понедельник, 2 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. XX. ГЛИНОЗЕМ И ФОСФОР


Долины и огромные водоемы между горными регионами радуют нас своей обильной
растительностью. Здесь совсем иначе выглядит ландшафт. Каждый знает там почвы, глинистую землю, которая после дождя так налипает на сапоги, и часто мы вязнем в ее пластичной желто-коричневой массе.
С химической точки зрения эта глина является алюмосиликатом, в своих более чистых видах представляет собой гончарную и фарфоровую глину. Она образует почву в долинах и водоемах между горными массивами. Это так называемые тяжелые почвы, которые особенно благоприятны для обильного развития зеленой средней части растения. Геология называет их аллювиальными, наносными почвами, которые образовались из выветренных и размытых остатков горных пород. Глина определенным образом является мостом между горами.
Подсчитано, что глинозем составляет примерно 20 % в земной коре, то есть он так же является строительным материалом тела Земли, как кальций и кремний.

Кальций и кремний были представлены как полярности.

Процесс сглаживания полярностей свойственен характеру глинозема. В самих камнях выражена эта тенденция. Например, полевой шпат - средний член в граните - играет сглаживающую роль между кварцем и слюдой и представляет, с химической точки зрения, некий образ гармонии. Глинозем колеблется - в зависимости от того, кальциевый, натриевый или калийный полевой шпат перед нами - между кремнием и кальцием и обратно.

Это колебание между полярностями становится еще более отчетливым при рассмотрении
«амфотерной» природы глинозема. Что означает это? Кремний имеет кислые свойства, кальций — свойства основания; глинозем же может быть как кислотой, так и основанием. Если рассмотреть одну из наиболее часто применяемых солей алюминия, квасцы (сульфат алюминия), то окажется, что алюминий в этом соединении действует как основание и при реакции с серной кислотой дает соль. Если же квасцы растворить в воде и подействовать сильным основанием, как, например, щелочью, то в осадок выпадет гидроокись алюминия:



Избыток раствора едкого натра оказывает поразительное действие: осадок гидроокиси алюминия снова растворяется. По сравнению с раствором едкого натра, как более сильным основанием, глинозем вибрирует и ведет себя как кислота, образуя с раствором едкого натра растворимую соль, алюминиевокислый натрий (алюминат натрия). В этой соли роль алюминия противоположна той, которую он играет в квасцах.


Если мы снова осторожно подействуем сильной кислотой, например, серной, алюминий снова откачнется в сторону основания и в осадок выпадет гидроокись алюминия.


Небольшой избыток серной кислоты снова растворит гидрат алюминия и образуется растворимый сульфат алюминия (квасцы). В этой соли снова выступит первоначальный характер глинозема как основания.

Так глинозем непрерывно, подобно маятнику, качается между двумя полюсами, от основания к кислоте и снова назад, соединяя полярности.
Также растение в своем полярном существе, между цветочным полюсом и корневым полюсом, гармонизируется посредством глинозема. Здесь это уже не вещественный глинозем, но алюминиевый процесс, который силу Земли из корня переносит снизу вверх, а силу Солнца и звездного Космоса из области цветка переносит вниз, к корню. Но вещественное присутствие глинозема в почве стимулирует деятельность растения в этом направлении. Тогда как кремень на первый план выводит цвет, аромат, утончение форм, а известь способствует материальному изобилию в нижней части растения, глинозем осуществляет гармоническое сглаживание между земными и небесными формирующими силами. Зеленая
средняя часть растения, обильная листва, характерны для глинистых почв.

Глина пластична в отношении формирующих сил, действующих на нее извне. Как инструмент издает музыкальные звуки, которые извлекает из него музыкант, так пластичная глина является инструментом музыки форм, которые создает из нее ваятель.

Глиноземный процесс делает также Землю как целое восприимчивой для космических
формирующих сил кремниевого процесса, который великая художница Природа наводит с периферии Космоса. В этом процессе склонность кремня к воде переносится на глину, ибо только влажная глина восприимчива к формирующему кремниевому процессу. Глина пластична, только пока она влажная.
Глина, помещенная в форму, становится статичной, если она высушена. Обжиг приближает глину к характеру извести. Скульптура, глиняная посуда или кирпичи посредством обжига становятся твердыми, сухими и пористыми (глиняная посуда покрывается кремниевой кожей, называемой глазурью). Кирпичи кладут один подле другого, соединяя их известью раствора, образуя стены дома, который дает нашей физической жизни жилище и опору. Здесь снова глинозем проявляет себя как компенсирующий маятник, качающийся между кремнием и кальцием.
Однако предположим, что в самой глине содержатся скрытые полярности: в качестве обычного глинозема эта субстанция самая скромная, самая преходящая в своих формах, как это выражено в образе сотворения человека: преходящее, физическое тело человека было сформировано из глины. Если остаться при этом образе, то можно сказать, что все человеческое тело создано для того, чтобы служить сглаживанию между космическими и земными силами - из «глины». Но эта «глина» ступенчато очищается, тело человека образует органы - вплоть до прозрачного глаза, где темная субстанция поднимается до духовной прозрачности.
Так глинозем производит также драгоценные камни, высшие ступени субстанции в ряду земель, которые доводят до совершенства гармонию между кремнием и кальцием, небесным формированием и земной основательностью. Почти все драгоценные камни являются глиноземами или алюминиевыми соединениями. Корунд, рубин, сапфир - это чистые глиноземы; другие драгоценные камни, как турмалин, смарагд, топаз, гиацинт и другие, являются соединениями алюминия.
В драгоценных камнях алюминий целиком склоняется к космическому формирующему кремниевому процессу, в кирпиче-сырце целиком склоняется к сухим земным силам кальция.


Драгоценный камень, как выражение синтеза полярностей на высшей ступени субстанции, можно пережить, если предоставить действовать на себя красному рубину вместе с нежным голубым сапфиром.
Есть удивительный драгоценный камень, который в себе открывает полярность цветов. Это
турмалин, который показывает в одном и том же кристалле цветовую игру между дополнительными цветами, пурпуром и зеленым.
Если мы снова обратим взгляд на человека, физиологическое пространство которого заключено между кожей и костями, между кремниевым и кальциевым процессами, то
можно установить, что здесь есть элемент, носитель
физиологических процессов между полярностями, движущийся в постоянном ритме туда и сюда. Это кровь, которая то направляется к периферии, то возвращается обратно к центру. Красная кровь устремляется наружу к коже и конечностям, голубая кровь возвращается к центру, и сердце само является, как драгоценный камень, выражением этого активного синтеза; в сердцебиении пульсирует гармония полярностей.
После этого понятным становится применение глинозема (уксуснокислый алюминий или компрессы из глины) в качестве лекарственного средства при застое крови, воспалениях, ушибах, травмах суставов с растяжением связок. Также полевой шпат (Orthoklas) действует как наружное средство в направлении
гармонизации сердечной деятельности.

В противоположность глинозему фосфор, соответственно фосфаты, не заполняют целые области, долины и водоемы, но они рассеяны и распылены по всей земной коре, как пряности в прянике. Относительно редко встречаются фосфаты в компактных залежах, пригодных для горных разработок. Эти горные породы, главным образом, фосфорнокислый кальций (апатит), представляет собой пользующееся спросом сырье для переработки в суперфосфат, известный как одно из минеральных искусственных удобрений.
Но в малой концентрации фосфор можно найти повсюду. Из Растений, содержащих в своем пепле много фосфора, он попадает в гумусный покров Земли. Там, где накапливались слой за слоем отмершие растения, как, например, на верховых болотах, выделившийся из органических соединений в свободном виде фосфор выступает в виде блуждающих огней (фосфин - РН3 )
Если мы положим кусок фосфора на тарелку, то мы сможем сделать интересные наблюдения.
Вначале в темноте фосфор светит своеобразным зеленым светом. Одновременно мы начинаем чувствовать характерный запах. Это тот же самый запах, который мы чувствуем, когда через воздух проходит электрический разряд, и который появляется при образовании озона. Как электричество сгущает жизненное вещество (кислород) в озон, так же делает это и фосфор.



Наконец мы замечаем туманные струйки, спирально закручивающиеся вокруг фосфора. У нас
складывается впечатление, что эта спираль исходит не из фосфора, но прежде чем эта свертывающаяся спираль приблизится к центру, некоторым образом как бы сжимая пространство, внезапно фосфор самовоспламеняется с фыркающим шумом, по звуку напоминающим согласный Ф, и сгорает, испуская белый свет.
Итак, фосфор светится, испускает свет, но также одновременно уплотняет. Две полярности
охватывает фосфор, которые можно проследить в человеческом организме. Мы носим в себе значительное количество фосфора. Нервная субстанция - это фосфоросодержащий белок. Вся нервная система наглядным образом открывает нам фосфорный процесс, как кровообращение - алюминиевый процесс.
Пламя фосфора светит, но остается холодным. Через нервную систему мы получаем ясный холодный свет сознания, с одной стороны; с другой стороны, через нее идут импульсы для формирования пластики органов, то есть без нервной системы не было бы никакого
уплотнения субстанции до человеческих форм.

Этот фосфорный процесс простирается, с одной стороны, до кремния в коже, с другой стороны, до кальция в костях. В коже
находится бесконечное множество нервных окончаний, которые впечатления от внешней среды делают доступными сознанию. Хотя
кремниевый процесс создает поверхность кожи, фосфорный процесс делает поверхность кожи чувствительной; посредством его мы имеем телесные чувства, телесное сознание нашей самости. Так кожа
с ее нервами является границей между индивидуумом и внешним миром.

Воспринятые кремнием космические формирующие силы фосфорный процесс переносит по нервам ко всем формам органов и образует их посредством уплотнения. (Вспомните феномен болезни бери-бери, при которой не хватает поступающих по нервам формирующих сил и происходит как бы растворение тканей). Динамика этого процесса уплотнения заканчивается в костях; там фосфор вещественно соединяется с кальцием и образует фосфорнокислый кальций. Так фосфорный процесс заканчивается в плотности и статике костного скелета.

Итак, между кожей и костями развертывается не только поле глиноземно-кровяного процесса, но также фосфорно-нервного процесса.
Путь фосфора от кожи через нервы к костям можно отчетливо проследить в патологии
артериосклероза. Фосфорсодержащая нервная субстанция - получившая в химии название
нуклеопротеины, соответственно в ее структуре есть лецитин и холестерин — это промежуточная ступень известкования. Стенки кровеносных сосудов, при предрасположении человека к склерозу, в первой стадии накапливают холестерин и подобные субстанции; постепенно с развитием процесса эти отложения известкуются нервной субстанцией и наступает типичное обызвествление сосудов.
Из этого следуют указания как для понимания действительных причин склероза, так и для
возможности его предотвращения. Причины его лежат в односторонне преувеличенном фосфорном процессе, которому не противостоит в достаточной мере процесс кровообращения. Сверхинтеллектуализация и перевес все возрастающего самосознания ведет, вместе с прогрессирующей старостью, к физическому отвердеванию.

Итак, глинозем и фосфор являются земными субстанциями, которые колеблются между известью и кремнем, но каждая по своему, из-за чего они снова полярно противостоят друг другу.
Где же макрокосмическая родина этих процессов?
Зимой, когда Солнце уже прошло нижнюю точку своей орбиты, и после Крещения день уже стал на один петушиный крик длиннее, мы испытываем чувство: пройден порог, разделяющий осень и весну. Солнце в это время стоит в созвездии Козерога. Этот символ Козерога на старых рисунках удивительным образом представлен с рыбьим хвостом. Трудно лучше выразить двойственное существо глиноземного процесса! В этом образе отражена как одна сущность глиноземного процесса, склоняющаяся к извести, твердости, сухости - посредством Козерога, - так и другая сторона, его родство с водой, склоняющееся к кремню - посредством рыбьего хвоста, - и в целом образе преодоленная твердость, элемент Козерога,
переходящий в пластически-живое.
Фосфорный процесс, несмотря на его связь с
полярностями кремния и кальция, является изолирующим агентом, поскольку он сознательно отделяет индивидуума от внешней среды и благодаря этому создает интеллектуальное и телесное самосознание. Эта сила происходит из того региона Зодиака, который древние назвали «Раком». Панцирь из фосфата кальция физического рака - это образ для самосознания, которое замыкает человека от внешнего мира, как панцирь тело рака. То, что в
человеческом организме на первой ступени является телесным чувством, телесным самосознанием и личной мыслительной жизнью, что только со ступени на ступень постепенно становится органической формирующей силой и, наконец, уплотняется в скелет, становится единым с кальциевым процессом, в раке непосредственно материализовалось в его панцире, состоящем из фосфата кальция.

Таким образом, Козерог и Рак — это небесные регионы, в которых находится родина глинозема и фосфора.
Точно так же, как земные вещества глинозем и фосфор в определенном смысле противоположны, так и места их рождения стоят в оппозиции друг к другу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий