суббота, 1 марта 2014 г.

Вопросы питания. О росте растений. 2


Теперь в Штутгарте проводятся и другие опыты. Эти вещи здесь чрезвычайно поучительны. Вместо того, чтобы просто исследовать рост — что уже очень важно, в особенности когда доходят до очень высокого растворения, один к триллиону, что уже очень интересно — можно делать ещё следующее. Берут сильно разбавленные, разбавленные описанным образом металлы или соединения металлов, скажем, к примеру, берут медеобразное, совсем разбавленное, так, чтобы был раствор. Теперь это вносят в цветочный горшок с землёй, но в эту землю определённым образом добавляют, как своего рода удобрение, медь. Рядом ставят горшок, в котором находится просто земля, та же самая земля, только не удобренная медью. Это просто такая же земля, в ней нет меди. Теперь берут опять-таки одинаковые растения, которые по возможности должны находиться в одной стадии роста, одно растение сажают в землю, определённым образом удобренную медью, а другое растение сажают в землю, в которой нет медного удобрения. И обнаруживается удивительное, именно если медь очень сильно разбавлена, что на листьях здесь на краях появляются морщины 51 — на других морщины не появляются, если у них гладкие листья, если уже до этого не было морщин. Поэтому нужно брать ту же самую землю, потому что ведь многие растения уже раньше содержат медь. Нужно брать ту же самую землю - в одном случае её обрабатывают медью — и нужно взять такое же растение, для того чтобы можно было это точно сравнить.
Теперь берут третье растение, кладут в третий горшок снова ту же самую землю, но теперь добавляют вместо меди свинец. И теперь листья вовсе не собираются сморщиваться, а они становятся сухими на кончиках и отпадают, то есть увядают на конце и опадают, если добавляют свинец. Теперь у вас одновременно совершенно удивительная картина. Эти исследования проводятся в Штутгарте, и они очень красиво выглядят, когда у вас стоят все цветочные горшки рядом друг с другом и видно, как вещества земли действуют на растения.
Теперь, в будущем вы больше не будете удивляться, когда увидите где-нибудь формы растений с морщинистыми листьями. Если же здесь начать копать землю, то вы найдёте следы меди. Или же, если вы имеете листья, которые на краях слегка сморщиваются и увядают, и начнёте копать землю, то вы найдёте следы свинца. Посмотрите, например, туда, на известное растение — скажем, которое называют полевой хвощ, чем чистят кастрюли. Итак, полевой хвощ, он растёт опять-таки на таких местах, где в почве содержится кремний, поэтому он приобретает жёсткие кремнистые стебли. Так вы сможете понимать по почве формы растений.
Теперь вы сможете понять, какое значение имеет, когда совсем небольшое количество какого-нибудь вещества примешивается к земле или почве. Конечно, церковное кладбище 52 находится где-то там, но земля ведь везде пронизана древесным соком, и небольшие количества повсюду поступают прямо в почву. И когда проделаны опыты, как эти маленькие количества действуют, о которых я сейчас рассказал вам, тогда вы скажете себе: да, то, что улетучилось как раз в небольших количествах в землю, Это же мы едим с пищей! Это так сильно, что это живёт в форме растения. А что происходит дальше? Представьте себе , что я получил здесь форму растения, которая выросла на содержащей свинец почве. Люди говорят, что сегодня свинец не возникает. Но в почве возникает именно свинец, если внести в почву разлагающееся живое. В почве просто возникает свинец. Теперь здесь появляется растение — мы почти можем сказать, что появляется свинцовое растение. - Ну, хорошо. Если мы будем есть это растение, это свинцовое растение, то оно имеет совершенно другое действие, чем когда вы едите растение, не являющееся свинцовым. Когда мы едим свинцовое растение, то оно действует так, что наш мозжечок, который находится здесь в голове, сзади, становится более сухим, чем обычно. Он становится более сухим.
Теперь у нас есть взаимосвязь между почвой и мозжечком. Следовательно, могут быть растения, которые просто из-за качеств почвы, из-за того, что где-то было внесено в почву и затем распределяется, слегка высушивают мозжечок. В тот момент, когда наш мозжечок слегка утратил силы, мы становимся неловкими. Если что-то случается с мозжечком, мы становимся неловкими, не можем больше правильно двигать ногами и руками, и если это становится сильнее, то наши члены парализуются.
Таков путь от почвы к параличу человека. Человек ест растение. Если на краю его листьев есть что-то отмирающее, если оно стало таким, как я описал вам, то его мозжечок слегка высохнет. В обычной жизни это не сразу замечают, но человек тогда не может нормально ориентироваться, и если это становится сильнее, то наступает паралич. Теперь, опять-таки, дело обстоит так, что прежде всего, когда человек не может ориентироваться, если это проявляется в голове, что человек не может ориентироваться — что исходит от усыхания мозжечка, - то это охватывает сначала мышцы, которые здесь, вверху, в голове, снабжаются небольшой железой, так называемым шишковидным телом, а именно зрительные зоны. Когда это происходит, человек просто заболевает гриппом. Если же паралич прогрессирует, что грипп переходит в полный паралич человека. Так что во всех явлениях паралича есть что-то, что тесно связано с почвой Земли. И из этого вы видите, что нужно брать знания с многих сторон, для того чтобы получить для человека что-нибудь оздоравливающее. Действительно, недостаточно, когда просто говорят, что должно быть так-то и так-то! Потому, что если не знают, из-за чего сначала начинает отмирать организм человека, тогда можно иметь какое угодно хорошее оборудование: люди не будут больше работоспособными. Потому что всё то, что действует в растении и от растения переходит в человека, это же и в человеке имеет большое значение.
Древесный сок, он, собственно, соответствует в человеке совершенно обычному клеточному соку, слизи. Древесный сок в растении — это у человека жизненная слизь. Жизненный сок растения, который здесь циркулирует в листьях, он соответствует человеческой крови. А камбий растения, он соответствует в человеке молоку и молочному соку. Когда женщина начинает кормить грудью, она только сильнее вырабатывает молочный сок при помощи соответствующих желёз в груди. Здесь вы снова имеете то, что сильнее всего в человеке находится под влиянием звёзд: молочный сок. 53 Однако, этот молочный сок, он совершенно необходим особенно для образования мозга. Мозг — это, так сказать, затвердевший в человеке молочный сок. Следовательно, если есть такие листья, которые отмирают, то они не образуют настоящего камбия, потому, что у них больше нет силы оказывать обратное действие в нужной теплоте. Они заставляют тепло действовать через отмирающие части наружу, а не обратно, как раньше. Мы едим растения с неправильно сформированным камбием, они не образуют нам как следует сформированный молочный сок, женщины не образуют как следует материнское молоко, дети получают молоки, на которое звёзды воздействуют не особенно сильно, дети не могут хорошо сформироваться. Поэтому этот паралич проявляется особенно у детей. Однако, он может проявляться и у взрослых, потому что человек, ведь всю жизнь находится под влиянием звёздного мира, как я уже изложил вам.
В этих вещах естествознание и методы лечения должны сотрудничать. Они должны повсюду сотрудничать. Однако, нельзя замыкаться в какой-нибудь отдельной науке. Не правда ли, сегодня повсюду есть люди, которые занимаются только животными, другие только людьми, это антропологи. Затем, опять-таки иные занимаются одной частью человека: больными чувствами, больной печенью, больными сердцами, то есть эти люди специализируются на внутреннем. Затем, ботаники изучают только растения, минералоги камни, геологи всё земное царство. Этим создаётся нечто очень удобное для науки. Нужно меньше учить, когда становятся просто геологом или нужно изучать только камни. Да, но такие знания ни на что не годятся! Такое знание не имеет цели, и если хотят что-то сделать с человеком, когда он болен, то нужно собрать вместе всю природу. Нет никакой пользы в том, чтобы понимать только геологию, или только ботанику, или только химию. Не правда ли, химию нужно понимать и прослеживать вплоть до работы древесного сока! Это действительно так. Студенты выдумали поговорку — вы знаете, что в университетах есть обычные профессора и чрезвычайные, и студенты придумали поговорку: обычные профессора не знают ни чего чрезвычайного, чрезвычайные профессора не знают ничего обычного. - Однако, сегодня это можно сильно расширить: геолог ничего не знает о растении, о животном, о человеке, о Земле. Никто, собственно, не знает, как взаимосвязаны вещи, которыми он занимается. Точно так же, как человек специализируется на работе, он специализируется в знании. И это намного вреднее. Волосы встают дыбом, когда существуют только геологи, только ботаники и так далее, потому что из-за этого всё знание раздроблено, и ничего путного не может получиться. Это произошло для удобства людей. Люди уже говорят сегодня: нельзя быть человеком, который всё знает. - Да, если вы не хотите быть человеком, который может собрать все знания, тогда нужно это сразу же сказать: нужно вообще отказаться от полезного знания.
Мы живём в такое время, когда вещи в принципе приобрели ужасающие формы. Сейчас дело обстоит именно так, как если бы кто-то, кто имеет дело с часами, хотел бы для этого изучить только шлифование металлов, другой только сварку металлов и т. д. И тогда пришёл бы ещё кто-то, кто знает сборку часов, но не знает, как обрабатываются отдельные металлы. Не правда ли, в случае машины, там ещё что-то получится, хотя, конечно, тоже не получится, если только не заставить людей. Однако, в медицине, например, вообще ничего не достигается, если не могут объединить всё знание, вплоть до знания Земли. Потому, что в стволе дерева живёт то, что от земли, то есть от предмета геологии, возвышается до древесного сока. Там он отмирает. Нужно также знать метеорологию, воздух, потому что от окружающей среды к листьям приносится то, что, в свою очередь, вызывает жизнь. И нужно также знать астрологию, учение о звёздах, если хотят понять образование камбия. И, опять-таки, нужно знать то, что приходит с камбием в человека, когда он ест его, молочный сок, который преобразует мозг; так что, следовательно, если едят испорченный камбий, то у взрослого будет испорченный мозг. И, таким образом, из того, что находится внутри в Земле, происходят болезни.
Это то что нужно рассказать о том, откуда приходят такие как будто необъяснимые болезни. Их обоснование лежит в земле.

Примечания.
«Здоровье человека полностью зависит от роста растений, и поэтому нужно знать, что же, собственно, участвует в росте растений.»
«Так, что теперь в поднимающемся растении виден путь, как из земли, через смерть, весь растительный мир поднимается к духу».
В качестве завершающего и обобщающего доклада выбран так называемый «Доклад о камбии» Рудольфа Штейнера, так как он с уникальной чёткостью представляет трёхчленность всего роста растения, в особенности многолетнего растения, дерева. Он был вызван вопросом «Как должны соотноситься питание народа и оздоровление народа?» (именно с учётом вызывавших озабоченность, появлявшихся в послевоенные годы форм гриппа, а также паралича у детей и взрослых). Рудольф Штейнер, хотя и исходил из этого вопроса, (с вступлением, посвящённым опытам по потенцированию (опыты по разбавлению), проводимых исследовательским институтом при Гётеануме, чтобы затем дать общее представление Роста растений в его связи с человеком. За этим докладом для рабочих 31.10.1923г. Последовали до Рождества 1923 года 8 докладов так называемого курса о пчёлах, в которых тема диетики была особенно направлена на значение молока и мёда. Доклад о камбии занимает центральное место в докладах непосредственно перед событиями рождественской конференции, нового образования Всеобщего Антропософского общества и Свободной высшей школы при Гётеануме в Дорнахе.

«Камбий соединяет растение со звёздами, с тем, что наверху. Потом это переходит на семя, и благодаря этому рождается следующее растение, так что звёзды обходным путём, через камбий, создают следующее растение... Семя должно сначала испытать воздействие камбия, воздействие всего неба». Этим одновременно открывается основополагающее знание космически-земной динамики в сущности сельского хозяйства и питания (см. Второй том «Питание и сознание»)

49 В конце предшествовавшего доклада 27.10.1923 г. «О взаимосвязи звёзд» Р. Штейнер сам сформулировал остающийся ещё открытым вопрос: «Тогда вы можете задать себе вопрос: как должно относиться питание народа к оздоровлению народа?»
50 См. Р. Штейнер: «Человек, как созвучие творящего, образующего и формирующего мирового слова» (GA 230), 7й доклад.
51 морщины — курчавость
52 Ср. Р. Штейнер, доклад от 1.3.1924 г.: Влияние кладбищенской атмосферы на людей. В «История человечества» (GA 353).
53 Ср. Прим. 3, глава IV. Чувственно-нервная система, мозг. Глава V. Организм соков, питающая лимфа, материнское молоко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий