вторник, 17 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. XXXI. СЕРЕБРО


Серебро по многим своим свойствам полярно противоположно свинцу. Тогда как последнее глухо по звучанию, имеет тусклый блеск, легкоплавко, отливается и имеет очень малую проводимость, серебро имеет самый прекрасный блеск и чистейшее звучание. Оно поддается тончайшей ковке, плавится только при очень высоких температурах и имеет самую высокую проводимость. Оба металла стоят на концах ряда металлов, как Сатурн и Луна ограничивают внешнюю и внутреннюю сферы планет. Луна с ее коротким периодом обращения и переменной орбитой придает серебру его внутреннюю подвижность. Как это в серебре выражается совсем иначе, чем в ртути, будет описано в общем обзоре в конце этой главы. Первые штрихи для этой картины дает нам в химии серебра характерный симптом образования зеркальной поверхности.

Каждый, кто имел дело с хранением растворов серебра, конечно, заметил, что по прошествии
некоторого времени на стеклянных стенках сосуда появляется тонкий серебряный осадок. Спустя продолжительное время осадок все больше уплотняется и, наконец, становится настоящим зеркалом. Выпадение такого осадка серебра в форме зеркальной поверхности может быть ускорено посредством различных редуцирующих химикатов. Эта склонность к образованию зеркала является одним из самых характерных свойств серебра.

Оно находит свое выражение в химических реакциях серебра. Серебро реагирует, например, с
хлором, образуя белый хлорид серебра. Но с той же энергией, с которой оно привлекает к себе хлор, под влиянием света оно снова его выделяет и переходит опять в чистое металлическое серебро, которое в тонко распыленной форме кажется черным. Этот процесс лежит в основе фотографии. Фотографическая пластина покрывается эмульсией из белого светочувстви-тельного хлорида серебра. Когда на нее в камере попадает через линзу свет, освещенные части разлагаются, тогда как неосвещенные остаются неизменными. При последующем проявлении процесс доводится до конца, пока не появится в черных чертах (серебро) изображение в виде негатива. Все освещенные места становятся теперь черными, те же,
которые остались незатронутыми светом, остались покрытыми неизмененным белым хлористым серебром. Последующее фиксирование удаляет хлористое серебро, так что темные места объекта остаются на пластинке прозрачными. (Фиксация производится раствором тиосульфата натрия, растворяющего хлористое серебро).

Чтобы из негатива получить позитивное изображение, нужно этот процесс повторить, спроецировав негатив на фотобумагу, и далее обращаться так же, как до этого с пластинкой.
Так получаем мы фотографическое изображение, которое мы можем рассматривать как зеркальное отражение прошлого. Зеркальный характер проявляется также в процессе фотографии.

И еще другим образом явление колец Лизеганга дополняет наш образ внутренней подвиж-ности серебра, ведущей к репродукции. Если стеклянную пластинку покрыть слоем хромового желатина и капнуть на еще мягкий слой желатина нитратом серебра, то на этом месте произойдет реакция и образуется красно-коричневое круглое пятно хромата серебра. Эта реакция распространяется от центра во все стороны, но не равномерно, как пятно чернил на промокательной бумаге, а волнообразно, концентрическими красно-коричневыми кругами вокруг основного пятна. Здесь характерно, что эта реакция серебра распространяется не в единой сферической экспансии в пространстве, но в ряде концентрических сфер, в ритми-ческом повторении. Целое - это процесс, исходящий из источника, распространяющийся ритмическими волнами, как колеблющийся звук. Так химические силы родственны музыкальным, и химия вещества - это как бы внутренняя музыка, по которой организуется материя.

Кольца Лизеганга напоминают концентрические круги волн, которые образуются от брошенного в спокойную воду камня в ритмических повторениях и распространяются все дальше — репродуцируются.

Когда в зеркале появляется изображение какого-нибудь предмета, это образная репродукция.
Фотографические изображения мы называем также репродукцией. Если мы встанем между двумя зеркалами, то сможем увидеть наше отражение в бесчисленных повторениях, подобно концентрическим кругам хромата серебра в хромовом желатине. Постоянные повторения, волнообразно повторенные состояния вещества или процессов характерны для серебра.

Постоянное повторение одного и того же действия в природе – это репродукция в узком смысле слова. Также как реакция серебра распространяется концентрическими кругами, так и развивающаяся жизнь в природе повторяется в циклах воспроизводства. Живой рост в отдельном организме также протекает в ритмах. Возрастные кольца в поперечном сечении ствола дерева являют нам действие той же силы, которая проявляется в кольцах Лизеганга. И в микроскопическом образе крахмального зерна или в поперечном сечении яйца мы находим тот же самый пульсирующий ритм.

Во всех этих жизненных ритмах действует серебряный процесс, влияние той универсальной силы, которая на Земле находит свое субстанциональное выражение в серебре.

В этой связи естественно, что серебро более, чем любой другой металл, имеет склонность к
коллоидному состоянию. Достаточно только соль серебра смешать с раствором белка, чтобы получить чистое коллоидное серебро. Мы знаем,
что коллоидное состояние характеризуется тем, что субстанция не находится ни в твердом, ни в жидком состоянии, но, так сказать, несет в себе потенцию обоих. Но эта скрытая потенция существенна для всего, что связано с жизнью. Наша кровь, растительный сок, всякая жидкость, являющаяся носителем вегетативных процессов, имеют коллоидную природу.

В человеческом организме эти силы серебра активны во всех процессах синтеза и роста, сильнее всего, понятным образом, они действуют там, где происходит воспроизведение (репродукция) в узком смысле слова, где воспроизводится физическая жизнь, то есть в органах размножения. На более высоком уровне серебряный процесс действует в мозгу, который представляет собой основу того, что мы в своей жизни представлений несем отраженный образ мира и можем воспроизводить мысли.

Свойства серебра к земному фиксированию лунных сил определяют его ценность в терапии. Где бы ни были нарушены физиологические процессы, связанные с регенерацией и репродукцией, там, где хотят помочь синтезирующим силам организма и одновременно ритмизировать жидкостный организм, серебро представляет собой ценное лечебное средство. Его разнообразные свойства определяют, кроме того, различные другие показания.

Как в свинце открываются силы Сатурна, так в серебре открывается деятельность Луны.
Непосредственные отношения серебра ко всем земным ритмам в природе и человеке чрезвычайно многообразны.

Ритм приливов и отливов объясняют сегодня гравитацией Луны. Возможно, — хотя при такой гипотезе еще много довольно трудных проблем остаются открытыми. Тем не менее, первопричиной приливов и отливов, без сомнения, остается ритмический закон самой Луны, который мы проследили во всех явлениях серебряного процесса на Земле. Известен факт, что морская вода содержит серебро, а именно, примерно 10 мг на один кубический метр. Это серебро при приливах и отливах могло бы служить посредником лунных сил и носителем её ритмов. Таким же образом, как вода в океане прибывает и убывает по ритмическому закону Луны, так поднимается и опадает сок в растении при его прорастании и в циклах процессов роста.

Прорастание растения сопровождается ритмическим прибавлением и убыванием субстанции, и это ритмическое становление и прехождение вещества существенно зависит от фаз Луны. У человека и животного органы воспроизведения осуществляют свою деятельность в месячном ритме. Определенные нарушения состояния сознания, как сомнамбулизм и эпилепсия, изменяют свою интенсивность в лунном ритме.

В некоторых местностях еще есть крестьяне, которые посев и сбор урожая и другие крестьян-ские работы, согласно древней традиции, приурочивают к лунному ритму. Это могло бы быть — и, возможно, по праву, - сочтено за предрассудок, если бы собственные наблюдения и исследования не подтверждали обоснованность такой деятельности. Современный человек не должен больше полагаться только на древние традиции; он может начать по-новому иссле-довать законы жизни и затем рационально действовать в соответствии с ними.

Серебро как металл - это некоторым образом сгущенный лунный свет — та субстанция, которая по своим сверкающим и отражающим свойствам подобна Луне, которая как зеркало отражает всю Вселенную. Весь свет Солнца или звезд приходит к нам вторично, отразившись от Луны. Неудивительно, что темный спутник яснее всего отражает солнечный свет. Как истинное зеркало, он обращает к нам всегда одну и ту же сторону, и его поверхность чрезвычайно похожа на поверхность остывшей серебряной отливки, которая при отдаче абсорбированного в расплавленном состоянии воздуха представляет поистине
изъеденный кратерами лунный ландшафт.

Эти лунные силы, находящие свое выражение в описанных феноменах, в древние времена
воспринимались как божественные силы. В греческой мифологии они почитались как Диана или Артемида. Одно из важнейших культовых мест в Эфесе было посвящено Диане. Статуя богини, установленная в этом месте, снабжена всеми атрибутами плодородия. Смотрите рис. 62 (Диана Эфесская).
Ученики этого храма знали, что божество господствует над лунными циклами и над всеми
вегетативными и репродуктивными процессами в человеке и природе - с начала времен. В силе полной Луны, когда исполнялся его культ, они чувствовали нисходящие силы развертывающейся жизни. Силы новолуния они воспринимали как оплодотворяющие для творческих сил души и духа. В грандиозных видениях созерцали они развертывание эонов из творящего прадуха.
Примечательное болезненное эхо этих явлений представляет сегодня опыт лунатизма. В полнолуние лунатики во сне бессознательно бродят по самым рискованным путям, так сказать, эмансипировавшись своей телесностью от земной тяжести, как бы поднятые лунными силами, так же как растительный мир Земли в такие ночи полнолуния некоторым образом вытягивается в своем росте из темных глубин почвы.

При новолунии лунатик остается в постели, но может случиться, что в это время он видит
удивительные космические картины, но зачастую в искаженных, фантастических формах. Так на таких анормальных состояниях можно видеть, как лунные силы альтернативно действуют в физической и психической сфере.

Этот последний аспект мы находим, например, представленным в греческой мифологии скорее в девственной Диане, Артемиде. Она, близнец Аполлона, показывает не физическое плодородие, а духовно - душевную сторону, достигающую с силами новолуния своей высшей точки. На некоторых изображениях ее девичья голова увенчана лунным серпом. Он - это стоящая на заднем плане страсть. Не как рожденная из головы Зевса, закованная в панцирь Афина представляет она светлую строгую мыслительную жизнь и стремление к мудрости, но как лунная богиня, она связана с ночной стороной, с более глубокими пластами чувственной жизни и творческой фантазией. См. рис. 63.

В древней химии Диана была названием серебра. И как божественный облик Дианы представляется в двух аспектах, так и серебро в природе мы находим в двух формах: в шишковатой гроздевидной форме и в тонких волосовидных образцах, до так называемых «серебряных локонов».
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий