затем возникает движение ума и оно очень близко творческому движению, сделанному тем, что мы наблюдаем. И то настроение, которое остаётся у нас после того, как образ исчез, и является первым выражением, еще мечтательным опытом того движения, которое пробудилось в нас. Это же движение затем создает в нас новый образ, который мы и получаем. Хотя мы сами создаём этот образ, поскольку субстанции подбираются нами самими (по данным, которые мы получаем, прослушивая биографию), подбор и расположение их может в значительной степени происходить из наблюдения.
Позвольте мне упомянуть несколько образов из консультаций с молодой пациенткой. Кто-то видит, пляж, вода постепенно уходит, место, которое колышется вверх и вниз и, наконец, исчезает в песке. Второй человек видит бегемота и его внимание обращается на его ногу, закованную в броню пластин. Третий имеет тяжелые ощущения, что, наконец, концентрируется в образе черепахи. Это были образы одной категории, одна группа. Вторая категория: срыв в базарную площадь с сияющими желтыми лимонами. Портрет девушки в стиле Ван Гога с жестким желтым в качестве фона. Черный замок без рва или растительности в желтой пустыне.
Следующим важным моментом является расшифровка этих образов. И тогда оказывается, что у вас должны быть идеи. В любом случае наблюдение без мысли невозможно. Без мысленного образа наблюдение слепо. В своей антропософии Рудольф Штейнер дал много антропософской образов, типологий, и может так случиться, что наблюдаемые образы будут притянуты одной из таких типология как магнит притягивает железо. Одна из наиболее плодотворных гештальт-идей Рудольфа Штейнера — это концепция трёхчленности человека. В случае этой девушки образы очень четко говорил о тенденции упрочнения, жесткости нервных процессов и процессов органов чувств, выдвигая на передний план осушающий желтый. Это дает начало динамической диагностике отношений оболочек человека. Так много для опыта с диагностированием и воображением.
Диагноз сам по себе нечто иное, он представляет собой совершаемое суждение. Но в суждении пробуждается мощная внутренняя сила - сила удивления из"Staunen". Исключительный, превосходный факт, что у кого-то такая длинная шея или кто-то живёт так исключительно в центре сферы. Но потом приходит второй шаг, который может изменить суждениеэмпатия(сопереживание) , объективное сострадание пациенту. Для того, чтобы почувствовать, как это обладать такой длинной шеей или быть почти бездвижным из-за ревматизма. И тогда вы идете на эксперимент, что кто-то взял на себя, натянув на себя такую куртку в этом воплощении. Чья-либо болезнь или конституция не является самим человеком, но только обёрткой, пиджаком, который он надел. Вы можете достичь глубокого уважения к высшему существу пациента, если вы поэкспериментируете таким образом, сочувствуя и сострадая, задаче, которую он поставил перед собой. И тогда приходит третье внутреннее движение. Это когда человек говорит "да" этому заболеванию и его воля и совесть просыпаются для того, чтобы работать до конца и преодолеть эту проблему вместе с пациентом. Удивление, сострадание и совесть, это шаги, которые должны быть предприняты уже на момент постановки диагноза.
Вдохновение(Инспирация)
Шаг от диагноза до средства лечения является трудным. Часто бывает обратное: некоторые находят путь от средства лечения к пациенту. Кто-то занимается конкретным растением или металлом, получает чувство воздействия (processuality) , динамику, которая активна в нём, и вдруг видит перед собой пациента, для которого это может быть лечебным средством. И иногда даже бывает (каждый врач знаком с этим), что пациенты приходят в приемные часы того специалиста, который работает с подходящими для их лечения средствами. Можно было бы называть это формой упреждающей терапии. Это имеет важнейшее значение для врача, что он не только занимается текущими проблемами со здоровьем которые его пациенты приносят к нему, но также, что он постоянно должен быть занят силами исцеления, скрытыми в мире.
Доступ к лекарству, говорит Рудольф Штейнер, находится через вдохновение всего сознания. Что такое вдохновение? Возможность использования астрального тела, как органа наблюдения, совершенно отдельного от физического и эфирного тела. Это ситуация, в которой бывает каждый человек, когда он засыпает. Тогда астральное тело (вместе с Я) функционирует отдельно от физически-эфирного, которые остались лежать в постели. В «курсе для молодых докторов», в четвертой лекции, где он вводит медитации исцеления духа, Рудольф Штейнер разбирает эту ночную ситуацию в деталях. Каждую ночь мы проникаем с нашим астральным телом в мир, который окружает нас и имеем опыт сил исцеления, которые активны там.
Здесь можно напомнить другой образ: образ храмового сна, из греческих целительных мистерий. Как вы знаете, существует два вида сна, который может быть у пациента. Диагностические сны и сны терапевтические. В случае сна первого рода астральное тело еще соединено с физически-эфирным и отображает свою конституционную ситуацию: это диагноз. В снах второго рода происходит то, что проявляется в реальном вдохновении и в дальнейшем сне: астральное тело оставляет физическое тело, выходит в окружающее и там воспринимает опыт природы. Определенной части природы. Почему это происходит, в определенном месте?
Можно сказать: астральное тело было как бы "настроено" теми впечатлениями, которые оно получает от эфирного тела, оно даёт очень определенный тон. Что-то было неправильно. Существует лакуна, дисгармония. С этим впечатлением астральное тело покидает эфирное и выходит в мир природы. Астральное тело ночью и астральное тело в его духовной реальности, создают полноту взгляда. Отдельные сущности становятся "различаемыми" в их взаимоотношениях. Астральное тело замечает, чего не хватает в лакуне, отмечает тон в совокупности окружающего мира, который может привести дисгармонию к гармонии. Так как астральное тело является нашим "телом общения". Как известно из феноменологических исследований, плодотворно изучать не одно растение, а одновременно два, например, дуб и бук. Причина в том, что как оказывается, два растения проливают свет друг на друга. Прямой разговор может развиваться между двумя растениями. Звуковой интервал. Музыка. Так как астральное тело также является и нашим музыкальным телом. Вот почему хорошей идеей при изучении лечебных средств, является попытаться начать с совокупности конкретной области. Не изучать один металл, но всегда этот металл в его отношении к другим шести. Можно заметить, что Рудольф Штейнер очень часто применяет этот метод работы. Он редко говорил о свинце без сравнения с серебром.
В восьмой лекции «курса для молодых врачей» он говорит о триаде свинец-золото-серебро. В то же время кремнезём вносит деятельность, полярную кальцию. Двадцать лет назад в кругу врачей мы обсуждали семейства растений с Бернардом Ливегодом (Bernard Lievegoed): губоцветные и пасленовые. Отдельные члены семьи становятся понятны только тогда, когда рассматривают их рядом со своими братьями и сестрами. Только тогда гений, например, Паслёна сладко-горького(Dulcamara Solanum), становится видимым или, скорее, "слышимым". Он оказался Меркурием пасленовых.
Все, что практикуется таким образом в течение дня, является подготовкой к ночи. Это как бы входное разрешение в царство ночи, где наши астральное тело видит все в ином свете и может воспринимать в своей совокупности всё, с чем мы пытались установить предварительные отношения в течение дня. Тогда воля исцеления (Heilerwille) приходит в жизнь. Это не маловажно для нас сознательно вовлекать ночь в нашу жизнь таким образом.
Ибо только таким путем становится возможным выполнять третий шаг. Шаг к правильной терапии.

Интуиция
Диагноз находится воображением. Вдохновение дает доступ в царство целительных сил. Интуиция устанавливает связь между диагностикой и лекарственным средством, что и приводит к терапии.
Подобно тому, как вдохновение возможно через чувство, живущее в астральном теле, также интуиция имеет отношение к воле и Я. При интуиции воля становится органом наблюдения. И воля является выражением Я, она является субстанцией Я. При интуиции путь подготовки становится индивидуальным, он становится вопросом личной ответственности. Интуиция становится возможной только тогда, когда человек приводит в действие свою моральную волю. А потом, как бы, путь обучения поворачивает в обратную сторону. Человек ищет возможности вновь соединиться с землёй в своём опыте. И это необходимо совершить.
При возникновении вдохновения человек входит в общий духовный мир, можно сказать мир ночи. В интуиции поставлена задача вывести опыт "Ночи" обратно на дневной свете. Для Иты Вегман с тем, что Рудольф Штейнер называл ее "прекрасной вдохновляюще-интуитивной возможностью" ("wunderbare inspirativ-intuitive Fahigkeiten"), когда у неё была такая интуиция надо было сделать её истинной для себя, понять её, так чтобы она могла нести за неё ответственность. Этот притекающий и протекающий процесс.

История болезни
Мой собственный опыт может служить иллюстрацией вышеупомянутых шагов. Пациент, который был вынужден бороться с тем, что называется пост-концлагерный синдром. Через двадцать или двадцать пять лет после того, как люди были в концлагере, они могут вдруг развить все виды психологических и физических жалоб: боли в брюшной полости и жалобы на сердце, а затем бессонница, беспокойство, повышенная чувствительность, приступы раздражительности. У данного пациента всё это было в такой форме, что жизнь стала невыносимой для него и его окружения. Я пытался заставить его инкарнировать (душевно войти, буквально воплотиться Прим.пер.) особенно в его обменные процессы, но без заметного результата. В какой-то момент я рассматривал возможность призвать помощь из психиатрической больницы. Он не работал в течение трех месяцев. Это была экзистенциальная ситуация.
Тогда я на протяжении нескольких вечеров создал образ пациента и задался вопросом, что же является проблемой на самом деле, непосредственно не давая окончательного ответа на вопрос. С этим я уснул. Несколько дней спустя, во время одного из моих раундов, ко мне пришла идея, что этот пациент должен получать Iscador ®. Я не понимал почему, но приняли идею всерьез. В течение дня понимание постепенно созрело.
Iscador является специфичным лекарственным средством для рака. При раке возникает ситуация, при которой высшие члены личности - Я и астральное тело, работают не полностью воплотившись. Раковая опухоль является органом чувств в неправильном месте. В органе чувств Я и астральное тело почти полностью свободны от самого органа. Что происходило в концлагере? Люди непрерывно получают опыт потрясений, больших и малых. Они не могут справиться с этими потрясениями, и задача становится только сложнее. Они не могут воплотиться. Под давлением и шоковыми ударами они экскарнируют (развоплощаются). Я, астральное тело и даже эфирное тело становятся до некоторой степени свободными. В концлагере это становится постоянным состоянием, чем-то, что постоянно присутствует. Это может длиться двадцать или двадцать пять лет, а потом идет реакция. Iscador помогает воплотиться снова. Дело стало проясняться.
Проблема в данном случае ещё не стала физической, ещё не рак. Она располагалась на границе между астральным и эфирным телами. Следовательно, необходимо было дать Iscador, но не в больших дозах, а в более высокой потенции, например,7. И следовать ритму астрального тела, а этот ритм еженедельный. На следующем посещении пациента был дан Iskador в 7ом разведении. Через неделю после первой инъекции он сказал: "Я чувствую себя немного лучше." После второй инъекции: "Я начинаю быть счастливым, я смеялся первый раз в этом возрасте". А после третьей недели он сообщил: "Завтра я собираюсь вернуться к работе." Инъекции были сделаны шесть раз и повторены через шесть месяцев. Это лечение оказалось эффективным также с другими пациентами, и тогда, когда применялось моими коллегами.
Первым шагом было взглянуть на болезнь свежим взглядом с открытым сознанием, с удивлением: делая первый шаг - диагностику в ясном дневном сознании. Это настраивает разум, который сопереживает, который обладает реальной силой сострадания. Сила чувства даёт крылья астральному телу, чтобы войти в царство ночи в конкретном направление и там найти лекарство. Конечно, можно найти только те средства, с которыми уже созданы отношения. Третий шаг: возвращение лечения из ночи на дневной свет. Получив интуитивное прозрение, "Схватив - удерживай". Это происходит только тогда, когда ситуация становится экзистенциальной. Когда огонь реальности сжигает нереальные личные вещи, пожелания, суету и причуды. Когда вы стали бескорыстны. Только тогда вы сможете наблюдать (по вашей воле) то, чего требует ситуация, а затем может говорить совесть.
Если кто-то пытается реализовать антропософскую медицину на практике таким образом, тренируя себя, отдавая свой собственный внутренний инструмент на дело служения исцелению, он одним этим открывает ворота, из которых течёт поток сил исцеления: Это ворота Я.

Ворота эфирного тела
Вторые ворота сил исцеления — это шлюз эфирного тела. Я дам кратко несколько точек зрения на этот вопрос.
Герметические мистерии или мистерии Меркурия
Когда в южных мистериях человек вводился в своё собственное существо посвящением, то претендента на вступление в его эфирное тело сопровождал священник Гермеса или Меркурия. Первым опытом, испытываемым там было ощущение вступления во время, ведь эфирное тело — это тело времени. Человек возвращается назад в поток времени и проходит через ворота рождения. В начале человек видит себя, а затем с течением времени - многие поколения, от которых у него появляется впечатление, что это его предки, до момента, когда этот опыт прекращается. Мистагог давал понять, что с определенного момента, человек занят через своих предков работой над собственным эфирным телом с его наследственностью, пока оно обладает качествами, необходимыми человеку в земной жизни. Это называлось небесной частью, верхней частью эфирного тела. То, что сопровождает человека из духовного мира на землю.

После этого неофит знакомился с чем-то другим. Он сталкивался с тем, что было для него сначала странным, но священник - герметик объяснял ему, что это все-таки принадлежит ему. Во время возвращения в прежнее состояние он знакомился с эфирным телом, как это было, когда он проходил через ворота смерти в последний раз. Это был момент, когда реинкарнации становились реальностью для посвящаемого. И карма тоже. По существу он понимал, что предыдущее эфирное тело живет в его настоящем эфирном теле. И в этом он встречался с нижней частью своего эфирного тела. Земной, хтонической частью. Той части прибежища нарушений, которые вытекают из предыдущей и более ранних жизней на земле. Это источник болезни. Инициация Меркурия связана с эфирным телом. Он должен как бы перенести всё в эфирные условия. Конечная причина болезни лежит в астральном теле. Но нерешенная ситуация с предыдущей жизнью скрывается в эфирном теле. Так вот, это типичное Меркуриальное предложение, когда второй главе Основ терапии*, «Почему человек является объектом болезни?» (Warum erkrankt der Mensch) заканчивается фразой: "Таким образом исцеление должно состоять в лечении эфирного организма" ("Heiler muss daher in der Behandlung des aetherischen Organismus bestehen").
Элементали и лечение болезней
Как запустить процесс исцеления? Курс для молодых врачей дает возвышенную точку зрения на это и говорит о духе исцеления ("heilende Geister").
В медитации, предложенной там, очень четко говорится о элементалях, связанных с растительным миром. Элементали являются потомками иерархий. Они являются посланниками третий, второй и первой иерархий, позволивших себе сконденсироваться, когда мир вступил в бытие.
Мир возник от тепла. В момент, когда тепло начинает работать таким образом, что, с одной стороны возникает свет, и с другой стороны воздух или "дым", некоторые из его духовных сил передаются обеим сферам. Духовные существа должны ассоциироваться с дымом. И точно так же магия духовных существ, ассоциируется с каждой материализацией. Все, что материально, является "дымом". Рудольф Штейнер, затем ставит вопрос: можем ли мы сделать что-нибудь для этих очарованных элементалей? Элементали входят в нас, когда мы наблюдаем природу. Но если мы наблюдаем природу таким образом, что пытаемся проникнуть в её существо, или, более конкретно выражаясь, к существам, которые работают в ней, то мы выпускаем элементалей, и потом, когда мы умираем, они находят пути назад к своему источнику. Своим внутренним теплом человек вновь формирует огонь из дыма. Перед внутренним взором образ старых обычаев жертвоприношения может предстать ткацким станком вверх. В дыму жертвы священник посылает свои молитвы и тем самым ведет дух, связанный с дымом, обратно в духовный мир.
Но элементали были исторгнуты не только в пространство в начале мира, но и во время. Ритм дня, месяца и года стал возможным благодаря тому, что элементали принесли жертву, позволив себя сослать в темноту ночи, новолуние и темноту зимы. Рудольф Штейнер также говорит о внутренней деятельности человека для освобождения этих элементалей (см. вторую лекцию «Духовные Иерархии и их отражение в Физическом Мире», GA 110.).

Подготовка лекарственных средств
В одном из разговоров с Итой Вегман на больничной койке Рудольф Штейнер сделал предположение, что spinnable волокна должны быть сделаны из торфа. Это позволит высвободить элементалей, сосланных в эти мумифицированные растительные вещества. Они будут впоследствии защищать человека от вредных воздействий, что в будущем будет все больше угрожать ему из земной атмосферы в следствии технического прогресса. Можно было бы сделать одежду из spinnable волокна. На этом освании Рудольф Хаушка разработал препарат Solum Uliginosum.
Эта история архетипический образ для подготовки лекарственных средств и работы с элементалями как "духом исцеления" (heilende Geister).
Мы знаем, что существенным аспектом антропософских средств является их подготовка. Природные вещества сами по себе не являются сильными и эффективными лечебными средствами. Они становятся таковыми, подвергаясь соответствующей подготовке. Вещество становится лечебным средством, когда оно принесено на путь к духу. Можно также сказать: только тогда, когда оно переводится в область эфирного, когда оно приобретает отношения с эфирным телом. Грубо говоря, есть два возможных способа добиться этого.
Пространственно-Тепловой
Первый способ заключается в тепловых процедурах. Холодная экстракция, пищеварения, дистилляция, настаивание, отваривание, карбонизация и приготовление зольных (пепельных) препаратов. Это сотрудничество с и выпуск первой группы элементалей.
Ритмически-Временной
Второй способ заключается в приведении вещества в отношения с нашим телом времени, нашим эфирным телом. Это начинается уже тогда, когда человек принимает во внимание время дня, когда он собирает вещества: например, в начале дня листья (в "Blattermorgen"), несколько позже цветы, в конце дня корни. Но важное значение имеет и время года: белладонну собирают в летний период, когда он находится в полном расцвете, кору дуба, когда появляются первые листья, и т.д. Когда человек собрал первичные вещества, он может пойти дальше в работе с ритмами времени. Например, за счёт адаптации себя утренним и вечерним силам благословения, как происходит в случае с подготовкой Rh Веледы и многих других препаратов Wala. Здесь существует даже согласование лечения ритма и лечения тепла. Кроме суточного ритма, также годовой ритм имеет свое место в подготовке лекарственных средств. Можно напомнить о вегетабилизированных металлах, которые пороходят своё развитие в рамках трёх годовых циклов. Или Iscador, в котором объединены летние и зимние жизненные силы. В основе этого ритмического лечения находятся другие элементали, особенно связанные с днём и годом. Реальность дня и года берёт начало в отношениях между Землей и Солнцем. Работа с этими ритмами приносит качества солнца в лекарственные средства.
Герметический или Меркуриальный священник контролирует земную, хтоническую часть эфирного тела, нерешенные пятна, "острова" в текущем. Везде, где что-то выпало из ритма здоровья или где это угрожает стать слишком "дымным". Лекарственные средства, которыми стали вещества на пути к духу обеспечивают возможность решения таких остановок или дисгармонии и для восстановления нормального развития. Элементали стали "духами исцеления" потому, что человек продвигает природу на шаг дальше. Они становятся помощниками, служителями Рафаэля.

Михаэль и Рафаэль
Однажды Рудольфу Штейнеру был задан вопрос: как можно достичь связи с Рафаэлем? Его ответ был удивительным. "Этого нельзя сделать без кое-чего другого. Сначала нужно познакомиться с Михаэлем. Так как Рафаэль находится в области, в воротах в которую стоит Михаэль." ("Das geht nicht ohne weiteres. Da muss man zuerst Bekanntschaft mit Michael machen. Denn Rafael ist einem Reich an lessen Pforte Michael steht.") [?Из семи архангелов, которые (так нам рассказывает история Тобиас) стоят перед престолом Бога, большая часть работы в глубоких бессознательных уровнях человеческого бытия.?] Тот факт, что Есть много легенд о Михаиле, в то время как другие архангелы едва ли известны, подчёркивает тот факт, что Михаил стоит ближе всего к нашему сознанию. Михаил является вдохновляющей силой в каждом бою, чтобы сохранить духовный горизонт свободным, чтобы открыто стоять перед будущим. К какому бы архангелу ни искали доступ в наше время, мы всегда проходим через Михаэля. Первым шагом всегда должен быть шаг в сознании.
Эфирное тело человека имеет две стороны. Одна сторона находится в распоряжении сознания, другая часть связана с работой тела, направлена на органы. Можно сказать, что свободная часть эфирного тела, сознательная сторона, является сферой, в которой работает Михаэль. Сфера, связанная с органами, является областью Рафаэля.
В сознательной части, в культурной стороне эфирного тела, человек может работать исцеляюще, если он делает это по воле своего свободного Я. Если он живет идеалами, если он художественно, творчески активен, если он тренирует себя внутренне, то это одновременно ведёт к здоровью. «Я» является теми воротами, через которые оздоравливающие силы пробуждаются в эфирном теле. В этом смысле можно также понять, что Михаэль стоит в воротах сферы Рафаэля.
Мы говорили двух путях, по которым могут приходить силы исцеления. Теперь может возникнуть следующая картина:
- Во вратах Я Михаэль и показывает путь своим сверкающим мечом,
- На вратах эфирного стоит Рафаэль и ритмично размахивает над бездной своим посохом(жезлом), пылающим огнём.





* Основы терапии, Р. Штейнер, И. Вегман, Рудольф Штейнер Пресс, 1967.

Комментариев нет:

Отправить комментарий