суббота, 4 января 2014 г.

Действие белка, жиров, углеводов и солей 2

Теперь белок. Видите ли, он должен быть, так сказать, перед любым началом. Белок уже имеется как яйцо, прежде, чем возникает существо,человеческое или животное. Так, что мы можем сказать: белок — это то, что, собственно, формирует человека, развивает его, это первоначальное, то, что лежит в основе. Всё остальное в теле должно сначала сформироваться из белка. Так, что можно сказать следующее: белок должен быть с самого начала, чтобы человек мог возникнуть. Мать образует белок в матке в форме маленького комочка. Яйцо оплодотворяется, и, благодаря оплодотворению, этот белок становится способным, благодаря тем вещам, которые я вам описал, преобразоваться в человека. Однако, человек, конечно, постоянно нуждается в белке. Поэтому, в его пище постоянно должен содержаться белок. Если у него слишком мало белка, или если он не может переваривать белок как следует, тогда недостаток белка не только истощает его — что его также постепенно убивает, - но если бы человек в какой-то момент своей жизни вообще не имел бы настоящего белка, то он сразу бы умер. Точно так же, как белок необходим для возникновения, так белок также необходим, чтобы человек вообще жил. Так, что мы можем сказать: тот, кто вообще не может переваривать белок, у того наступит смерть.
Теперь рассмотрим отдельные продукты питания. Когда мы рассматриваем соли, то мы преимущественно обращаемся к передней части головы. Там внутри откладываются соли. Немного дальше сзади, там откладывают то, что мы имеем: человеческий облик. Затем, ещё дальше сзади, откладываются жиры, и оттуда заполняют тело, потому, что жиры поступают из крови в голову, и только там они готовятся для тела. Всё идёт через голову, в том числе и белок.
Теперь имеются большие различия относительно углеводов. Если вы посмотрите, к примеру, на чечевицу, фасоль, горох, рожь, пшеницу, то вы можете сказать: при этом углеводы получаются из плодов. Потому, что то, что мы имеем в пшенице из земли, это плод. |Если у вас чечевица, это тоже плод. Видите, плоды имеют своеобразие, что они перерабатываются уже в желудке и в кишечнике, и посылают к голове только силы. То, что чечевица, фасоль перерабатываются в кишечнике, это знают все из тех своеобразных состояний, которые могут возникнуть именно при употреблении чечевицы и фасоли. Все это — рожь, пшеница, чечевица, фасоль, перерабатываются в кишечнике. Следовательно, плоды имеют ту особенность, что они как следует перерабатываются уже в кишечнике.
Однако, у картофеля мы ведь не можем употреблять в пищу плоды. Если мы стали есть то, что является у картофеля плодами, то мы получили бы даже ядовитое вещество, губительное ядовитое вещество. Следовательно, в случае с картофелем дело обстоит так, как чечевицу, фасоль, горох, и т. д. Или зерновые, рожь, пшеницу. Что же мы едим у картофеля? Да то, что находится внизу: клубень. А клубни — это как у всех растений корни, то, что менее всего перерабатывается в кишечнике. Плоды перерабатываются в кишечнике. Однако, у картофеля нельзя есть то, что там является плодами, а клубень, это не настоящий корень, а утолщённый стебель. Теперь картофель съедается, поступает в желудок, в кишечник. Там он не может сразу же перерабатываться, сначала он поступает через кровь вверх не обработанным. Вместо того, чтобы поступить здесь в этот слой мозга, поступить таким тонким, как рожь или пшеница, и сразу снова быть отосланным вниз, в тело, лишь здесь в мозге, должна осуществляться переработка. Так, что если мы едим настоящий ржаной или пшеничный хлеб, мы как следует перевариваем его в желудке и в кишечнике, и не требуем от своей головы, чтобы она обеспечивала сначала переваривание, и голова уже может вызывать распространение в теле. Если же мы едим картофельный хлеб или вообще картофель, тогда обнаруживается, что сначала голова должна служить перевариванию картофеля.
Если же голова должна сначала быть использована для переваривания картофеля, тогда она не может больше мыслить, потому, что для мышления её силы должны быть свободными, тогда нижняя часть тела должна у неё взять силы пищеварения. Так, что, если человек ест слишком много картофеля — что происходит всё больше и больше с того момента, как картофель был ввезён и приобрёл значение в Европе, - голова всё больше и больше отключается от собственно мышления, и человек всё больше и больше утрачивает способность думать средней частью головы, он думает тогда больше передней частью головы. Однако, передняя часть головы, которая зависит от солей, приводит всё больше и больше к тому, что человек становится всё больше материалистическим человеком разума. Ведь передняя часть головы совсем не может думать по-настоящему духовно. Именно посредством передней части головы становятся настоящим человеком разума. Поэтому, дело заключается в том, что в действительности внутреннее мышление в Европе сокращалось с того момента, как картофельное питание заняло своё место.
Теперь мы должны ясно понимать, что человек строится не только из сил, которые находятся на земле. Я ведь постоянно говорил вам это, что человек строится из всего окружения, что человек есть творение Солнца, Луны и звёзд. Когда человек ест картофель, Тогда он использует среднюю часть головы только для того, чтобы переваривать этот картофель. Тогда он закрывается от окружающего мира, тогда он больше не признаёт окружающий мир. Тогда он объясняет: всё это галиматья, что говорится о мире, что там из мира поступает духовность. - И можно сказать: чрезмерное употребление картофеля в большей части является тем, что привело в новейшее время к материализму.
Конечно, дело обстоит таким образом, что преимущественно те, у кого нет достаточно средств, вынуждены есть картофель, потому, что картофель был некоторое время дешевым, а те, что зажиточен, они могут потом купить то, что действует на переднюю часть головы, то есть могут больше приправлять и солить пищу. Приправы действуют на переднюю часть головы, как и соли. И следствием этого является то, что они становятся только людьми разума, а другие позволяют людям разума демонстрировать им всё, потому, что они не могут ведь больше использовать свою голову для мышления. Так картофель имеет совершенно особенное отношение к духу вообще. Собственно, он сделал дух материалистичным.
Если мы рассмотрим разделение человека на члены, то мы должны сказать: физическое тело сначала происходит из белка. Этот белок связан с рождением и смертью физического человека. Эфирное тело имеет своё основное поле в жирах. Астральное тело имеет своё основное поле в углеводах, и только Я имеет своё основное поле в солях.
И мы можем сказать: то, что в человеке является способностью восприятия — это не физическое тело, если я ударю себя по руке и чувствую это, потому, что иначе всё, что физическое, ощущало бы — это астральное тело. Я отодвигаю плоть, мышцу, из-за этого плоть в мышце выдвигается из астрального тела, и я ощущаю в астральном теле. Однако, астральное тело зависит от того, может ли оно работать как следует. Если астральное тело спит также и днём и не может правильно работать, тогда откладывается живот, откладывается жир. - Или, такое тоже бывает, если человек работает головой только интеллектуально, становится человеком разума, тогда тоже откладывается жир. Однако, астральное тело, которое, например, действует также в языке, ему нужны углеводы не только в голове, вверху, ему нужны углеводы во всём теле. Астральное тело должно двигать ногами, астральное тело должно двигать руками, ему нужны углеводы во всём теле. Если я даю ему рожь или пшеницу в качестве углеводов, тогда силы поступают во всё тело. Если же я даю один только картофель, то силы остаются там вверху в голове и человек становится истощённым, слабым, и его астральное тело не может работать как следует. Так, что если человек не в состоянии вводить в себя углеводы, которые пронизывают его, тогда именно то, что в человеке является душевным, становится бледным и всё более сонным. При чисто картофельном питании это невозможно, потому, что оно доставляет столько хлопот в голове, что для тела ничего не остаётся.
Можно сказать: что же делает наука? - Ну, наука, она исследует, сколько в углеводах содержится углерода, кислорода, азота, водорода, серы и подобных вещей, но это самые основные. Теперь наука выясняет: в белке есть столько-то и столько-то водорода внутри в процентах, в жире содержатся другие проценты, в углеводах - другие проценты. Однако, наука не имеет никакой идеи относительно того, какое значение имеют эти вещества как таковые. Они знают только проценты составных частей. Однако, этим нельзя ничего добиться. Это просто составные части, а они заключены в картофеле совершенно иначе, нежели во ржи или в пшенице, и нужно знать, что когда едят цветок или плод, он перерабатывается в кишечнике, в то время, как если едят корень, он перерабатывается в кишечнике, в то время, как если едят корень, он перерабатывается в голове.
По-другому эту вещь нельзя использовать и в медицине. Тот, кто может мыслить правильно с точки зрения медицины, тот знает, что если сделать чай из цветков или семян, из плодов, то этот чай преимущественно действует на кишечник, если сделать отвар из корня и подать его в виде чая, можно оказать лечебное действие на голову. Когда мы едим корни, это действует на голову, а именно, это действует на голову материально. Это особенно важно.
Однако, мы можем пойти дальше и можем сказать: да, но если человек в определённой степени истощён не только картофельным питанием, если он не может больше двигать своими руками и ногами, если он так истощён, что неподвижным становится и то, что служить для размножения, тогда дело становится ещё хуже. - Предположим, что картофельное питание преобладает настолько, что это воздействует внутри женских органов размножения, что они становятся слабыми и парализованными. Человек происходит не просто от своих предков, духовно-душевной частью своего существа он происходит из духовного мира, и это соединяет его с тем, что приходит от предков. Теперь давайте рассмотрим, как обстоит дело. Я хочу нарисовать это крупно, немного увеличить.
Мы можем сказать: человек возникает из женской яйцеклетки. Это изображено с очень большим увеличением. Сюда проникает мужское семя. Затем там внутри образуются разные фигуры, имеющие форму звёздочек. Клетки расщепляются, они постепенно образуют тело не может быть образовано, если с тем, что происходит, не соединяется духовно-душевное, которое приходит из духовного мира.
Если же дело обстоит таким образом, что мать или отец ели слишком много картофельной пищи, то тогда образуется такой зародыш человека, который предрасположен к тому, чтобы голова должна была много работать. Если же вы рассмотрите человеческий зародыш кого-нибудь, кто как следует питался ржаным хлебом и т. п., где отец и мать получают правильное питание, тогда этот человеческий зародыш становится примерно таким (рисует). Если же вы посмотрите на человеческий зародыш, где у родителей было слишком много картофельной пищи, да, там происходит следующее. Другое в человеческом зародыше мало сформировано, сформирован преимущественно круглый шар головы, это в эмбрионе, в человеческом зародыше самое главное, поэтому оно преимущественно сформировано. Теперь в голову должно прийти духовно-душевное. И, когда духовно-душевное приходит в голову, тогда оно должно работать с головой. Ещё в теле матери духовно-душевное человека работает преимущественно над головой.
Если духовно-душевное находит в голове то, что приходит при питании матери рожью и пшеницей, тогда духовно-душевное может работать как следует. Потому, что цветки, в которых возникают рожь, пшеница и так далее, они ведь также вытягиваются из земли, и там духовное подступает уже в растении, там духовное родственно. Поэтому, если духовно-душевное в материнском теле встречается с тем, что приходит от плодов, то оно легко может работать. Если же духовно-душевное встречает в материнском теле детскую голову, которая формируется преимущественно картофельным питанием, тогда оно не может подступиться. Не правда ли, картофель идёт вниз, в землю, он даже покрыт землёй, его выкапывают из земли, он растёт в темноте, он не имеет ни какого родства с духовным. Там он, дух, не может подступиться, и следствием этого является то, что эмбрион потом выглядит потом таким образом* (рисует) - / рисую это немного карикатурно, - рождается большая голова. Потому, что если растёт физическое, если дух не подходит близко, тогда растёт физическое, образуется огромная голова. Если дух может подойти, тогда он испаряет воду, тогда дух работает в материи, и голова формируется как следует. Так что вы можете сказать: это большие водянистые головы, которые часто можно заметить у эмбрионов, они являются результатом неполноценного питания, преимущественно опять-таки картофелем. - И вот вы имеете то, что не только сам человек истощается, но что человек таким уже рождается, что его духовно-душевное вовсе не находится как следует внутри физического тела.
Однако, видете ли, дело обстоит следующим образом: человек состоит из физического тела, эфирного тела, астрального тела и Я, однако, они не одинаковы в каждом возрасте жизни. У ребёнка до седьмого года жизни — у него эфирное тело, астральное тело и Я таковы, что они сначала должны, в свою очередь, погрузиться, они должны сначала совсем войти в физическое тело. Когда эфирное тело полностью войдёт в физическое тело, появляются вторые зубы. Когда астральное тело полностью войдёт в физическое тело, тогда наступает половая зрелость. Если же имеется такая голова, то есть если духовно-душевное из-за картофельного питания не может как следует войти в физического человека в материнском теле, тогда нарушается также то, что должно происходить с человеком на четырнадцатом, пятнадцатом году жизни. Человек вообще идёт тогда по своей жизни так, как если бы у него вообще не было тела, как если бы оно обвисло на нём. Следовательно, под влиянием картофельной пищи люди уже рождаются недостаточно сильными для жизни. Эти вещи имеют колоссальное значение. Вы должны только сказать: да, Действительно, социальные условия зависят ещё от многих других вещей, кроме тех, о которых сегодня обычно напыщенно говорят. Социальные отношения зависят также от того, чтобы правильно использовались поля, чтобы картофеля выращивали не больше того, что люди могут вынести, чтобы стать сильными. Следовательно, нудно уметь заниматься истинным, правильным естествознанием, если занимаешься социальной наукой. Это совершенно необходимо. Просто говорить од этом: прибавочная стоимость, капитал и так далее, одно это не поможет. Ведь, представьте себе, что коммунизму удалось бы уничтожить весь капитал, и он стал бы сам управлять всем. Если бы от буржуазии он научился только одной науке, которая не знает, как правильно использовать поля, если он не знает, что вреднее наполнять желудок картофелем, чем рожью и пшеницей, тогда ничего не поможет. Это то, о чем нужно подумать. Нам нужны не постоянные разговоры вокруг да около о том или другом, нам нужна настоящая наука, которая понимает, как дух может действовать в материи.
Видите, поэтому происходит то, что антропософия, так сказать, не желая этого, должна вести войну на два фронта. Почему? Современные учёные занимаются только материей, и только процентами материи, сколько углерода, кислорода, азота и так далее содержится в белке. При этом, однако, совсем ничего не знают о материи. Как раз материи материальная наука не знает, потому что материю можно узнать только тогда, когда знают, как в ней работает дух. Разве поможет, если кто-нибудь скажет: я хочу изучить часы, я хочу попытаться получить ясное представление о часах. Часы сделаны из серебра. Серебро, которое находится в моих часах, было добыто не серебряном руднике там-то и там-то. Это серебро затем поездом было доставлено в тот или другой город. Там оно было отдано тем-то и тем-то торговцам, и так далее. Далее. У часов фарфоровый циферблат. Фарфор был получен там-то и там-то, поступил в тот-то и тот-то город и так далее. - Такой человек совсем ничего не знает о часах! О часах знают что-нибудь, если знают, что сделал с ними часовщик. И совсем не важно знать, как серебро добывается на рудниках, чтобы понять, почему часы ходят, однако важно, что мы знаем, как часы идут, как часовщик поработал над ними, изготовил колёсики и так далее.
В принципе, для здоровья и болезни человека совершенно неважно абстрактно знать из какого количества углерода, кислорода, азота, жира, белка, углеводов и так далее состоят пищевые продукты, но для здоровья и болезни человека в принципе важно знать, как обстоит дело именно с картофелем: он питает, например, человека духовно настолько же мало, насколько он питает его физически. 39

«Так духу, творящему в природе, повсюду требуется вещество».
«Соли зачастую взаимосвязаны с тем, чем является наше мышление.»...«Углеводы добавляют своё, чтобы мы вообще имели настоящий человеческий облик.» … «Для самого важного, того, что жир может откладываться и остаётся живым — потому, что мы должны иметь в себе живой жир — для этого самого важного и имеется эфирное тело.» … «Белок, это то, что собственно образует человека, развивает, это первоначальное, что лежит в основе.»
«Физическое тело берёт своё начало сначала из белка. Этот белок взаимосвязан с рождением и смертью физического человека. Эфирное тело имеет своё основное поле в жирах. Астральное тело имеет своё основное поле в углеводах, и только Я имеет своё тело в соли».

36. Ср. Примечание 31.
37. Ср. 3Й доклад от 16.09.1922.
38. См. Прежде всего Рудольф Штейнер и Ита Вегман «Основы для расширения искусства врачевания в соответствии с духовнонаучными познаниями». (GA 27), глава VШ; Деятельность в человеческом организме; глава Х1; Роль белка в человеческом теле и альбуминерия; глава Х; Роль жира в человеческом организме и обманчивые местные симптомы.
39. Окончание данного доклада в нашем изложении вопросов питания можно опустить, поскольку оно посвящено специально вопросам науки и теологии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий