Приветствую, дорогие читатели! В блоге преимущественно будут материалы по медицине в антропософском освещении на русском языке, как известные книги и статьи, так и мои переводы. ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ У 11ЛЕТНЕЙ ПЛЕМЯННИЦЫ РАК МОЗГА. ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ НЕУДАЧНА. СРОЧНО НУЖНА ЛЮБАЯ УДАЛЁННАЯ РАБОТА. БЛАГОДАРЮ ЗА СОЧУВСТВИЕ! P.S. Автор будет благодарен за любую поддержку! ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Блог существует на голом энтузиазме. Есть возможность помочь? - Янд.кошелёк 410012393087087
вторник, 10 июня 2014 г.
Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. XXV. МЕТАЛЛЫ
Когда в основу новых исследований кладут гётевское целостное воззрение на природу, оказывается, что непредвзятый интерес вместе с художественным чувством представляет некоторые природные феномены в совершенно новом свете и проявляет вещи в их важных отношениях между собой. Так, сначала с этой стороны можно приблизиться к особому характеру металлов и их отношению к другим субстанциям Земли.
Когда мы находим где-нибудь кусок горного хрусталя, или кальцита, или мрамора, или другой кристаллизованной земли, то эти куски являются вещественными, то есть, с химической точки зрения, имеют такие же или, по меньшей мере, похожие свойства, как и вся область, в которой он найден. Эти образцы представляют собой только особенно чистый и оформленный вид породы, свойственный всей области. Иначе обстоит дело, если мы возьмем кусок руды. Эта руда, основной составной частью которой является металл, узкими жилами принизывает породу, и поэтому не может рассматриваться как строительная субстанция тела Земли, в отличие, например, от извести, кремня, глинозема, фосфора. Металлы и неметаллы находятся, кажется, в совершенно различных отношениях к самой Земле и к человеку.
Тогда как металлы непосредственно сообщают нам о себе посредством свойств, открывающих их теплую, внутреннюю подвижность, таких как звучание, блеск, тепло- и электропроводность, - камень, горный хрусталь, и вообще земли остаются равнодушными, немыми, застывшими. Хотя неметаллы доходят до кристаллической прозрачности, они могут быть благородны и чисты, как, например, горный хрусталь, но мы не наблюдаем в них более интимных отношений, они не резонируют. Чужды и совершенны их чистые формы.
Именно подвижность, внутренняя жизнь привлекает нас в металлах. Если мы возьмем кусок пирита или другой руды, то мы будем иметь от него совсем другое чувство, чем от земель. Те близки нам благодаря их внутреннему огню, их звук и блеск говорит нечто нашей душе, эти удивляют нас своими математическими формами, которые неизменно покоятся в течение тысячелетий. Там, где металлы, там начинается удивительное беспокойство в работе и стремлениях.
Поэтому металлы всегда играли значительную роль в ходе культурного развития человечества. Различные культурные периоды названы именами использовавшихся в них металлов. Металлы являются материалом для человеческих орудий. Их можно плавить, отливать, ковать, тянуть. Это, как и звук и проводимость, имеет колоссальное значение для развития человеческой культуры. Земли, напротив, остаются неподвижными. Они не звучат, не проводят, им нельзя придавать форму.
Свойства металлов более тесно связаны с нашим собственным существом, чем это кажется на
первый взгляд. Они глубоко родственны нам самим и вносят развитие во времени. Можно сказать, что неметалл так относится к металлу, как немые природные вещи к поющей и чувствующей душе человека. Те же самые отношения «сформированного немого» и «душевно-подвижного» мы имеем в основных элементах нашей речи. Речь обнаруживает фундаментальное членение. В нем можно еще увидеть многие творящие силы, и в древности умели ценить слово в его более глубоком значении. В повседневной жизни речь служит нам сегодня не более как средство для взаимопонимания. В древние времена дело обстояло
иначе. Тогда проклятие или благословение умирающего имели силу. Ведь в изреченном слове действовали те творящие силы, которые посредством мощных процессов строят и организуют мир и последним вещественным проявлением которых являются наши земные вещества. Сегодня мы едва ли имеем представление о мощи, заключенной в слове. Но тот, кто с открытым чувством позволит действовать на себя существу языка, может еще почувствовать силу изреченного слова по сравнению с письменной его передачей.
В языке есть элемент, который ощущается как формирующий, структурирующий. Это существо согласных. Гласная, напротив, сообщает слову подвижность и то, что звучит и преобразуется, что является носителем тональной непрерывности слова. Искренность нашей души мы вкладываем в гласные. Все формы выражения наших чувств имеют характер гласных. «А! О! У!» Если, напротив, мы прислушаемся к звукам вне нас, в природе - раскаты грома, треск горящей древесины, грохот ломающегося льда, всплеск при падении камня в воду - все это имеет характер согласных звуков, вызванных элементами безмолвных
вещей. Согласный - это кристаллизированное, застывшее выражение внечеловеческого, неличностного мира форм. Гласный, напротив, — это носитель подвижного личностного облика. Быть может, можно сказать: согласные образуют тело, скелет слова, гласные — его кровь, его душу.
Земли и металлы открывают те же качества, и металлы так же относятся к землям, как гласные к согласным.
Характерные свойства металлов удивительным образом упорядочиваются всегда в определенной последовательности. Так, мы находим самую высокую проводимость, чистейший звук и прекраснейший блеск у серебра. За ним следует медь и ртуть. Поэтому серебро используется для изготовления зеркал, кроме того, известно, что серебряные струны, натянутые на музыкальных инструментах, как, например, на рояле или цитре, дают самые чистые и ясные звуки. Если, напротив, мы будем рассматривать металлы, которым эти свойства присущи в наименьшей мере, то это будет свинец, и за ним олово и железо. Звучание и блеск так слабо выражены у свинца, что едва ли вообще эти свойства можно ему приписать. Проводимость свинца настолько мала, что он скорее расплавится, чем пропустит ток или теплоту. Это обуславливает его использование в качестве предохранителей в электрических и теплотехнических установках.
Золото создает равновесие между обеими группами металлов, и мы получаем следующий ряд
металлов, расположенных в соответствии со свойствами звучания, блеска и проводимости тепла и электричества.
Изучение пригодности этих металлов для обработки показывает тот же порядок: серебро и медь наиболее ковки, но если бы мы попытались их отлить в форму, нас постигла бы неудача. Они плохо отливаются в форму, потому что в расплавленном состоянии они забирают в себя объем воздуха, в несколько раз превышающий их собственный, и в момент застывания отдают его обратно. Поэтому отливка получается с пузырьками воздуха и раковинами, которые на поверхности выглядят, как кратеры.
Специалисты употребляют для этого образное выражение: серебро «spratzt » (разбрызгивается).
Свинец и олово отливаются легче всего. Однако они плохо поддаются процессу ковки, поскольку в этом случае они расслаиваются под ударами молота.
Золото снова занимает среднее положение между этими металлами, поскольку оно ковко и хорошо отливается. Свидетельством этого является, наряду с тончайшими выкованными изделиями из золота древности и средневековья, точнейшее искусство плавки современной техники зубного протезирования. Золото нельзя было бы использовать для изготовления пломб, если бы оно разбрызгивалось, как серебро. Железо и ртуть группируются вокруг золота как металлы, которые можно отливать и в то же время ковать. Мы знаем как ковкую сталь, так и чугун. Для ртути обработка не так применима, поскольку при обычных
условиях она находится в жидком состоянии. Если же она застывает, она сохраняет форму сосуда. То есть она может быть отлита в форму. В то же время, в застывшем состоянии она ковка. Этот факт можно изобразить в виде таблицы:
Снова и снова учет динамических свойств металлов приводит к той же последовательности.
Этот замечательный порядок стоит в связи с космическими явлениями. Этот факт не покажется нам удивительным после того, как мы рассмотрели отношение Земли к созвездиям звездного неба. Но где в Космосе берут начало металлические процессы?
Оказывается, что порядок, найденный на основе рассмотрения металлических свойств, существует также в Космосе, если мы рассмотрим отношения планетных сфер.
Уже было объяснено, что система Птолемея не противоречит системе
Коперника, если подходить к планетным орбитам с точки зрения сфер.
Планеты движутся по своим орбитам с определенной скоростью. Эти скорости могут быть выражены в числах посредством так называемой угловой скорости. Если однажды в 6 часов вечера направить телескоп на Венеру, и если мы на следующий день снова захотим посмотреть на нее, то мы уже не найдем ее на прежнем месте. Она несколько сдвинется по своей орбите. Следовательно, нужно будет чуть повернуть телескоп. Угол, на который развернется тогда телескоп, - это угловая скорость за день. Средняя угловая скорость планет была посчитана за период с 1916 по 1934 годы и выражена в угловых величинах за 30 дней. Числа, полученные при этом, находятся в поразительном отношении к значениям чисел, выражающих в справочниках проводимость металлов, если их поставить сбоку уже известного ряда расположения планет:
Итак, видно, что движение планет на Земле превращается в свойства металлов. Живое движение планет проявляется метаморфизированным образом как проводимость металлов. Планеты катятся по могучим кривым и петлям на фоне неподвижных звезд. Подобным же образом металлические жилы пронизывают Землю, так гласные звучат сквозь согласную структуру слова.
Металлы в корне отличны от земель, так же как отличны по сути планеты от неподвижных звезд или гласные в области языка от согласных.
Почему ртуть некоторым образом выпадает из ряда, представленного в таблице, позже будет
объяснено. Числа в скобках дают значение проводимости для твердой ртути.
Еще и другой факт проливает свет на особенности природы металлов по сравнению с другими веществами. В обычном порядке, принятом в периодической системе, металлы занимают неправильное место. Их частично относят к VIII-й группе, где они без всякой связи ведут изолированное бытие. Все прочие металлы прерывают ряды родственных элементов и поэтому располагаются в стороне в отдельных колонках. Так, например, медь, серебро и золото в 1-й группе прерывают ряд щелочных, во II-й второй группе щелочно-земельных элементов и т. д. При описании металлов группы железа это станет еще отчетливей (сравните гл. XXXIII). Но уже из этого можно усмотреть, что металлы, в принципе, должны иметь другие свойства, чем неметаллы, родственные землям.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий