суббота, 18 октября 2014 г.

Кёлер. Страх. НЕУЮТНОСТЬ БЫТИЯ. 4. Резюме

4. Резюме

В связи с вопросом из гл. I о том, так ли уж плох страх, мы, с одной стороны, прояснили, как ущемляет человека "отказ" естественной "системы" страха, с другой же стороны, на примере "робких" людей показали высокую социальную ценность определенных форм боязливости. И вновь подчеркнули такое почти упущенное наукой явление, как преобразованный страх.
Как мы увидели, страх неизбежен для всех, и от гедонистических призывов к его "отмене" медицинскими, генноинженерными, оккультными, социально-формирующими или иными средствами проку мало. На переходе из "дома", в прямом и переносном смысле, к неуютности чуждого, непривычного, к переменам, к новому началу непременно караулит двуликий страх: он может стать либо погибелью, либо полезным спутником, смотря как мы к нему отнесемся. Речь идет о "конфронтации с пространством нашей компетентности" (Хиклин) - лишь страх показывает нам его пределы. А знать свои пределы нужно, чтобы развиваться.
Тут мы подходим к вопросу о качестве жизни. Самые именитые психологи и психотерапевты постфрейдовского периода, из коих мы процитировали Абрахама Маслоу и Эриха Фромма (впрочем, можно было бы взять и Роджерса, и Пёрлза или Франкла), солидарны в том, что истинное благополучие есть плод личного развития и самореализации, который не может вызреть без неудач, одиночества, сомнений и грусти. Однако всего этого мы страшимся. Мы знаем: выкладываясь в полную силу, мы рискуем. Этот риск, выраженный в страхе, в боязни, необходимо принять. Глубокие переживания невозможны без открытости и сближения. А с открытостью и сближением непосредственно связано изначальное переживание страха. В последующих главах мы поговорим об этом с позиций психологии развития.
Здесь уместно призвать к солидарности с ближними. С одной стороны, мы должны искать новые критерии истинного "величия" человека (в чем оно - в стараниях или в очевидном успехе?). С другой стороны, чтобы эти критерии начали действовать, необходимо даже к бесплодным усилиям ближних проявлять уважение, которого так хочется нам всем. Пока каждый будет ожидать этого от других, ничего не изменится.


Мужество "веры" в современной формулировке Эриха Фромма - веры в то, что безоговорочное служение высоким целям придаёт смысл и сопряженным с ним разочарованиям и страданиям, есть большое достижение, и, как мы видели, в продвижении к нему люди могут существенно помочь Друг другу, но в конечном счёте каждый всё-таки добивается его сам. Предварительная его ступень - мужественная готовность принять страх. "Если бы человечество утратило веру, - говорил Рудольф Штейнер, - то, потеряв её силы, люди бродили бы, не зная, что делать, как сориентироваться в жизни, никто бы в мире не выстоял, постоянно страшась, опасаясь, беспокоясь о том и о сём"12. Штейнеровское понятие веры тоже отлично от традиционного: вера не заменяет познания и знаний, "знание - всего лишь основа веры", как сказано там же. Но куда обратиться, с чего начать, чтобы обрести это мужество принять страх, которое может перерасти в мужество веры (не в наивно-религиозном, а в "идеалистическом" смысле, недаром Штейнер именует его энтузиазмом познания)? Чтобы приблизиться к ответу, мы воспользовались понятием Маслоу "внутренняя совесть": прислушаться к собственному жизненному "призванию" (Маслоу); вновь обрести способность чувствовать свою неправоту к самим себе. Поиски утраченной связи с судьбоносной мудростью, которая прежде виделась людям в образе ангела, указует путь к высшему одиночеству, к обретению опоры в самом себе (см. гл. "О сущности страха"), кардинальной противоположности эгоизма и единственной предпосылке формирования спокойного отношения к страху. И этого можно достичь 13. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий