пятница, 17 октября 2014 г.

Кёлер. Страх. О сущности страха. Резюме.

4. Резюме

Страх - неотъемлемая принадлежность нашей жизни, естественная реакция на непосильные для нас впечатления, проблемы и требования. Враждебное отношение к нему, стремление во что бы то ни стало избежать его в конце концов вырабатывают ненависть к себе и к миру. Если мы не стараемся примириться со страхом, т. е. не ищем внутренний путь, который поможет нам продуктивно интегрировать его положительные стороны в планирование нашей жизни, то начинаем блуждать по кривым дорогам отрицания и вытеснения, асоциального поведения, одиночества, интеллектуального высокомерия и попадаемся на обманчивые рецепты борьбы с ним.

Мы установили, что передёргивать факты, всецело обусловленные природой человека и мира, совершенно бесполезно и решили не осуждать, а изучить страх. Простые примеры - способность быть "осторожными", боязнь кого-то обидеть - показали нам, что позитивные, развивающие силы заложены в самом страхе, а не только в его "преодолении". Вместо того чтобы говорить об "укрощении", о борьбе со страхом, стоит подумать о том, как с ним совладать и преобразовать его в нечто иное. Как страх может послужить нам и, возможно, уже служит, только мы этого не замечаем? В самом ли деле он всего лишь досадная слабость, "враг души"?

Вслед за Алоисом Хиклином (и другими) мы считаем, что страх принимает патологическую форму, лишь когда мы не в силах совладать с ним и не понимаем его смысла, его побудительного характера. А ведь слово "совладать" всегда подразумевает сближение, интеграцию, в каком-то смысле дружбу.

Если приглядеться к процессу страха внимательнее, обнаруживается, что наряду с событием страха есть ещё один феномен: страх перед страхом, с коим и связаны все вышеупомянутые попытки бежать или защититься от него. При объективном подходе проблема нашего отношения к страху и обращения с ним представляется куда более важной, чем просто его проявление. Пример взаимодействия человека и природы подводит нас к понятию "дома", "надежной крепости". Здесь мы обретаем защиту от внешних опасностей и в то же время оказываемся перед альтернативой: забаррикадироваться, изолироваться в этом укрытии либо проявлять живой интерес к событиям, угрожающим нам за его пределами. Можно ли перенести этот пример на внутренний мир человека, на наше обращение с "природными стихиями" души, в том числе и со страхом? В свете этого вопроса явление "боязни страха", "страха перед страхом" обретает наглядность. Вначале страх - своего рода внутренняя перемена погоды, внезапно настигающая человека. Нас охватывает ощущение слабости и ничтожности перед мощью этой стихии, как бывает, когда налетает буря. Мы боимся, что она уничтожит нас. Тут-то и наступает фаза "страха перед страхом", и мы чувствуем, что все зависит от того, найдём ли мы внутри себя надежное место, откуда хорошо просматривается данная ситуация. На обыденном примере мы показали, как определённые мысли упорядочивающего и направляющего характера помогают достигнуть "собранности", которая противодействует тенденции растворения, оттесняя внешний мир на задний план и напоминая нам о нас самих и наших намерениях. Из этого сна в состоянии бодрствования мы приступаем к поставленной задаче, во-первых, с обузданным избытком сил, живительным и вдохновляющим, а во-вторых, с повышенной чуткостью, какою мы обязаны преобразованному страху.

Если всё происходит так, значит, нам удалось на определенном этапе приостановить динамику развития страха. Но на каком именно? В данном процессе можно выделить три стадии. Две из них нам уже известны: появление страха и страх перед страхом, или экспансия страха. В этой точке любой страх становится страхом растворения. Если нам, нашему "Я", не удается описанным образом вмешаться в дело и "собраться, сосредоточиться", т. е. найти убежище в самом себе, то в конце концов наступает паническая реакция, судорога страха как результат неудачной попытки совладать с ним. Но в итоге мы не собираемся, а забиваемся внутрь, запираемся в невыносимой тесноте. Для людей, всегда беспомощных перед стадией страха перед страхом, т. е. не умеющих сознательно отодвинуть внешний мир в момент колебания границы "Я", дело оборачивается трагедией - они оказываются во внутренней тюрьме.

Таким образом, бегству в недобровольное одиночество, обусловленному страхом, противостоит работа над "высшим" одиночеством, поиски опоры в самом себе. Замкнувшись в себе, мы со страхом не справимся, Для этого необходимо отдалиться на безопасное расстояние и заново - с интересом и участием - организовать свое отношение к миру. Смелый человек отличается от боязливого, а тем паче от больного страхом вовсе не тем, что ему не бывает страшно, единственная разница в том, что одному удаётся интегрировать и преобразовать страх, а другому нет. Об этом мы ёще поговорим, а позднее увидим, как это соотносится с детством. Главное - не пытаться "вытеснить, заглушить, перехитрить или отрицать страх", как пишет Фриц Риман, а искать возможности "сносить его и... может быть, извлекать из него пользу для своего развития" 28. Для этого необходимо изучить его суть. Однако пока мы с ним враждуем, он будет сопротивляться подобным попыткам. Увы, этот закон психологии учитывается слишком редко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий