воскресенье, 1 июня 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. XIX. ИЗВЕСТЬ И КРЕМЕНЬ


Если ехать поездом с запада по ущелью Арльберг через долины Розанны и Инн, при созерцании ландшафта по обе стороны железной дороги можно сделать очень интересные наблюдения. По правую руку видны горные хребты, покрытые лесами и лугами. Еще выше, почти до границы ледников, тянутся сочные пастбища, на которых мирно пасутся стада коров. С правой стороны горы богаты влагой, то там, то здесь видны водопады, наполненные водой ущелья, или ручей, резво прыгающий по лугам.
Для любителя минералогии эти места крайне благоприятны, ибо здесь он может найти прекрасные кремниевые породы: кварц во всех вариациях, таких как молочный кварц, розовый кварц, полевой шпат во всех видах, вплоть до гранато-подобных образцов, слюда, сверкающая на солнце подобно блестящему металлу. Тело этих горных образований - состоящая из различных частей порода, гранит, составные части которого - кварц, полевой шпат и слюда — также и в самостоятельных формах могут вызвать удивление. Знаток наблюдает различные качества гранита, обусловленные его структурой - от гранулированного до листовых видов, которые почти приближаются к сланцам, и он знает, что твердый кварц придает породе твердость, форму, и что слюда, когда она выступает на передний план, обуславливает распад породы на кусочки и расслаивание. Кажется, что кварц и слюда, являющиеся в этом смысле полярностями, связаны и приведены в равновесие посредством полевого шпата. Как гранит трехчленен в минералогическом смысле, так полевой шпат - в химическом. Он является как бы повторением этого трехчленного гранита в малом, в
некотором смысле, сердцем гранита. По существу, полевой шпат всегда является соединением кремня и известковых веществ (кальция или щелочных металлов) при посредстве глинозема; в общем это можно представить так:

            Гранит  -  полевой шпат  -  кварц
                     CaO. Al2O3. SiO2
            Известь  -  глинозём  -  кремень

Если посчастливится, то там можно найти также и кремний в его чистейшей, самой благородной и самой прозрачной форме в виде горного хрусталя. Горный хрусталь с его прозрачными, шестигранными колоннами и насаженной сверху приземистой пирамидой, окрашивающейся в лучах падающего света в цвета радуги, поистине является царем этих гор. В малом он представляет величие и чистоту этих гор, которые до высших областей вечного льда, до сверкающих снежных полей и соединяющихся с небесами вершин нигде не теряют своего древнего благородства; подобно им, горный хрусталь представляется исполненным молчанием Вселенной.
Горы справа, которые проходят перед нами при поездке с юга, все кремниевой природы. Геология учит, что такие кремневые породы — древнейшие, возникшие в ходе развития нашей Земли, поэтому их называют первичной породой. Названные группы гор являются частями Предальп или Центральных Альп; они образуют позвоночник альпийского массива, в импозантном изгибе тянущегося от Средиземного моря до Венгерской низменности (сравните рис. 40).
Обратим теперь, во время нашей поездки, взгляд на другую сторону, на северные скалистые
образования; мы сразу почувствуем, насколько отличное от прежнего впечатление производит на наше сознание вид этих гор. Здесь воспринимается не ясность, здесь все производит впечатление спонтанного, импульсивного, потрясающего. Острыми обрывистыми стенами, зубцами и остриями громоздится здесь земля. Только подножье гор поросло лесом. Из леса поднимаются теперь голые скалы. На них живет нервная серна, а не флегматичная, пережевывающая пищу, корова. Все горное образование представляется
нам как бы высохшим: ручьи, речки и водопады встречаются гораздо реже, чем на противоположной кремневой стороне.
Здесь основная порода известняк - впитывающий, пористый известняк, разъеденный и выветренный атмосферными влияниями; плотная карвендельная известь, ракушечник, аммонитная известь и местами кристаллический кальцит, мрамор.
Растениеобразны, вегетативны первичные горные породы, животнообразны, сухи, беспокойны, скелетовидны известковые горы. В свете рассмотрений предыдущей главы следует первичным горам приписать растительную природу образования, а извести — животное происхождение. При этом следует представить себе не остатки физических современных растений и животных, но можно рассмотреть возможность, что речь идет о физическом осаждении тончайшей вещественности растений - световых, воздушных, огненных растений, и о подобной животной вещественности.

Вид справа и вид слева так характерно различны, что непременно в душе останется глубокое
впечатление. Величественность первичных гор мы ощущаем как ясное мышление, импульсивность известковых гор - как хаотическое нагромождение воли. Многие смогут вспомнить из собственного опыта различные, но отчетливые переживания этой противоположности. От кремня чувствуют мыслительное и телесное воодушевление, легкость, динамичное возбуждение; на известняковой стороне, напротив, быть
может, и возникает побуждение к деятельности, но на этой стороне - производимой почти статически - чувствуют себя затронутыми в воле. 


В этой связи интересно рассмотреть, как известь и кремень создают преимущественную основу для определенных металлов. В первичных горах мы находим золото наряду с медью, ртутью и железом; известняки содержат серебро или богатый серебром свинцовый блеск. В карвендельских горах встречается много заброшенных серебряных рудников (рис. 39).

Для рассмотрения отношений кремень-известь в Альпах здесь следует коротко напомнить о том, что Предальпы составляют позвоночник Альпийской дуги. На севере перед ней находятся северные известковые Альпы. Границу между кремнем и северной известью образуют в основном русла рек Инн, Зальцаха, Энс. К югу снова впереди расположены южные известковые Альпы -Доломиты, Караванкен, Юлийские Альпы, Карст. Граница между первичной породой и южной известью здесь в основном образует Драва.

Многие горные образования Европы являются первичными горами — прежде всего Шварцвальд, Богемский лес, Судеты и горы Скандинавии. По геологическим данным от 40 до 50 % земной коры состоит из кремня, тогда как известь составляет примерно 30 %. Известь и кремень - это поистине строительные материалы для Земли.

Кремень склонен к воде (гидрофильный), как это видно по водным артериям Предальп и их
вегетативным силам. Это видно также из химии кремня и кремниевых соединений. Никакое другое вещество не образует так много различных соединений, которые различаются исключительно содержанием в них воды. Кремень - это кислота или ангидрид кремния (кремнёвая кислота Si О2). Соединение с водой ведет к образованию ортокремневой кислоты (Н4Si O4). Промежуточное положение занимает метакремневая кислота (Н2 SiO3). Но это лишь самые выдающиеся типы. Существует великое множество кремневых кислот (поликремневых кислот) и их солей (силикатов), обуславливающих колоссальную способность вариаций кремневых пород. Как углерод посредством способности соединения с самим собой, как выражения своей формирующей силы,
обуславливает бесконечное многообразие соединений органической природы, так кремень посредством своего сродства воде обуславливает химическое множество минерального мира.

Эта склонность кремня к воде так велика, что твердые частички кремния входят в такую тесную смесь с водой (здесь не химически, а физически), что кажется, что получился раствор кремня в воде (жидкое стекло). Но это не настоящий раствор, как, например, раствор поваренной соли - где поваренная соль исчезает как твердое тело и заполняет пространство раствора подобно газу, подчиняясь газовым законам - но промежуточное состояние между твердым и жидким, в котором вещество не приняло решения ни в пользу совсем твердого, ни в пользу совсем жидкого, ни в пользу настоящего раствора. Мы встречали это состояние уже при обсуждении крахмала и белка и определяли его как коллоидное. Это состояние неустойчиво — в любое мгновение оно может качнуться в сторону твердого, через желе
(гидрогель) вплоть до полной коагуляции, или в сторону жидкого (гидрозоль), до полного настоящего растворения.

Особенно интересны и показательны представления, которые дает коллоидная химия относительно изменения структуры смеси при переходе от гидрозоля к гидрогелю. В гидрозоле твердые частички кремния распределены в водной суспензии. Когда гидрозоль переходит в желе (гидрогель), то в структуре смеси происходит смена декораций: то, что раньше было твердыми частичками в водной среде, теперь стало жидкими полостями в плотной кремневой массе, наподобие губки. (Опал, например, представляет собой не что иное, как отвердевшее кремневое желе).
Коллоидное состояние характеризуется, прежде всего, значительным возрастанием так называемого поверхностного натяжения. Всякая жидкость на поверхности образует плотную пленку; она как бы имеет кожу. Это выражение поверхностного натяжения. Если, например, осторожно положить вязальную спицу на поверхность воды, она останется лежать на поверхности этой кожи. У коллоидов это поверхностное натяжение возрастает чрезмерно, поскольку поверхностью является не только граница между жидкостью и воздухом, но также множество границ между шариками кремня и водой, соответственно, жидкими полостями и кремневым желе. Итак, кремневое желе - это обтянутое кожей образование, полное внутренней энергии. Все коллоиды, как носители энергии, становятся таким образом понятными. Они имеют максимальную поверхность, способную к реакции, что является основным условием биологических процессов. Все жидкости, содержащиеся в органах человека, животного и растения, имеют как носители жизни коллоидную природу.

Эта склонность кремня к желеобразному состоянию и, в особенности, к поверхностному действию указывает на место кремниевого процесса в природе и Вселенной. В гидрогеле видно, как кремний снаружи действует вокруг полого пространства, открывая в малом главнейшую черту своего существа. Снова и снова предпринимает он обертывающее движение, создавая оболочку. Мы знаем, что наша кожа и органы чувств, связующие нас с окружающим миром, содержат кремний. Также пуповина — это кремниевый орган. То есть при подводе жизненных и формирующих сил от материнского тела к эмбриону кремний играет ту же роль.
Даже в минеральной природе отчетливо можно наблюдать этот характер кремния. Агат имеет
сферическую структуру и халцедон выглядит совершенно как кусок свиной кожи. Оба минерала суть чистый кремний. Главная тенденция проступает отчетливо. Но даже при виде этих минералов возникает впечатление, что образующая подобный коже минерал формирующая сила лучится снаружи из Космоса. Трудно это лучше проиллюстрировать, чем на примере аметистовых друз. Космическая формирующая сила, формирующий свет, образует кожевидное полое пространство друзы, внутри которого, как в материнском чреве, мы находим чудесные аметистовые кристаллы. Также и аметист суть чистый кремний.

Чтобы понять эти отношения, уже необходимо проследить кремниевый процесс за пределами его физически-химических границ, и то, что здесь на Земле открывается как вещество, познать как макрокосмический процесс, который формирует весь земной шар, как руки художника снаружи придают поверхности пластического материала нужный облик. Кремниевый процесс - это процесс формирующий.
С помощью синтетической геометрии можно найти для этого математическое представление.
Поверхность шара можно представить себе образованной двумя способами: обычное представление - это рост во все стороны из центральной точки. Каждая точка поверхности оказывается связанной, таким образом, статически с центром. Эта мысль лежит в основе материального строительства, статики дома, прочности физического мира.

Другая возможность образования поверхности шара полярно противоположна. Формирующие плоскости из бесконечности пространства приближаются к формируемому образованию и, наконец, становятся касательными плоскостями к поверхности шара, который они окружают. Поэтому этот шар представляет собой не заполненное веществом тело, но полое пространство, образованное из бесконечности. Каждая точка поверхности поэтому тоже переплетена с бесконечностью и сначала связана с нею, а не непосредственно с центральной точкой (рис. 43).
Этот образующий процесс, создаваемый из космической бесконечности, является кремниевым процессом, который, в конце концов, проявляется вещественно в фиксированной форме как кремниевая субстанция, и на всех поверхностях - на волнах моря и
поверхности гор, в эпидермисе растения, на коже животного и человека, на поверхности их органов - проявляет свое действие.
На примере кремния можно понять, как в будущем следует различать между веществом, как последним минерально-мертвым продуктом некоего процесса и самим процессом. Кремниевый процесс не обязательно связан с присутствующим кремнием, но там, где он действует сильно, в конце концов образуется кремний. Процесс оканчивается в субстанции. Если в дальнейшем будет речь идти о вещественных процессах, то этим будет иметься в виду динамическое преддверие земных субстанций.

Их всех тварей сильней всего связана с кремниевым процессом птица. Материальное выражение его мы находим в ее перьях, пепел которых содержит до 77 % кремния. Кремниевый процесс в этом случае относится не только к облику птицы, замкнутому посредством оперения, но он вводит птицу в отношения с общей сферической структурой воздушного пространства, укутывающего Землю. Сами атмосферные слои кажутся пронизанными кремниевым процессом, находящим свое выражение в формирующей силе
касательных плоскостей к ее поверхности. Когда орел, распростерши свои крылья в величественном полете, устремляется ввысь, он опирается не только на свою мускульную силу, но координирует все своё существо с пронизывающим атмосферу кремниевым процессом. Первым шагом к орлиному полету является планирование, при котором человек может развить качественное чувство или некую чувствительность к космическим законам воздушного пространства. Эта чувствительность скрытым образом лежит в основе нашего осязания. Познание кремниевого процесса могло бы оказаться полезным в будущем для овладения слоистой структурой воздуха.

Насколько иначе представляет себя кальций!

В противоположность кремнию он не водолюбив, но сух. Коллоидного кальция не существует. Поэтому путь познания его существа лежит в направлении изучения его отношений не к воде, но, напротив, к сухости. Высшим выражением сухости является горение. Отсюда мы получаем «жженную известь». Напротив, горение не оказывает никакого влияния на кремний. Если уже обычная известь проявляет свою алчную природу, стремясь к поглощению жидкостей, газов, запахов, то жженная известь обладает этим свойством в наивысшей степени. Она с такой стремительностью абсорбирует воду, что «гашение» сопровождается шипением, чадом и взрывами, так что в известковых шахтах требуется
осторожность. В результате такого гашения водой получается «гашеная известь». Хотя ее жажда должна быть удовлетворена, она охотно продолжает впитывать в себя из воздуха углекислоту и превращается благодаря этому в твердый камень. Поэтому мы используем известь для приготовления раствора (смесь песка и гашеной извести) при строительстве наших домов.

            Обжиг:               Ca CO1 (известь)   - - > CaO (жжёная известь) + CO2
            Гашение:            CaO (жжёная известь) + H2O - - > Ca (OH)2 (гашёная известь)
            Строительство: Ca (OH)2 (гашёная известь) + CO2 - - > CaCO4 (известь)

Так характер извести связан со статикой нашего дома, с надежной прочностью нашего физического бытия, с равновесием и соразмерностью физических явлений в мире.

Математическим выражением этого, в противоположность к динамическому небесному шару,
является статический земной шар (рис. 43), который свою форму получил не из бесконечности мировой периферии, но выстроил ее из своего центра и кажется состоящим из законов земного пространства.
Обычно мы не думаем о том, насколько мы, земные люди, связаны с этим кальциевым процессом равновесия и статики. Вследствие силы тяжести мы провалились бы в бездну, если бы этой силе тяжести не противостояла твердость Земли и статика нашего дома, удерживая в равновесии. И если бы мы не имели известковой костной основы, мы не владели бы статикой нашего тела, способностью выпрямляться и балансированием при ходьбе.

В то время как благодаря нашей коже мы вплетены в мировой кремниевый процесс, благодаря нашему скелету мы имеем связь с кальциевым процессом минерально-земного упрочнения. Так, посредством «кожи и костей » мы впряжены между двумя мировыми полярностями: кремнием и кальцием, кремнием как формирующей силой от периферии и кальцием как формообразованием из центра. Оба вещества в своей динамике ведут себя по отношению друг к другу как окружность и радиус.
Эта полярность между кремнием и кальцием отражается еще в другом факте. С точки зрения химика, кремень — это кислота, известь - основание. В то время как кислота растворяет - правда, кремневая кислота не растворяет металлы и земли непосредственно, но зато это делают почти все другие кислоты, - основание осаждает. Если к раствору соли добавить основание, во многих случаях образуется осадок, основание (базис) - в истинном смысле слова. В конце концов, твердая почва, по которой мы ходим и на которой мы живем, возникла посредством этих сил. Также как кислоты и основания выступают как химические полярности и имеют значение как характерное выражение свойств кремния и кальция, так последние сами являются выражением
полярных мировых сил.
Но откуда происходят макрокосмические процессы кремния и кальция? На основании того, что выше было сказано о подобных
взаимосвязях, мы должны искать их существо в области неподвижных звезд, в Зодиаке.
Жизнь образуется из Космоса посредством кремниевого процесса, как глиняная скульптура руками художника. Но как руки являются только инструментом идеи, которая живет в душе художника, так и макрокосмическая идея жизненных форм - ее можно назвать прообразом или назвать гетевским словом «матери» -суть квинтэссенция кремниевого процесса. Солнце - как посредник этих сил — в апреле проходит созвездие Овна, как раз в то время, когда природа пробуждается к новому великолепию форм, где множественность праобразов проявляется в физической форме. Но также, как более стойкий, чем глина, материал, нужно не только нежно гладить и выравнивать, но его нужно
вбить в форму молотком, так античность ощущала это формирование, этот мощный процесс внедрения праобразов из творящих далей в мир явлений, эту непроизвольную покорность духовным божественным прообразам, как Овна с повернутой назад головой.

Овен или агнец, это удивительно глубокий образ для этого всеобъемлющего процесса, минеральной конечной ступенью которого является кремний. Снова, как уже было сказано при описании образа Льва, Овен указывает на характер, в каком из этого направления мира
осуществляется действие на всех уровнях. Во-первых, извилистое, полое образование рога — это чистое представление обертывающего, сферически формирующего кремниевого процесса. Эта сферическая формирующая тенденция укутывает также всю поверхность животного от головы вниз, образуя шерсть. Мягкая, шелковистая, светлая шерсть, руно, всегда была символом высших космических сил, мудрости, наполнявшей мир прообразов. На всех подлинных древних изображениях Овен смотрит назад, подчеркивая характер входящего лучами процесса.
Момент равноденствия осенью, когда Солнце проходит через созвездие Весов, имеет совсем другой характер, чем весной. Если весной пронизывающее формирование колеблет и беспокойно сотрясает воздух, то осенью мир явлений уже перешагнул свою высшую точку и лежащий в его основе мир прообразов начинает удаляться. На передний план выступает статика Земли. Поэтому в созвездии Весов лежит истинная родина кальциевого процесса.

Как кремний и кальций в своей земной форме явления как вещества полярны друг другу, так и их макрокосмические прообразы полярны друг другу; Овен и Весы в Зодиаке находятся в оппозиции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий