суббота, 4 января 2014 г.

Вопросы питания: действие картофеля, свёклы и редьки ч.1


Дорнах, 18 июля 1923 года

У нас осталось ещё несколько вопросов, которые были поставлены накануне.26 Я хотел бы сегодня вернуться к тому, к чему уже обращался недавно, к замечанию одного учёного относительно сна.
То, что современному учёному, кажется, доставило немало головной боли — мы придём также и к нашей теме — это хвост ящерицы. Вы знаете, если увидишь ящерицу, особенно большую, и захочешь схватить её за хвост, то хвост обламывается. Говорят: ящерица хрупкая. И действительно, крупную ящерицу трудно поймать, если хватаешь её за хвост, потому что хвост хрупкий, он обламывается, и ящерица радостно убегает без хвоста. Попытки учёных направлены на то, чтобы выяснить, действительно ли хвост отрывается, или животное оставляет его. Современная наука исходит из материализма, и поэтому размышляют о том, что у животного очень слабые мышцы, которые удерживают эти части хвоста, и как оно не может более сжимать эти мышцы, когда его схватили.
Однако, существует удивительный факт, и при этом люди его очень мало принимают его во внимание. Это тот факт, что ящерицы, когда они пойманы и прожили длительное время в неволе, утрачивают это удивительное свойство легко терять хвост, а когда они находятся в неволе, тот держится лучше. Почему это происходит?
Видите ли, люди долго размышляют, как это маленькие мышцы на хвосте смогли стать причиной этого, в то время как факт легко приводит к тому, почему так происходит, что у животного в неволе непросто вырвать хвост. Это происходит потому, что животное пугается, когда его там, на воле, хотят поймать. Это ведь не является обычным, что его ловят на свободе, это происходит с ним впервые. В первый раз вблизи него оказывается человек, оно пугается, и из-за того, что оно испугано, оно становится таким хрупким, что теряет хвост. Когда в неволе оно привыкает к людям, когда люди постоянно приближаются к нему, тогда оно больше не боится и не теряет хвост.
Следовательно, мы видим, как уже совсем поверхностное наблюдение приводит к тому, что страх играет у ящерицы существенную роль. Теперь мы должны пойти и сказать: да, этот страх, который испытывает ящерица, когда человек приближается к ней, это только нечто, что проявляется у животного, когда человек ловит его, но оно всегда заключено внутри животного, и этот страх удерживает вместе материю животного, вещество животного и делает его сильным.
Я приведу вам удивительное явление такого плана в человеческой жизни. Вы, вероятно, уже слышали, что у людей, которые очень сильно зависят от своей душевной жизни, когда они чувствуют страх, начинается понос. Боязливость причиняет понос. И что это означает? Это означает, что то, что находится в кишечнике, не удерживается более вместе. Да, но что же удерживало всё это вместе в кишечнике? Видите ли, если страх поднимается в душе, тогда она больше не удерживает вместе то, что находится в кишечнике, если же страх находится внизу, в кишечнике, то он удерживает вещество вместе.
И также происходит с ящерицей. Если посмотреть на ящерицу (рисует), то эта ящерица, равно как и нижняя часть нашего тела, постоянно наполнена страхом, то есть чем-то душевным. И хвост в особенности наполнен страхом. Когда зверь выталкивает свой страх, то хвост разламывается, но страх остаётся в животном. Животное не чувствует страха, когда оно находится в неволе, потому что оно привыкает к людям, и следствием этого является то, что страх может удерживать хвост целым. Здесь мы видим совершенно определённое душевное качество, которое имеет некоторое значение для телесного устройства.
В нас, в людях, тоже есть страх. В большом пальце ноги, в ногах, в животе, повсюду сидит страх. 27 Он не пробирается только выше, диафрагмы, он поднимается выше, только когда у вас страшные сны. Однако страх сидит в нас. - Страх имеет и свою хорошую цель, он удерживает наш организм вместе. И в костях, там больше всего страха. Кости такие крепкие, потому, что внутри них сидит ужасный страх. И страх делает кости крепкими. В тот момент, когда человек слишком сильно чувствует свои кости, происходит размягчение костей. Поэтому вы найдёте подтверждение этому у людей боязливых, таких, которые уже в юные годы были боязливыми, когда кости ещё не твёрдые, когда кости очень быстро становятся мягкими, однако люди боязливы, и это находит своё выражение, и поэтому рахитичных детей можно вылечивать тем, что из них как-то изгоняют страх, то есть излечивают душевным образом.
Однако, было совершенно неверно, если бы мы сказали: итак, в нас сидит страх, нечто душевное. Нам нужно просто немного поднять страх вверх, тогда мы смогли бы приобрести высшие познания. - Это было бы не хорошо, потому, что тогда мы сделали бы себя больными, одновременно душевно и физически. Скорее, нам нужно сделать нечто другое.
Видите ли, мы должны, если мы хотим приобрести познания высших миров — я назвал вам уже другие средства 28, - мы должны правильно вжиться во внешний мир, правильно вжиться. Как же вживаются люди во внешний мир? В последние недели мы могли снова прекрасно увидеть это. Не правда ли, мы страшно мёрзли, а потом мы снова страшно потели. Большинство людей так вживаются во внешний мир. Мы страшно потели, мы ужасно мёрзли. - Однако, это не единственное, благодаря чему можно вживаться во внешний мир, человеку нужно развить в себе определённую способность, чтобы он не только мёрз, когда становится холодно, указывал на холод и некоторым образом пугался, и чтобы он знал, когда станет тепло, тогда этот страх пройдёт. Если человек выработает в себе, чтобы до некоторой степени бояться снега и испытывать определённое приятное чувство перед тёплыми солнечными лучами, то это уже нечто, что ведёт к высшему познанию, и это связано с тем, другим, что я описывал вам. Да, это так: тот, кто хочет приобрести высшие познания, тот должен чувствовать нечто, когда он подходит к раскалённому куску железа, он должен внутренне чувствовать: это нечто родственное с твоим внутренним теплом, это приятно для тебя. - Однако, когда он берёт в руку булыжник, тогда ему должно быть не по себе, он должен испытывать страх. 29
Из того вы одновременно видите, что тот, кто хочет приобрести высшие познания, не должен быть неверным, как говорят сегодня, иначе он, беря камень в руку, тотчас же уронил бы его, потому,что он боится. Нужно быть мужественным и переносить страх. И точно так же он не должен поступать, как мошка, которая так радуется свету, что летит к нему и находит свою смерть. Именно на примере насекомого, летящего на пламя, вы видите, как родственно пламя духовно-душевному.
И мы можем таким образом сказать: мы должны приобрести внутреннее чувство, внутреннее ощущение того, что имеется снаружи в природе. - Что при этом обнаруживается? Видите, Земля имеет в начале твёрдую породу (рисует). Материалисты верят в твёрдую породу, потому, что по ней можно ходить, если её потрогать, она твёрдая. Материалисты верят в твёрдую породу. Однако, тот, что хочет приобрести высшие познания, некоторым образом боится именно этой твёрдой породы.
Эта боязливость вовсе отсутствует, когда человек находится в прогретом воздухе (рисует). Я хочу над этим изобразить прогретый воздух, тогда этой боязливости вовсе нет, потому, что нагретый воздух — я хочу изобразить его нагретым, рисуя немного красноватым, - его не пугает. Однако, можно довести и до того, что нагретый воздух тоже будет пугать человека. Это имеет место именно тогда, когда пытаются когда пытаются всё больше и больше покончить с тем, что чувствуют по отношению к нагретому воздуху, испытывая удовольствие от него. Представьте себе: вот некто, кто чувствует себя всё лучше и лучше в прогретом воздухе. Однако, теперь прогретый воздух начинает внушать ему страх!
- Чем лучше он себя чувствует, тем более боязливым делает его нагретый воздух.




Если привыкнуть хорошо чувствовать себя в нагретом воздухе, если, так сказать, все больше и больше привыкают к теплу, - такие вещи необходимы, нужно вжиться в целый мир, если хочешь приобрести высшие познания, - тогда начинают происходить весьма удивительные вещи. Я хочу представить вам это ещё яснее. Большинство людей стараются тогда снова охладиться, если им становится тепло. Они, конечно, не знают ничего другого, только что им хотелось бы прохлады. Однако, если выдержать в тепле, если остаться в тепле, если тепло ощущается как приятное, тогда то, что я схематично изобразил вам здесь в воздухе, начинает совершенно удивительно наполняться различными образами, и начинает по-настоящему проступать духовный мир — духовный мир, который обычно содержится в воздухе, но который человек в воздухе не чувствует, не воспринимает в воздухе, потому, что он не может выдержать тепло воздуха.

 Когда человек привыкнет видеть эти сущности, тогда он постепенно приходит к тому, что говорит себе: да, если я положу свою неуклюжую руку на камень, то он твёрдый. Однако, если я всё больше и больше вхожу в духовное, если вокруг меня всё больше и больше не только чувственное, но и духовное, да, тогда я, хотя и не могу своим физическим телом, из плоти и крови, проникнуть в землю, однако своим астральным телом, о котором я говорил, я могу начать проникать в землю. - Это очень интересно: в тот момент, когда начинают воспринимать в воздушном пространстве духовное, при помощи всех тех средств, о которых я уже говорил вам, в этот момент сами так выскальзывают из своего тела, что уже не воспринимают камни как препятствия, но ныряют, как пловец в воду, в твёрдую землю. Тогда человек сам входит внутрь (рисует). Это очень интересно. В воздух нельзя войти как дух, потому, что там вам встретятся другие духи. В землю же — которая, собственно, пуста для духа, - в неё можно легко войти, в неё можно нырнуть, как пловец.

Комментариев нет:

Отправить комментарий