пятница, 20 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. ПРИЛОЖЕНИЕ


Полагаю, что знакомство с экспериментатором прошлого века, который проводил свои исследования в духе Гёте, будет отвечать потребностям большого числа мыслителей и исследователей. В особенности читатели данной книги будут приветствовать возможность прочитать в оригинале экспериментальные исследования барона фон Герцеле. Поэтому я посчитал необходимым поместить
здесь работы фон Герцеле, насколько их еще можно было найти.
Ранее уже было описано, как затерялись исследования Герцеле в эпоху триумфов химии, особенно химии сельского хозяйства. Сам он оставался забытым, лишь недавно его заново открыли, и стоило труда разыскать его работы.


НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ, ИЗ КОТОРЫХ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

А. фон Герцеле

Природа - не зерно, не оболочка,
В ней все едино. Точка.

Тот, кто в течение нескольких лет работает над решением безнадежной, пользующейся в некотором роде дурной славой задачи, тому невозможность решения кажется почти что природной необходимостью, а удача — чем-то противоречащим закону, неслыханным. Даже большое число благоприятно выглядящих
фактов едва ли в состоянии укрепить в нас веру в то, что мы приблизились к цели.
Желание проникнуть в суть того, что кажется скрытым, в превращения простых веществ, каждый считает, мягко говоря, предприятием заранее обреченным. И все же мы тем живее чувствуем потребность помочь ответить на вопрос о способе возникновения элементов, чем богаче стала наука новыми способами рассмотрения, влекущими нас к решению этого вопроса.
После этого введения не покажется странным, если я отклонюсь от взглядов, оправдываемых
ставшими до сих пор известными фактами, и использую в качестве опоры мысль, которая побуждает меня произвести следующие опыты по вегетации. Необходимо заявить, что не существует ничего неорганического. Природа не создает вначале сосуд, чтобы затем поставить в него растения. Сосуд и растения возникли одновременно. Почва состоит из содержащихся в растении несгорающих веществ, потому что эти вещества были произведены и производятся растениями.
Это необходимо доказать посредством опыта. Когда опыты по вегетации производятся в водных растворах или в песке, пемзе и т. п., тогда семена и корни отдают воде или влажной подложке органические и неорганические вещества, которые, особенно в последнем случае, для исследования утрачиваются. Поэтому я проводил большую часть следующих опытов без подложки. Корни образуют на тарелках плотное переплетение, которое легко сохранять в слегка влажном состоянии, особенно если прикрыть их стеклянными пластинами, колпаками и т. п. Использовалась дистиллированная вода. Таким образом, из веществ семени ничего не утрачивалось, и к ним ничего не было добавлено. Проросшие растения должны были, в соответствии с обычными предпосылками, содержать такое же количество неорганических веществ, что и семена.
По четыре зерна фасоли сорта Вициа Фаба, которые весили в среднем по 2, 063 г, дали в среднем от четырех анализов 0, 050 г пепла, 0, 006 сернокислого кальция (осажден как щавелевокислый, взвешен как сернокислый) и 0, 0106 фосфорнокислого магния (магнезия). — Четыре проростка, выросшие из четырех зерен того же сорта (в среднем по 2, 294 г весом) на дистиллированной воде, дали в среднем в четырех опытах 0, 064 пепла, 0, 013 сернокислого кальция и 0, 014 фосфорнокислого магния.
***

По 6 г семян лугового клевера дали в среднем от трех анализов 0, 030 сернокислого кальция и 0, 043 фосфорнокислого магния. Ростки из каждых 6 г семян дали в среднем из четырех опытов 0, 043 сернокислого кальция и 0, 064 фосфорнокислого магния.

Тот же самый вид семян дал на каждые 6 г в качестве среднего значения из четырех анализов 0, 017 сернокислого барита, соответственно 0, 006 серной кислоты; ростки из каждых 6 г семян дали в среднем в четырех опытах 0, 034 сернокислого барита, соответственно 0, 012 серной кислоты
***

Зерна белой фасоли, весом 2, 930 г, дали в среднем в трех анализах 0, 011 сернокислого кальция. Ростки из зерен фасоли по 2, 940 г дали в среднем в трех опытах 0, 018 сернокислого кальция.
Карликовая фасоль, весом 2, 500 г, дала в среднем в трех анализах 0, 006 сернокислого кальция. Ростки из фасоли такого же веса дали в среднем в трех опытах 0, 015 сернокислого кальция. Фосфорнокислый магний ни у одного вида фасоли прироста не обнаружил.

Порции по 6 г семян капусты огородной содержали в среднем в четырех опытах 0, 071 фосфорнокислого магния. Ростки из порций по 6 г капусты дали в среднем в четырех опытах 0, 090 фосфорнокислого магния. Кальций показал незначительный прирост, серная кислота нулевой.
***
Ростки Wasserrueben по сравнению с 0, 074 фосфорнокислого магния в 6 г семян обнаружили
прирост в 0, 012.
2 г ячменя, по сравнению с 0, 004 сернокислого кальция и 0, 012 фосфорнокислого магния в семенах дали 0, 008 сернокислого кальция и 0, 018 фосфорнокислого магния в ростках.
***

Как бы ни было трудно признать правильным нечто, противоречащее нашим привычным
предпосылкам и представлениям, мы просто вынуждены сказать, что доказанный во многих случаях рост неорганических веществ в ростках должен находиться в связи с процессами процесса вегетации. Кальций, магний, серная кислота не содержатся ни в сосудах, ни в дистиллированной воде. Очевидно, что эти вещества возникли в растениях подобно тому, как так называемые органические основания и кислоты образуются под уплотняющим и формирующим воздействием света и тепла. Изменение веществ, содержащихся в семядолях, рост растений, связанное с этим образование новых форм (даже при исключении ассимиляции) невозможны без одновременного изменения и увеличения количества
неорганических веществ. Кальций, магний и т. д. возникли не сами по себе, их не существовало прежде, как растений, но они выросли вместе с растениями. Вне организма кальций и магний возникать не могут. Априорное возникновение мертвого вещества невозможно; живое умирает, но мертвое не создается.

Целлюлоза, хлорофилл и т. д. подвергается воздействиям теллура и атмосферы, в то время как
кальций, магний и т. д., если они уже имеются, под их влиянием не изменяются и таким образом образуют почву. Следовательно, не почва рождает растения, а растения почву. Почва не создает вначале части, а затем образует из них целое, она не создает вначале калий, потом кальций и затем фосфорную кислоту, как в лаборатории, она повелевает организмом растений и животных, и последние, в процессе возникновения и роста, образуют эти вещества. Возникновение элементарных веществ является повседневным процессом.

То, что растения берут вещества из почвы, является следствием того, что почва является продуктом растений, и только этот принцип рассмотрения позволяет более-менее использовать слово «объяснимо» в отношении этой части процесса вегетации. Если бы почва не была продуктом вегетации, растения не стали бы на ней расти.

Какие вещества образует организм животного, покажут последующие опыты; резкой границы, очевидно, ожидать нельзя. Что касается тех веществ, которые не встречаются в организме, то, в поддержку своего утверждения я хотел бы напомнить, что Солнце не всегда светило так, как сегодня, и в древние времена, в более плотной атмосфере, при совершенно другом освещении и температуре, растения и животные в их примитивных формах могли производить те вещества, которые сегодня мы уже не находим в организме, потому что он не может производить их в современных космических условиях.

Хотя эти выводы было бы легко продолжить, целью настоящей публикации является, скорее, то, чтобы другие захотели повторить мои опыты, в более широких масштабах, с разными семенами, луковицами и клубнями, в темноте, при освещении различных цветов, при разных температурах, при замерах количества воздуха и т. д. Кроме того, следовало бы определить, существует ли разделение между листьями и корнями в производстве различных веществ. При совершенном неведении, в котором мы пребываем или пребывали относительно способа возникновения элементов, такой призыв может, во всяком случае, рассматриваться как обоснованный.

Относительно поведения веществ, которыми я до сих пор пренебрегал, а именно, марганца, железа, кремнезема, глинозема, калия, натра и хлора, я сообщу позднее.
Фрайенвальде на Одере, ноябрь 1875 г.
А. ф. Герцеле

Комментариев нет:

Отправить комментарий