среда, 19 февраля 2014 г.

Вопросы питания: Об отношении продуктов питания к человеку. 1

Об отношении продуктов питания к человеку
Дорнах 31 июля 1924 года

Доброе утро! Ну, господа, подготовил ли кто-нибудь вопрос?

Вопрос: Я хотел бы, господин доктор, спросить о продуктах питания — о фасоли, репе и т. д., какое влияние они имеют на тело? О картофеле господин доктор уже говорил. Возможно, мы можем ещё услышать о других продуктах питания. Некоторые вегетарианцы не едят свисающее, например, фасоль, горох. Если, например, видишь зерновое поле, то это, в свою очередь, даёт другие мысли о хлебном плоде, который, вероятно, имеют все народы мира, с вариациями.

Д-р. Штейнер: Итак, высказано желание, чт сейчас следует рассказать об отношении продуктов питания к человеку. Прежде всего необходимо понять, на чём, собственно, основывается питание. Обычно представляют, что питание основывается на том, что человек употребляет пищевые продукты, через рот доставляет в желудок, так что они затем откладываются далее в теле, что он их снова выделяет и должен снова питаться, и т. д. И кто хочет понять, каким собственно, образом человек относится к пищевым продуктам, нужно сначала уяснить, какого рода пищевые продукты обязательно нужны человеку.
Видите-ли, первое, что нужно человеку, что он обязательно должен употреблять, это белок. То есть, белок нужен человеку обязательно. Давайте запишем это, чтобы у нас всё было вместе. Итак, белок, какой имеется, например, в курином яйце, однако, не только в курином яйце, но и во всех продуктах питания есть белок. Белок обязательно нужен человеку. Второе, что нужно человеку, это жиры. И опять-таки, жиры есть во всех продуктах питания. Жиры есть также в растениях. Третье имеет имя, которое вам менее известно, но которое необходимо знать: углеводы. Углеводы — это такие вещества, которых больше всего содержится в картофеле, однако, и во всех других растениях много углеводов. Углеводы отличаются тем, что они, когда их едят, при помощи слюны во рту и при помощи желудочного сока медленно превращаются в крахмал. Крахмал — это то, что совершенно необходимо человеку, однако, он ест не крахмал, он ест такие продукты питания, которые содержат углеводы, они превращаются в нём самом в крахмал. И потом они ещё раз превращаются при дальнейшем переваривании в сахар. Человеку нужен и сахар. Следовательно, в углеводах он имеет ещё и сахар.
Однако, что ещё необходимо для человека — это соли, которые он употребляет. Частично он употребляет как дополнение к пище, однако, частично соли уже содержатся во всех продуктах.
Если мы рассматриваем белок, мы должны учитывать у животного и человека большое различие по отношению к растениям. Растения тоже содержат белок, однако они белка не едят. Если же растения, несмотря на это, имеют в себе белок, то откуда он? Они имеют его из почвы, воздуха, из неживого, из минерального, они могут из неживого, из минерального готовить свой белок. Этого не может ни животное, ни человек. Человек не может приготовить белок из неживого — тогда он мог бы быть только растением, - он должен употреблять белок, какой приготовили по меньшей мере растение или животное.
Вообще, человеку для жизни на Земле нужны растения. И растения — это самое интересное — не смогли бы расти, если бы, в свою очередь, не было человека! И здесь интересно, господа, это вы должны заметить, что есть две самые важные вещи для жизни на Земле — это зелёный сок растения в зелёных листьях, с одной стороны, и кровь, с другой стороны. Эту зелень в соке растения называют хлорофил, зелень листьев; итак, хлорофил содержится в листьях. И, кроме того, важна кровь. Здесь мы имеем нечто, в высшей степени своеобразное: видите, когда вы рассматриваете человека, то человек вначале дышит — дыхание ведь тоже питание, - человек берёт из воздуха кислород, он вдыхает кислород. Однако, во всём его теле, повсюду, имеются отложения углерода. Если вы попадете внутрь Земли, где находится месторождение угля, то вы доберётесь до чёрного угля, и если вы точите карандаш, то вы дойдёте до графита. Уголь и графит - это углерод. Вы все состоите, кроме других веществ, во всём теле, из углерода, он образуется в человеческом теле.
Теперь вы можете сказать: да ведь человек, в сущности, довольно чёрный рапунцель, именно в отношении углерода! Но вы можете сказать также и иначе. Видите ли, самое дорогое вещество в мире — алмаз, состоит из углерода, только в другой форме! Итак, если это вам больше нравится, вы можете сказать себе: что касается углерода, вы состоите из одних бриллиантов. Тёмный углерод, графит карандаша и алмаз — это одно и то же вещество. Если уголь, который вы выкапываете из земли, каким-нибудь чудом сделать прозрачным, тогда он будет алмазом. Итак, алмазы лежат в нас залежами повсюду. Мы настоящее месторождение угля. Когда же кислород в крови встречается с углеродом, образуется углекислота. Углекислоту вы знаете очень хорошо, достаточно взять сельтерскую воду: там видны пузырьки — это углекислота, это газ. Так что вы можете представить себе: человек вдыхает с воздухом кислород, кислород распространяется во всей крови, в крови он принимает углерод, он выдыхает углекислоту. Вы вдыхаете кислород, выдыхаете углекислоту.
Господа, в тех процессах, которые я описал вам в развитии Земли, всё давно уже было бы отравлено людьми и животными углекислотой. Потому что ведь всё развивалось на Земле в течение длительного времени. Как вы видите, на Земле давно уже не могли бы жить животные и люди, если бы растения не имели совсем другого свойства: растения, они всасывают не кислород, а именно углекислоту, которую выдыхают человек и животное. Так что растения точно также жаждут углекислоты, как человек кислорода.




И если у вас здесь растение (смотрите рисунок): корень, стебель, Листья, цветок, то растение, следовательно, повсюду всасывает углекислоту, она поступает внутрь. И теперь углерод, который содержится в углекислоте, откладывается в растении, а кислород снова выдыхается растениями. Тогда он снова поступает людям и животным. Человек отдаёт углекислоту и убивает всё, растение удерживает углерод, высвобождает кислород и тем самым оживляет всё. И растение ничего не смогло бы сделать с углеродом, если бы не было зелёного растительного сока, хлорофила. Этот зелёный сок растения, господа, это волшебник, он удерживает углерод в растении и снова высвобождает кислород. Кровь соединяет кислород с углеродом, зелёный сок растения снова забирает углерод из углекислоты и высвобождает кислород.
Подумайте, какая тонкая вещь существует в природе, что растения, люди и животные дополняют друг друга таким образом! Они дополняют друг друга совершенно.
Теперь следует сказать следующее. Видите, человеку от растения нужно не просто то, что оно даёт ему с кислородом, ему нужно всё растение: за исключением ядовитых растений и за исключением таких растений, которые содержат мало этих веществ, человеку нужны все растения, в то время как он получает их не с дыханием, а с питанием. И здесь снова такая удивительная взаимосвязь. Видите ли, растение состоит из корня, если это однолетнее растение — дерево мы сейчас не рассматриваем 42, - из корня, из листьев, и из цветка с плодом. Теперь посмотрите на корень. Корень, он находится в земле, лн содержит, главным образом, много солей, потому, что в земле содержатся соли. И корень связан своими тонкими корешками с этой землёй: там он постоянно вытягивает из земли соли. Так что корень является именно тем, что находится в особенной связи с землёй, с солями.
Видите, господа, со всей землёй родственна человеческая голова — не ноги, а именно голова родственна земле. Когда человек начинает своё становление земного человека, в материнском теле, у него вначале есть почти только одна голова. С головы он начинается. Голова воссоздаёт весь Космос, но также и Землю. И голове преимущественным образом требуются соли. Потому, что от головы исходят силы, которые, например, пронизывают всё человеческое тело костями. 43 Всё то, что желает человека твёрдым, исходит из образования головы. Если сама голова ещё мягкая, как в материнском теле, тогда она не может как следует образовывать кости. Становясь всё твёрже и твёрже, голова отдаёт свои силы телу, чтобы человек и животные могли образовать твёрдые вещи, преимущественно кости. Из этого вы уже видите, что корень, который родственен земле и содержит соли — а для образования костей нудны соли, кости состоят из углекислой извести, фосфорной извести, это всё соли, - из этого вы вилите, что нуден корень, чтобы снабжать человеческую голову.
Итак, господа, если, например, замечают, что ребёнок слаб в голове, то как вы сможете заметить это? Иногда это можно заметить по соответствующим состояниям: если ребёнок становится слабым в голове, то у него в кишечнике легко заводятся глисты. Глисты задерживаются в кишечнике, когда силы головы слишком слабы, потому, что тогда голова недостаточно сильно влияет на остальное тело, и глисты не находят приюта в человеке, если силы головы сильно действуют вниз на кишечник. Из этого вы лучше всего можете видеть как великолепно устроено человеческое тело: в нём всё взаимосвязано. И если у ребёнка глисты, нужно сказать себе, что ребёнок слаб в голове. Можно также сказать — и именно тот, кто хочет быть педагогом, должен знать эти вещи, - что если позднее в жизни перед вами люди, которые слабы в голове, то у них в юности были глисты. - Что же нужно делать, если это наблюдается? Ну, господа, самое простое это взять репу, морковь и кормить некоторое время ими детей — конечно, нельзя кормить их только репой, но некоторое время. Репа — это то, что является преимущественно корнем растения в земле. В ней много солей, она в состоянии, поскольку имеет силы земли, действовать, будучи введена в желудок, через кровь вплоть до головы Только богатые солями вещества в состоянии проникнуть в голову. Это именно то, что чрезвычайно важно. И именно у репы и моркови дело обстоит так, что становятся сильными самые верхние части головы, то есть то, что как раз нужно человеку, чтобы он стал внутренне сильным, жестким, чтобы он не становился мягким.
Видите, когда вы посмотрите на растение репы, то вы скажете себе: я вижу нечто совершенно определённое растение, оно росло преимущественно в корень. В репе почти всё — это корень. Когда едят растение, то интересуются только корнем. Другое, ботва, она просто так вверху, она не имеет большого значения. Следовательно, эта репа прекрасным образом подходит для того, чтобы снабжать, в качестве продукта питания, человеческую голову. Поэтому, если вы иногда чувствуете, что у вас слабость головы, вялые мозги, что вы не можете думать как следует, тогда будет хорошо, если вы на некоторое время введёте в питанию репу. Однако, больше всего это помогает, конечно, детям. 44
Итак, если вы сравните картофель с репой — видите, он выглядит совсем по-другому, нежели репа. Вы ведь знаете, что у картофеля есть ботва, но потом у него есть то, что едят, эти клубни, они находятся в земле. Если рассмотреть дело поверхностно, то можно сказать: у картофеля эти клубни являются корнями. Однако, это неверно: эти клубни не являются корнями. Если вы посмотрите точнее, то увидите повсюду: корни, собственно, только висят на клубнях в земле. Собственно, корни — это маленькие корешки, которые висят на клубнях, они легко опадают. Когда выкапывают картофель, они уже опали, но если его выкапывают совсем свежим, тогда они ещё повсюду на клубнях. Когда мы берём и едим клубни, то мы берём нечто вроде стебля или ботвы, которые формируют что-то похожее на корень в действительности это стебель или ботва, листья изменили форму. Следовательно, это нечто, что находится между корнем и ботвой. Поэтому, картофель не содержит в себе так много солей, как, например, репа, он не такой земляной, хотя он и растёт в земле, но не так родственен земному. И картофель, он содержит преимущественно углеводы, не так много солей, как углеводов.
Сейчас вы должны сказать себе следующее: если я ем репу, тогда моё тело может, собственно, быть настоящим лентяем, потому, что ему нужен только сок во рту, слюна, чтобы размягчить её в слюне, ему нужно только использовать желудочный сок, пептин, и так далее, и всё важное из репы идёт в голову. Человеку нужны соли. Эти соли поставляются тем, что является корнем растения, и особенно таким корнем, как репа.
Теперь, если человек ест много картофеля, он берёт сначала в рот, в желудок, только там, благодаря усилиям тела, образуется крахмал. Тогда он идёт дальше по кишечнику. Чтобы при дальнейшем переваривании он дошёл до крови и мог дойти до головы, нужно снова создать условия, чтобы из крахмала был получен сахар. Только тогда он может идти в голову. Там нужно, следовательно, применить большую силу. Да, видите, господа, если я должен употребить силу на что-то внешнее, тогда я становлюсь слабым. Если же я образую внутри себя силу, чтобы преобразовать углеводы в крахмал, а крахмал в сахар, тогда я становлюсь сильным. Именно выполняя это, пронизывая себя сахаром, благодаря тому, что ем картофель, я становлюсь сильным. Если я использую силу внешне, я становлюсь слабым, если я использую силу внутренне, я становлюсь сильным. Поэтому, важно не только наполнить себя пищей, а чтобы продукты питания развивали в теле силы.
Так, что можно сказать: корневая пища — ведь таковы все корни, только не в той же степени, как корнеплоды репы, все они действуют преимущественно на голову — корневая пища, она даёт телу то, что ему нужно для себя. Пища, которая уже чуточку склоняется к ботве, картофель, даёт телу силы, которые ему нужны для работы, для движения.
О картофеле я уже говорил; одновременно он делает человека, поскольку тому нужно, в свою очередь, затратить много сил, снова слабым, и, прежде всего, делает его аким, что он не может сохранить силы длительное время. Однако, принцип, который я описал вам сейчас, относится именно к картофелю.
Но в той же мере, как и картофель в менее удачном смысле, в хорошем смысле все зерновые представляют собой продукты питания: пшеница или рожь и т. д. В них тоже содержатся углеводы, а именно так, что человек приготавливает крахмал самым благоприятным образом, приготавливает сахар, может сделать себя благодаря углеводам зерновых таким сильным, как это только возможно. - Подумайте только, какими сильными становятся люди именно в сельской местности благодаря тому, что они просто много едят своего хлебы, состоящего из зерновых! Вам самим нужно иметь здоровое тело, и именно если человек переносит более грубый хлеб, это самое здоровое питание. Вам нужно иметь здоровые тела; и особенно сильным становится тело как раз благодаря приготовлению крахмала и сахара.
Теперь возникает вопрос. Видите ли, люди совершенно самостоятельно, хотелось бы сказать, пришли в своём развитии к тому, чтобы не есть зерно так, как животные. Лошадь ест свой овёс почти таким же, как он растёт. Животные едят зерно таким, каким оно растёт. Ведь птицам было бы трудно есть зёрна, если бы они зависели от того, что кто-нибудь сначала сварит их для них. Люди же пришли к тому, чтобы варить зёрна. Господа, что же происходит из-за того, что я варю зёрна злаков? Видите ли, отваривая зёрна, я ем их не холодными, а тёплыми. Когда мы хотим переработать пищу внутри, нам нудно затратить тепло. Этого не происходит без теплоты, господа, когда углеводы превращаются в крахмал, а крахмал в сахар; для этого нуден внутренний подогрев. Если же я подогреваю уже снаружи и принимаю продукты питания уже тёплыми, тогда я прихожу на помощь телу, тогда ему самому не нужно отдавать тепло. Итак, во-первых, пищевые продуктываркой вводятся в огненный, тпеловой процесс. Это первое. Второе же: продукты питания совершенно изменяются! Подумайте только, что происходит с мукой, когда я пеку из неё хлеб. Она ведь становится совершенно друой! Но из-за чего она становится совершенно другой? Ну, сначала я размалываю зёрна. Что означает молоть? Делать совсем маленькими. - да, видите ли, то, что делаю с зёрнами, что я их размалываю, делаю совсем маленькими, это мне пришлось бы позднее делать в своём собственном теле! Всё то, что я делаю, мне пришлось бы делать в собственном теле, благодаря тому, что я здесь делаю, я освобождаю от этого тело. Точно так же, если я их обжариваю. От всех этих вещей, которые я выполняю при приготовлении, я освобождаю тело, так что я привожу тогда пищевые продукты в состояние, в котором тело их легче переваривает.
Вам нужно только сравнить, насколько это различно, если бы человек ел сырой картофель или если он ест его варёным. Если бы человек ел сырой картофель, то ему пришлось бы отдавать чудовищно много тепла, чтобы преобразовать этот сырой картофель, который почти уже является крахмалом. Так, как он преобразует его сейчас, этого недостаточно. Картофель поступает тогда в кишечник. Кишечник, в свою очередь, должен затратить много сил. Однако, из-за этого картофель вообще застрянет в кишечнике, дельнейшие силы больше непригодны к тому, чтобы направить картофель дальше в остальное тело. Следовательно, если едят сырой картофель, то либо просто наполняют желудок — и кишечник ничего не может сделать с этим дальше, - либо наполняют себе кишечник, однако, дальше это не идёт. Если же картофель готовят, подвергая его варке или как-нибудь иначе, желудок не потребуется много работать, и кишечнику тоже, картофель переходит в кровь и в голову.
Итак, вы видите, благодаря тому, что пищу варят, в особенности ту пищу, которая рассчитана на углеводы, можно оказать поддержку питанию.
Вы ведь знаете, в последнее время появились всякие глупости, особенно в отношении питания. Глупости сегодня, в сущности, в моде. Так, есть «сыроеды», они вообще ничего не хотят больше варить, они хотят всё есть сырым. - Откуда такое берётся? Потому, что люди материалистической науки не знают больше, как обстоят дела, а духовную науку они не хотят изучать. Поэтому они что-нибудь выдумывают. Всё сыроедение есть не что иное, как фантазирование. Поскольку телу приходится затрачивать много сил, то некоторое время можно, я бы сказал, подстёгивать тело, если использовать только сырую пищу, но потом оно ещё больше слабеет. 45
Теперь, господа, мы переходим к жирам вообще. Растения, почти все растения, содержат жиры, растительные жиры, которые растения готовят из минералом. Да, видите, жиры, они не так-то легко поступают в человеческое тело, как углеводы и соли. Соли, они вообще не изменяются. Когда вы солите свой суп, соль, которую вы бросаете туда, почти неизменившейся поступает в вашу голову в виде соли. 46 Это приходит в вашу голову. Когда же вы едите картофель, то в вашу голову проходит совсем не картофель, а сахар, однако, превращение осуществляется так, как я вам уже рассказывал. У жиров же, независимо от того, едите ли вы растительные или животные жиры, это происходит не так просто. С жирами происходит так: когда вы едите жиры, тогда они почти полностью съедаются соком во рту, соком желудка, соком кишечника, и в кровь поступает нечто совершенно другое, и животное и человек должны сами, при помощи силы, которую вызывают жиры, образовывать жиры в кишечнике и в крови.
Видите, это различие между жиром и между сахаром и солью. Соль и сахар человек ещё иногда получает из природы, разве что он преобразовывает себе сахар из картофеля или из ржи и т. д. Тогда в нём ещё есть что-то от природы. Что касается жира, который имеют в себе человек или животное так тут уже ничего нет больше от природы; это человек сам себе образовал. Но у него не было бы сил, если бы он не питался, кишечник и кровеобразование требуют жира. Так что можно сказать: соли человек никогда не смог бы образовывать сам. Тело человека, если бы он не употреблял соли, никогда бы само не образовало соли. Если бы человек не употреблял углеводы, если бы он не ел хлеб или что-то такое, в чём он употребляет углеводы, он никогда не смог бы образовать сахар. Если же он не мог бы образовывать сахар, то он вечно оставался бы слабым. Этим мы обязаны сахару: поскольку вы полны сладкого, у вас есть силы. В то же мгновение, когда вы утратили бы эту пропитанность сахаром, у вас не стало бы больше сил, вы бы просто упали.
Видите, это идёт вплоть до народов. У нас есть народы, которые мало употребляют сахара и мало веществ, которые содержат сахар. Это слабые народы в отношении физических сил. У нас есть народы, которые едят много сахара, это сильные народы.

 Однако, с жирами человеку приходится не так легко. Когда в человеке есть жир, а также у животного, то это его собственная заслуга, заслуга его тела. Жиры полностью являются его собственным продуктом. То есть он уничтожает те жиры, которые употребляет в виде растительных жиров, в виде животных жиров, и в преодолении жиров он развивает теперь силу. В случае с картофелем, рожью, пшеницей человек развивает свои силы, преобразуя вещества; в случае жиров, которые ест, он развивает силу, уничтожая вещества. Если я уничтожаю что-нибудь снаружи, я всегда становлюсь усталым и слабым. Если я уничтожаю внутри совсем твёрдый бифштекс, я становлюсь из-за этого слабым, но это уничтожение совсем твёрдого бифштекса или уничтожение растительного жира, это в свою очередь, придаёт мне силу, так что я могу создавать свой собственный жир если моё тело предрасположено к этому. Вы видите, что пища из жиров действует на человеческое тело совершенно другим образом, нежели углеводная пища.

Комментариев нет:

Отправить комментарий