понедельник, 30 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. IX. УГЛЕВОДНАЯ ПИЩА


Углеводы - это субстанция растения. Это существо, которое достигает до звезд и из
космических далей строится как носитель жизни.

Человек, напротив, является носителем духа и души. Он строит свое тело из своих жизненных процессов, но чтобы развить сознание, его духовно-душевное снова разрушает это тело. Внешнее Солнце создает вовне зеленое растение, внутреннее солнце создает частичную смерть и возводит тем самым человека на высшую ступень, поскольку расти-тельный процесс преобразует в противоположный. Таким образом для мирового процесса человек представляет собой продолжение растения, поскольку духовно-душевное разрушает то, что строит растение, и вместо этого создает нервную систему. Благодаря этому человек возвышает жизнь, делая ее
сознательной. Свет, который вовне строит растение, внутри нас работает над построением
нервной системы (Рудольф Штейнер).

Животная пища уже содержит в себе развитые силы душевного. Их человек должен
преодолеть. Хотя животное их предварительно перерабатывает, но человек, если он принял в себя животную пищу, уже не может ее строить согласно своим собственным потребностям. Животное питание специфическим образом действует на нервную систему и тем самым на душевный настрой, как это уже было изложено выше.

Растительная пища, напротив, оставляет нервную систему незатронутой чем-либо внешним. Благодаря этому человек может пронизать свои нервы тем, основа чего заложена в нем самом. Пище из растительного мира человек обязан тем, что он может всматриваться в великие взаимосвязи вещей, которые возвышаются над предрассудками и страстями.

Личные интересы возбуждаются мясной пищей, общественные интересы — растительной
пищей. Это передается через наследственный поток, через предков, и в одной жизни часто не удается устранить то, что через предков с мясным питанием вложено в нервную систе-му. Тогда вещества идут своим путем, вследствие чего производятся силы, которые могут вызвать такие последствия, как нервные заболевания, эпилептические и истерические со-стояния. (Рудольф Штейнер).

Вследствие таких реальных взаимосвязей вегетарианское питание имеет свое обоснование
при рассмотрении общей системы питания; в связи с определенной индивидуальностью здесь также есть свои границы и опасности. Если при белковой и жировой пище мы преж-де всего должны обратить внимание на парализацию, которая может возникнуть вслед-ствие отсутствия упражнения способностей, которые должен иметь сегодня и упражнять человек, то при растительном питании нужно указать на неспособность некоторых людей правильно переваривать пищу.

Пищеварение - это способность личности. Она состоит в том, чтобы переводить пита-тельные вещества в нематериальное, духовное состояние, которое служит побуждением для развертывания дальнейших процессов внутри человека. Если этот процесс нарушить тем, что способности личности станет недостаточно, чтобы провести одухотворение пита-тельных средств, что тогда произойдет? Вещество останется чуждым телом и должно быть выделено. Так при неправильно перевариваемой растительной пище возникает метеоризм. Неорганизованный воздух, который организм не в состоянии вчленить в себя, поскольку он не смог осуществить необходимые преобразования, угнетает ход пищеварения. Здесь, в свою очередь, особую роль играют почки. Они связаны также с тем внутренним светом, который происходит из правильной переработки углеводов, строит нервную систему и действует в ней. Почки овладевают воздушным организмом, действуя совместно с моче-вым пузырем: они всасывают воздух, газы из всего организма. Как уже было описано, вследствие этого они являются первопричиной вдоха.

Состояния, связанные с невозможностью правильно переваривать углеводы, могут при-вести к нарушению общей конституции. Впечатляющим примером этого является диабет (сахарная болезнь). Здесь мы имеем пример того, что организм во внешнем пищеварении хотя и разрушает углеводы до сахара, но они не «отцветают» при переходе через стенки кишечника и неизменяемыми поступают в кровообращение. Здесь сахар является чуждым телом и может быть выделен.

Как ни правилен вегетарианский образ жизни, но все же всякий фанатизм в этом направ-лении приносит вред. Воззрение, что вегетарианская пища особенно важна для здорового
телесного и духовного развития человека, следует из познания современного согласного с духом учения о природе и человеке.

Каждый должен сам знать, на что способно его пищеварение; но не следует судить о цен-ности личностных сил, если они не в состоянии переваривать растительную пищу. Такой факт ничего не говорит об истинной ценности личности, но указывает лишь на то, что «Я»
болезненным образом не проявляет правильного интереса к процессам пищеварения. Об этом мы еще будем говорить при обсуждении приправ.

Намеченное здесь воззрение, что углеводы посредством воздушно-светового организма
ведут к образованию нервной системы, является новым. Мы, люди, всегда склонны, согласно так называемым современным научным результатам, рассматривать наш организм как чисто материальный. Мы охотно подменяем духовные взаимосвязи природными зако-нами, причем бессознательно вкрадывается мысль, что человеческий организм состоит только из физического тела и химических веществ и их взаимодействия. Прослеживают субстанции до их химических элементов и, познав действие субстанций, пытаются пока-зать, как они химически могут действовать дальше в большой реторте, называемой челове-ком. Но уже растение в своих жизненных процессах даёт другое направление веществам и силам и приводит их в другие связи, отличные от тех, в которых они находились бы, если бы следовали своим законам. Человек, как носитель духовно-душевного, развивает эти направления и связи в едва понимаемых сегодня измерениях.

Сегодня, видя, как соединяются и разделяются в человеке, как в реторте, вещества, думают, что тем самым можно найти для человека нечто целебное. «Но придет время, когда то, что сказано о свете и о душе, будет стоять перед глазами того, кто проводит исследования в лаборатории. Тогда можно будет делать химического вида наблюдения и видеть, как в малом действует великое». (Рудольф Штейнер).

В «Учении о субстанции» подробно представлены категории углеводов: крахмал, целлю-лоза, сахар. Юная субстанция крахмала образуется из воздуха, света и воды посредством
ассимиляции. Что мы можем под этим понимать сгущение цветовой драмы радуги, следует из праобраза самого творения. Бесконечное преобразование качеств и форм обнаруживает крахмал в растениях Востока, Запада и Центра.

Образующие принципы ландшафта,
растений и малых формирующих элементов зерен крахмала на Востоке, Западе и в Центре несут в себе явные признаки односторонности и тем самым опасности на
Востоке и Западе: на Западе - опасность оцепенения в веществе, на Востоке - потеря себя в бесформенном.

Зерна крахмала пшеницы, ржи и ячменя по форме и величине несут в себе гармонию обеих полярностей - картофеля и риса. Крахмал наших европейских видов злаковых несет в своих зернах почти облик маленького Солнца с концентрическими слоями вокруг центра. В самом деле, европейские злаковые более всего подходят нам в качестве пищи. О свойствах картофеля мы еще будем говорить.

Уплотненный и отвердевший углевод, целлюлозу, мы находим как остов всех растений в нашей овощной пище, а также в составе кожуры наших злаков, когда мы едим, например, хлеб из муки грубого помола. Эту субстанцию, образующую остов, которая в науке о пита-нии рассматривается как не имеющая ценности, не следует недооценивать. Хотя её и назы-вают «пищевым шлаком», но делают это потому, что не знают истинной ценности целлю-лозы. Эту субстанцию, составляющую остов и кожуру растения, считают непереваривае-мой, но её допускают в составе пищи, поскольку думают, что шлаки способствуют кише-чной деятельности и тем самым выделению.

Отвлекаясь от того, что выделительная деятельность означает не только удаление ненуж-ного, как уже было сказано, эти «шлаки» имеют также прямую питательную ценность, как
это мы увидим при рассмотрении соли и в главе о витаминах. Но, во всяком случае, «Я»
упражняет свои силы на этой плотной остовной субстанции.

Растение утончает свою субстанцию в направлении цветка к сахару. В нектарниках цветков пчелы собирают мед, в сладких плодах мы получаем в пищу фруктовый сахар. Но некоторые растения откладывают сахар также в стебле и корнях, например, тростник и сахарная свекла. О свойствах этих видов сахара и их Ценности для питания подробно говорилось в «Учении о субстанции». Мы напомним здесь отдельные положения.

В древнейших источниках упоминается о питании медом. Александр Македонский со своей армией шел через Персию в Индию; и здесь греки обнаружили «камыш, который производит мед без помощи пчел». Это был уже тогда культивировавшийся в Индии сахарный тростник. Оттуда сахарный тростник распространился через Персию в Египет и стал вскоре известен цивилизованному миру. Арабы научились из сока сахарного тростни-ка изготавливать кристаллический сахар и уже в XVIII веке имели высокоразвитую сахар-ную индустрию. Они собирали сваренную горячую кристаллическую кашицу в кули из пальмовых листьев; так возникла пра-форма сахарных голов.

Карл Великий способствовал торговле с Востоком специями, к которыми принадлежал
также и сахар. Также крестовые походы способствовали распространению сахара в Европе.
Христофор Колумб завез сахарный тростник в Америку, отчего произошли огромные сахарные плантации на Кубе и в Санто-Доминго, где 80 % сельскохозяйственных угодий заняты под сахар.

Тем не менее, на протяжении всего Средневековья сахар считался более лакомством. Только Фридрих Великий, Мария Терезия и Иосиф II - «просвященные деспоты » Нового времени - декретировали сахар как питательное средство и облегчили его ввоз посред-ством таможенных мероприятий. Сахарная индустрия пережила неожиданный подъем, когда стали рафинировать коричневый тростниковый сахар и вырабатывать из него белый кристаллический сахар.

«Теперь открывается путь к дальнейшему развертыванию искусственного производства», -
писали в хрониках того времени. В 1800 году в Германии ученый Ф. Ахард нашел пригод-ный к использованию сахар в свекле. Но прошло еще двадцать лет, пока начали возделы-вать сахарную свеклу, из которой стало возможно получать экономически выгодный сахар. И все же, несмотря на все остроумие немецких химиков и инженеров, развитие сахарной индустрии не встало бы на тот путь, на котором она находится сегодня, если бы к этому не побуждала международная обстановка.

А именно, Наполеон подвергся континентальной блокаде и тем самым была прервана поставка тростникового сахара в Европу. В этих условиях удвоились стремления заменить
тростниковый сахар равноценным продуктом из свёклы. Сам Наполеон принял живое участие в прогрессе развивающейся индустрии свекольного сахара и в 1811 году существо-вало уже много сахарных фабрик. После падения Наполеона молодая индустрия смогла утвердиться благодаря своей высокой технологии в сравнении с примитивным производ-ством тростникового сахара.

Также ещё и сегодня едва ли какая-нибудь другая ветвь индустрии настолько продумана и
рационализирована до мельчайших подробностей, как производство свекольного сахара.
Этот исторический очерк несет в себе указания относительно питательных свойств
различных видов сахара. Мы видим, что в ходе истории произошло нисхождение от цветка через стебель к корню.

                      Цветок     -     Мёд                               -    Патриархи
                      Стебель    -     Тростниковый сахар     -    Александр Великий
                      Корень     -     Свекольный сахар         -    Наполеон


Цветок, стебель и корень - это три части растения, которые как по своему облику, так и по
веществу, а также по функциям отчетливо различаются друг от друга. Как три члена одного организма, они взаимосвязаны, но каждая часть в своем существе является носи-тельницей однозначно открывающегося направления деятельности. Посредством цветка растение связано с периферией, посредством корня - с Землей. В стебле и в листе в гармоническом сглаживании встречаются Небо и Земля.

Как мёд непосредственно является продуктом космических взаимосвязей, так и жизнь в
патриархальную эпоху, как уже было описано, непосредственно была пронизана импуль-сами божественного мира, которые непосредственно захватывали волевую жизнь человека, собственная воля и собственное мышление ещё не были развиты. Сила личности была еще слишком слаба.

В эпоху тростникового сахара начинается консолидация Центральной Европы. Основание
городов и стремление к социальному порядку в человеческих сообществах, а также глубо-кое пронизывание жизни религиозными импульсами исходило из сил характера.

И как свёкла корнями прорастает в земное царство, так и мышление нашей эпохи связано с земными вещами. Наше мышление имеет корневой характер; отношения в мире сегодня
регулируется интеллектом, хотя уже в наши дни восходит утренняя заря новой эпохи.

Если для получения меда не требуется никаких технических мероприятий, а приготовле-ние тростникового сахара в Средние века еще было близко к природе -вспомните отливки в кулях из пальмовых листьев, - то производство свекольного сахара происходит с приме-нением рафинированной технологии.

Таким образом, можно заметить, что состоянию сознания развивающегося человечества в
ходе истории соответствуют изменения в системе питания, как мы уже говорили. Пример с
сахаром - лишь один из многих, и при изучении нашего питания мы все снова будем
устанавливать те же закономерности.

Рассматриваемая с этой точки зрения, история сахара предстает в особом свете. Мед,
тростниковый сахар и свекольный сахар, как представители трехчленного растения,
сопровождают человека в его развитии от самого начала до нынешних дней.

Но также как образ трехчленного растения вплетен в человеческую историю, так он вплетен внутрь индивидуального человеческого организма. Из рассмотрения морфологи-ческих и физиологических отношений в человеческом теле мы узнали, что образующие силы, строящие растительный корень, действуют также в чувственно-нервной системе. Силы, образующие цветок, действуют также в образовании волевого полюса обмена веществ. И в центре, между головой и конечностями, в ритмической системе дыхания и кровообращения, в области характера действуют образующие силы лиственно-стеблевого региона.

К грандиознейшим открытиям Рудольфа Штейнера относится нахождение физиологичес-кой основы душевной деятельности - мышления, чувства и воли - в трехчленной телесной природе: мышления - в нервно-чувственной системе, чувства - в ритмической системе, воли - в системе обмена веществ и конечностей. Заблуждения современной психологии происходят от того, что душа рассматривается только как эманация нервной системы. Носителем же душевно-духовных функций является весь человек. Как в волевом деянии мы хватаем нашими руками вещи мира, так мы постигаем (охватываем) их посредством нашего мышления, так чувствуем мы их, как бы тестируем посредством нашего дыхания. Мы можем жизнь наших чувств определить по характеру нашего дыхания и внутренне связанной с ним пульсацией крови. Насколько радость и воодушевление могут сделать дыхание и пульс летучими, настолько страх или глубокая печаль могут подавить их.

Поскольку трехчленный человек стоит в описанных отношениях к трехчленному расте-нию, то это родство не лишено значения и в питании. Поэтому мед, тростниковый сахар и свекольный сахар действуют возбуждающе на соответствующие телесные члены: на обмен веществ, ритмическую систему и нервно-чувственную систему, - как физиологические факторы душевной деятельности.

При этом мы должны принять во внимание, что сахар уже эмансипировался из потока
живого растения и выступает как отложения в цветке, стебле и корне. Вследствие этого он уже несколько удалился от растительного бытия и приблизился к минеральному. И если он затем (в особенности белый кристаллический сахар) подвергается рафинированию на сахарных заводах, то мы имеем процесс дальнейшей денатурации, который приближает растительный продукт уже к категории соли. Во всяком сахаре более или менее присут-ствует пищевой компонент, родственный соли.

В этом смысле сахар - это питательное средство, дающее душе внутреннюю твердость,
пронизывая ее некоторого рода невинным эгоизмом. Сахар усиливает личностный харак-тер. В этом смысле интересно рассмотреть потребление сахара различными народами.

Как в ходе человеческого развития сахар
сопровождает развертывание сознания, рост личностных сил, это показывает также горизонтальное членение, география
человечества, соответствующее состоянию
сознания потребление сахара. Развивающий сильные личностные силы интеллектуаль-ный Запад потребляет гораздо больше
сахара, чем в начале нашего столетия потреблял еще патриархальный Восток.

В нашем современном питании играют определенную роль также еще целый ряд видов сахара. Для домашнего употребления можно предложить все виды коричневого сырого сахара. Они еще не прошли очищения посредством рафинирования и поэтому не настолько лишены жизни, как белый кристаллический сахар. Этот коричневый сырой сахар может быть различного происхождения: тростниковый, свекольный или пальмовый. Также кленовый сахар (из кленовых побегов) можно рекомендовать для подслащивания молочной пищи.
«Крахмальный сахар », называемый также глюкозой или виноградным сахаром,
приготавливается из крахмала посредством обработки его серной кислотой. Поэтому это
чрезвычайно денатурированный продукт, что легко установить на вкус. Поэтому он может
применяться только в кондитерской промышленности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий