суббота, 4 января 2014 г.

Вопросы питания: действие картофеля, свёклы и редьки ч.3

Ну-с, из этого следует, что когда мы едим корень, то получаем в наш кишечник много солей. Эти соли находят свой путь вплоть до мозга и стимулируют наш мозг. И если, например, кто-нибудь , страдает не мигренью, а головными болями, которые заполняют голову, то ему очень хорошо, если он ест корни. Вы можете видеть как во многих корнях содержится некоторая солёная острота. Вы можете обнаружить это по их вкусу. Если же вы едите цветки, то там растение, собственно, уже наполовину сварено. Здесь уже находятся масла, это то, что преимущественно смазывает жиром желудок и кишечник, это оказывает своё действие на нижнюю часть живота. Это должен предусматривать врач, когда он прописывает чай. Никогда тот, кто приготовит чай из цветков, не окажет сильного воздействия на голову, но если он отварит корни и даст выпить это больному, то он окажет сильное воздействие на голову. Итак, вы видите, в то время, как у человека мы должны идти от живота к голове, снизу вверх, то у растения мы должны идти в обратным путём, от цветка к корням. Корень растения родственен голове. Если мы обдумаем это, то нам в определённом свете озарится значение картофеля. Потому что картофель, у него есть клубни, это то, что не стало полностью корнем. Следовательно, если едят много картофеля, то получают недостаточно в голову. Всё остаётся внизу, в пищеварительном тракте. Следовательно, с употреблением в пищу картофеля люди в Европе пренебрежительно отнеслись к своей голове, своему мозгу. Эта взаимосвязь видна только тогда, когда занимаются духоведением. Тогда говорят себе: с тех пор, как в Европе всё больше и больше употребляли в пищу картофеля, с тех пор голова людей стала менее способной. Картофель стимулирует преимущественно язык и глотку. Если мы опустимся в нижнюю часть картофельного растения, то мы дойдём не совсем до корня. Точно так же и у человека: если мы не совсем поднимемся до головы и остановимся на высоте языка и глотки, то они особенно стимулируются картофелем, и поэтому картофель очень вкусен для человека как сопутствующая еда, как гарнир, потому, что он стимулирует то, что находится под головой и не нагружает голову.
Когда едят красную свёклу, тогда возникает страстное желание много размышлять. Это человек делает совершенно неосознанно. Когда едят картофель, то, собственно, приходит желание довольно скоро снова поесть. Картофель делает человека голодным так быстро, потому, что он не совсем доходит до головы. Красная свёкла делает человека сытым так быстро, потому что она, что является важным, идёт до головы, а голова — это самое важное, потому что свёкла полностью пронизывает голову деятельностью, если она правильно идёт в голову. Конечно, людям ужасно неприятно, что им нужно думать, и поэтому они иногда любят больше картофель, чем свёклу, потому, что картофель не побуждает к мышлению. Тогда человек становится ленивым. Тот не побуждает к мышлению, человек становится ленивым в мышлении. Напротив, свёкла очень сильно стимулирует его таким образом, что человек, собственно, хочет думать, а если кто не хочет думать, тот не любит свёклу. Если требуется стимул для мышления, то нужно в особенности использовать солёную стимуляцию, например, редьки. Если у кого-то не очень активна голова, то ему это будет хорошо, потому, что мысли немного придут в движение, когда он добавит к своей пище редьку.
Итак, вы видите, что проявляется удивительная вещь: можно сказать, что редька стимулирует мышление. - И при этом не нужно самому быть деятельным в мышлении, мысли приходят, когда едят редьку, такие сильны мысли, что они иногда даже вызывают мощные сны. Тот, кто ест много картофеля, к тому такие сильные мысли не приходят, но зато к нему приходят сны, которые делают его тяжёлым. И те, кто вынужден постоянно есть картофель, тот будет, собственно, постоянно уставшим и постоянно будет хотеть спать и видеть сны. Поэтому то, какие пищевые продукты употребляют люди, имеет большое культурно-историческое значение.
Теперь вы можете сказать: да, но дело ведь обстоит так, что мы же собственно, живём только исключительно веществом! - И всё же это не так. Я уже часто говорил вам: у нас, людей, примерно каждые семь лет новое тело. Оно постоянно обновляется. ТО, что мы имели в нашем теле из веществ восемь или десять лет назад, того уже в нём нет. Оно ушло прочь. Мы срезали это с ногтями, с волосами, это вышло с потом. Это выходит наружу. Что-то выходит довольно быстро, что-то медленно, но оно выходит наружу.



Как представляют себе, собственно, историю с человеком? Видите ли, её представляют себе примерно так: я хочу изобразить схематично: вот это человек. Теперь человек постоянно выделяет вещество и постоянно принимает новые вещества. Так что думают: через рот вещество входит, через задний проход и мочу вещество снова выходит наружу, и человек похож на шланг. Он принимает вещество с едой, он выбрасывает его наружу, некоторое время удерживает его. - Думают, что человек устроен примерно так.
Однако, в действительного человека вовсе ничего не поступает внутрь, совсем ничего.
Это просто заблуждение. Дело обстоит, в сущности, следующим образом. Если мы, например, едим картофель, то речь идёт вовсе не о том, чтобы принять что-то от картофеля, но картофель — это просто нечто, что стимулирует нас, стимулирует наши челюсти, глотку и т. д. Там повсюду действует картофель. И теперь в нас возникает сила, чтобы снова изгнать этот картофель, и в то время, как мы его изгоняем, из эфира, не из твёрдого вещества, к нам приходит то, что строит нас в течении семи лет. Ведь мы строим себя не из вещества Земли. То, что мы едим, мы едим просто, чтобы у нас был стимул. В действительности, мы строим себя из того, что находится вверху. Так что всё, что люди представляют себе, что там питание входит, и что там питание снова выходит, и в промежутке что-то остаётся внутри, вовсе не верно: это создаёт только стимул. Там поступает противодействующая сила из эфира, и мы строим всё наше тело из эфира 33. Всё, что мы имеем в себе, построено не из вещества Земли. Видите ли, когда мы толкаем и происходит отталкивание, то вы не должны перепутать второй толчок со своим толчком. Вы не должны спутать факт, что нам нужна пища, чтобы мы не стали ленивыми в восстановлении своего тела, с тем, что мы принимаем в себя эту пищу.
Теперь происходит так, что может возникать нерегулярность. Если мы принимаем слишком много пищи, тогда пища слишком долго остаётся внутри нас. Тогда мы собираем внутри себя ненужное вещество, становимся полными, толстыми и так далее. Если мы принимаем слишком мало, то у нас слишком мало стимулов, и слишком мало берём того, что нам нужно из духовного мира, из эфирного мира.
Однако, это так важно, что мы строим себя вовсе не из Земли и её веществ, а что мы строим себя из того, что находится вне Земли. Если это так, что наше тело обновляется за семь лет, тогда обновляется и сердце. Сердце, которое вы носили в себе восемь лет тому назад, его в вас больше нет, оно обновилось, обновилось не из вещества Земли, но обновилось из того, что в свете окружает Землю. Ваше сердце — это спрессованный свет! Вы действительно спрессовали ваше сердце из солнечного света. И то, что вы приняли с пищей, оно только стимулировало вас к тому, чтобы вы так уплотнили солнечный свет. Все ваши органы вы строите из того, что представляет собой пронизанное светом окружение, а то, что мы едим, что мы принимаем пищу, это означает только импульс.
Вы видите, единственное, что нам даёт пища, это то, что мы имеем в себе нечто вроде внутреннего кресла. Мы чувствуем себя, тем самым в обычной жизни мы приходим к Я-ощущению, что в нас находится физическая материя, физическое вещество. Мы чувствуем себя так, как будто вы садитесь в кресло. Тогда вы чувствуете также и кресло, которое давит на вас. И так, вы чувствуете своё тело, которое постоянно давит на то, что вы сделали из Космоса. 34 Когда вы спите, вы не чувствуете, потому, что тогда вы выходите из себя. Тогда вы чувствуете своё тело в некоторого рода постели, которая сделана для вас, у одного жёстче, если он костляв, у другого помягче. Это своего рода постель, в которую человек ложится, и чувствуется также разница между мягкой периной и жёсткой деревянной лавкой! И так человек чувствует разницу между тем, что в нём жестко и мягко. Однако, это не собственно человек — это то, что находится в нём внутри.
В следующий раз 35 я объясню вам, что связано с высшим познанием. Люди, которые сегодня хотят познавать, занимаются вовсе не человеческой деятельностью, а только тем, что предлагает им кресло.

«Лишь благодаря тому человек достигает правильных отношений с духовными сущностями, что он должен прилагать усилия. И наибольшее усилие требуется для того, чтобы уметь исследовать в духовном мире...»
Мы сознательно вставляем в данный первый том всё содержание 4-го доклада без сокращений, хотя специальная тематика отдельных питательных веществ рассматривается лишь в последней части. Потому, что впервые сообщённые результаты исследований духоведения о питании человека из космически-эфирного окружающего мира и питание из земных веществ потребовало такого пространного введения с использованием примеров предыдущей тематики. То, что это была аудитория, состоящая из рабочих Гётеанума, которые услышали это представление взаимосвязи земного и космического питания первыми, относится, несомненно, к уникальным фактам духовного развития современности. - Во всей взаимосвязи эти полные значения факты станут понятными лишь благодаря содержанию второго тома (см. прим.2) Том 1 обращается ещё к темам о специальных питательных веществах и способам питания.
26. Во время дискуссии 7.07.1923 Рудольф Штейнер вернулся к задававшимся ранее вопросам, так, например, о полётах во сне, об испуге, вздрагивании в состоянии бодрствования. К этому присоединяется наш 4-й доклад
27. Имеется в виду органически действующий, действующий в органах страх. Греки видели душу мужества, храбрость, локализованной в сердце и дыхании, действующей там против остановки дыхания и пульса, вызываемых страхом.
28. 27.6.1923 (GA 350); формирование самостоятельного мышления и ретроспективного видения, ответы на вопросы: как можно в отношении рассмотрения мира и жизни придти к видению мировых тайн?
29. Самыми простыми словами здесь указывается на упражнения для укрепления души, на упражнения добродетели: нужно учиться быть мужественным в состоянии «страх в душе», то есть в сложном взаимодействии души страха и души мужества.
30. Вопрос 28.6.1923: каково отношение растений к человеку, к человеческому телу?
31. В энциклопедическом словаре Пирера. Предложение: «Он (Дрейк) долгое время ошибочно считался первым, привёзшим картофель в Европу, из-за чего в 1853 году ему был поставлен памятник в Оффенбурге».
32. См. Р. Штейнер: «Духовная наука и медицина», 5-й доклад: Образование корней, образование листа, цветка и плода и их отношение к минеральному, меркуриальному и фосфорному процессу и к человеку.
33. См. Первое подробное изложение в Р. Штейнер «Initiationserkenntnis» (GA 227), 5-й доклад: Отношение человека к трём мирам. Смотрите также доклад, Дорнах, 20.06.1924: Отчёт о сельскохозяйственном курсе перед членами общества в Дорнахе. Введение: Р. Штейнер: Духовнонаучные основы успешного развития сельского хозяйства» («Сельскохозяйственный курс», GA 327). См. Прим.3.
34. Это имеется в виду в смысле примечания 33: «Тогда из эфира приходит противоположная сила и мы строим своё тело из эфира».

35. Следующий доклад для рабочих от 20.07.1923 продолжает тему: Человеческое и космическое дыхание — Дыхание света Земли — Оплодотворение у растений и у человека, оплодотворение воды молнией. 28.07.1923 следует значительное в смысле духоведения указание на изменение человечества в начале 20 века; рассматривается знание лёгких и знание почек, а 22.09.1923 г. продолжается специальная тематика питания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий