среда, 18 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. Кобальт


При изучении кобальта складывается впечатление, что это железо с оттенком еще более сильной земной природы. Кроме того, что он реагирует магнетически как железо, образует карбиды с земным веществом (углеродом) и в прочих химических реакциях показывает характер железа, многие его другие феномены обнаруживают более сильную связь с Землей.

Руды, а также его соли тингированы темным, меланхолическим элементом — сине-фиолетовым. Кобальт показывает еще меньшую связь с водой, чем железо. Красные водосодержащие соли кобальта уже на сухом воздухе благодаря отдаче воды становятся темно-голубыми. На этом основано использование раствора кобальтовой соли в качестве симпатических чернил. Вначале невидимые строки письма становятся при нагревании темно-синими. Кобальтовая соль используется также как датчик влажности, она принимает тем более темный оттенок синего цвета, чем суше атмосфера.

Если в своих солях кобальт кажется подвижнее, как металл он более устойчив, чем железо, Поэтому его применяют для покрытия железных изделий в виде тонкого слоя, например, гальваническим методом.

Откуда взялся кобальт? В первобытные времена Земля была еще мало материальным телом, но полная подвижной брезжащей жизни. Эта в известной степени бестелесная жизнь переживалась в прежние времена как многообразный и пестрый мир природных духов. Греческая и, прежде всего, германо-кельтская мифология заполнена образами природных сил, которые властвуют за видимыми природными фактами. Немецкие сказки, например, это не просто примитивный материал для забавы маленьких детей, но образно представленные процессы; они ведут нас в мир гномов (Kobolde), русалок (Nickelmanner), сильфов (духов воздуха) и саламандр (духов огня), мир, представленный в образах подвижной природной
духовности.
Сегодня мы склонны эти сказочные образы относить к царству фантазии или, в лучшем случае, рассматривать как персонификацию природных сил. Но разве, по крайней мере, не настолько же логично предположить обратное: природные силы являются проявлением этих природных духовных существ. Люди, живущие в тесном контакте с природой, как пастухи, крестьяне и лесники, особенно в северных странах, где в одиночестве интимная связь с природой и сердечная наивность еще могут существовать, не нарушаемые такими достижениями цивилизации, как радио и кино, убеждались неоднократно в реальности этих сказочных обликов. Шахтеры и металлурги средневековья, имевшие дело с обработкой
железных руд, знали природу этих побочных металлов, которые при выплавке железа часто вызывали их злость и разочарование. В простоте своей — или мудрости! — они связывали это, как с причиной, с деятельностью кобольдов и русалок и дали им соответствующие наименования.
То есть кобальт означает, собственно говоря, кобольд. Кобольды, именем которых назван металл, известны также как гномы или земные духи, описываются всегда в связи с землей и недрами земли. Они работают в рудных жилах, собирают драгоценные камни и металлы, рубят скалы и подготавливают землю для растений, в корнях которых они действуют. Они описываются как очень разумные, способные все рассчитать и исчислить. Они нередко доставляют страдания и мучения людям, но часто им помогают. Их характер меланхоличен, и трогательно их стремление к светлому дню. Как велика бывает их радость, например, по поводу красного кафтанчика.

Так мы находим кобальт как родственный железу металл, тингированный темным меланхолическим оттенком и связанный с землей сильнее, чем само железо. Его можно рассматривать как преувеличенно-железную субстанцию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий