понедельник, 20 апреля 2015 г.

П. Короз. Введение в изучение эфирных сил. Гл. 2.

Экспериментальное изучение эфирных сил и приложение их к жизни

Прежде чем изложить основные положения Антропософии, касающиеся эфирных сил, нужно описать некоторые лабораторные опыты, выявляющие влияние этих сил, и указать на их практические применения, которые были сделаны на основании знания о них.
При Высшей Школе Духовных Наук в Дорнахе, основанной Рудольфом Штейнером, имеется ряд лабораторий. Е. Пфейфер, заведующий химической лабораторией этой Высшей Школы, произвел по указаниям Рудольфа Штейнера ряд исследований над действием эфирных сил на явлении кристаллизации.
Экспериментальное изучение превращений форы на живых существах наталкивается на большие затруднения. Превращения следуют во законам, свойственным каждому виду; изменить их трудно, и такие процессы весьма продолжительны. Ори попытках изменить их быстро, часто результатом бывает смерть объекта опыта. В царстве же минералов формы не изменяются. Но есть и для них исключения. Одно из главных - кристаллизация. Когда кристалл появляется в растворе, это происходит внезапно. Вдруг появляется некая форма, мгновение до того не существовавшая.
Каждое химическое соединение кристаллизуется в определённой форме, всегда одной и той же; это то, что называется кристаллографической системой данной субстанции. Изменить её нельзя, но один и тот же раствор может дать кристаллы различной величины, расположенные по отношению друг в другу различным образом. Здесь на ходе кристаллизации сказывается наличность новых факторов. Если все внешние условия (температура, влажность воздуха и т.д.) при ряде опытов остаются абсолютно одинаковы, то взаиморасположение кристаллов все же изменяется; можно с полным основанием предположить, что изменения эти являются следствием влияний сверхчувственного порядка" Согласно Рудольфу Штейнеру различия эти являются результатом воздействия эфирных сил. Путем многочисленных, весьма тщательно обставленных опытов, Е. Пфейферу удалось получить экспериментальные доказательства этого положения. Первая серия опытов была организована для того, чтобы показать, что эфирные силы действуют не одинаково днем и ночью. Как будет изложено ниже. Земля окружена и пронизана эфирными силами, соотношение которых меняется с переменами дня и ночи. Если различия в форме кристаллизации обязаны эфирным силам, то формы, получающиеся в течение дня должны быть иными, чем формы, получающиеся ночью. Это действительно так к оказалось.
При этих опытах Е. Пфейфер пользовался насыщенным раствором сернокислого натрия, налитого в плоские чашечки. Сернокислый натр дает кристаллы в форме длинных ягод. Во время опытов, сделанных ночью, иглы эти разбросаны в беспорядке по всему дну чашечки. Днем же, наоборот, иглы группируются вокруг одного или нескольких центров, от которых они расходятся лучами. Это лучевое расположение проявляется с наибольшей ясностью около полудня, какова бы ни была сила света - даже в темной комнате.
Но иногда днем могут появиться препятствия действию Солнца, обусловливающего движение эфира. В таких случаях кристаллизация протекает опять иным образом. Так, большие грозовые тучи с градом, представляя из себя как бы заслон влиянию Солнца, мешают кристаллизации. Солнечное затмение дает кристаллизацию одинаковую с ночной.
Е. Пфейфер пошёл в своих изысканиях ещё дальше. Если развитие и сохранение форм живых существ является следствием действия эфирного тела, пронизывающего физическое тело, то прибавление небольшого количества живой материи, носительницы эфирных сил, к насыщенному раствору, должно изменить формы кристаллизации.
Во второй серии опытов Е. Пфейфер, в силу чисто технических причин, применил сернистую медь, которая в чистом виде дает кристаллы в виде звездочек. Если к раствору сернокислой меди добавить немного сока какого-нибудь растения или же капли крови человека или животного, то расположение кристаллов даёт весьма разнообразные и сложные фигуры. Получаемые таким образом фигуры всегда одинаковы, если к раствору прибавляется сок одного и того же вида растений или кровь одной породы животных.
Формирующее действие эфирного тела всегда одинаково у всех представителей данного вида животных. У человека, наоборот, кровь каждой личности дает фигуры гораздо более индивидуализированные. Действительно, у человека деятельность эфирного тела подчинена в известной степени влиянию его личности, его Я. При этом различные состояния сознания, бодрствование или сон, большая усталость, сказываются в изменении кристаллизации.
Эти опыты, приведенные как примеры из большого числа произведенных, позволяют установить существование эфирных сил и следить за изменениями их действия путем данных чувственного опыта.

* * *

Знать - это мочь. Если Духовная Наука в состоянии познать эфирные силы, - она должна быть способной изменять их и пользоваться ими. Так как эфирные силы являются главным фактором развития организованных существ, составляя их жизненное тело, то познание их может научить нас направлять силы роста и развития.
Особенно важна наука об эфирных силах в земледелии. Настоящая агрономия в сущности ничто иное, как наука об эфирных силах. Рудольф Штейнер дал указания, позволившие создать эту новую агрономию. Он показал, что многие приемы, освященные традицией, применяемые крестьянами в земледелии, которыми так часто пренебрегают, имели свое основание в правильном интуитивном знании.
В области агрономии главные усилия были направлены на изучение удобрений. В странах, где преобладало, или даже царило употребление химических удобрений, было замечено, что большая часть этих препаратов могут иметь неудобства двух родов. Во-первых, химические удобрения загромождают почву веществами мертвыми, что кончается тем, что Земля, вместо того, чтобы стать более плодородной, убивается ими. "Земля перегорает", как говорят крестьяне. Химическое удобрение "обогащает отца, но разоряет сына" - прибавляют они. Во-вторых, растения, рост которых усиливается искусственно, дают обильные плоды, но весьма посредственные по своему качеству. Есть врачи, которые развитие некоторых болезней приписывают плохим качествам растительных продуктов питания. Итак, систематическое употребление химического удобрения вредно как для почвы, так и для овощей и плодов.
Сельско-хозяйственные антропософские лаборатории выработали ряд удобрений, которые в очень малых, гомеопатических дозах примешиваются к обыкновенному навозу. Они увеличивают эфирную деятельность почвы, не перегружая её веществами, от которых растения болезненно набухают, а сама плодородность почвы, после обманчивого, временного повышения, окончательно понижается.
Многие земледельческие хозяйства уже с большим успехом пользуются этими удобрениями.
Изучение эфирных сил привело и к другим важным открытиям. Укажем хотя бы на применения их в медицине.
Если эфирное тело является носителем жизни и управляет развитием живых организмов, то понятно, что только зная законы эго действия можно понять, что такое здоровье и что такое болезнь. Надо заметить, что современная медицина изучает болезни, но неспособна ответить на вопрос, что такое здоровье. Только антропософия может дать на это ответ, потому что здоровье и большая часть болезней являются физическим выражением сложных состояний, в которых сверхчувственные элементы играют важную роль. Отсюда и вытекают неуверенность и перемены в медицине, основанной исключительно на наблюдениях физического порядка.
Благодаря указаниям Рудольфа Штейнера стало возможным выработать новые медицинские методы. Терапия Рудольфа Штейнера основана на том, что вызывает к деятельности излечивающие силы организма, носителем которых является эфирное тело. Терапия, считающаяся только с физическим действием лекарств, часто действует только на симптомы болезней, а не на их причины. Следствием её бывает перегрузка организма не усваиваемыми и вредными веществами. 
Терапия, основанная Рудольфом Штейнером, старается через физическое тело воздействовать на сверхчувственные элементы человеческого организма, нарушение деятельности которых и является причиной большинства болезней. Достичь этого возможно, используя силы аналогичных элементов, находящихся в минералах, растениях и животных. Понятно, что для этого необходимо знание эфирного тела человека и живых существ, также как и эфирных сил природы.

* * *

Опыты и практические применения, изложенные здесь, доказывают, как нам кажется, с совершенной научной точностью существование эфирных сил и возможность следить за их проявлениями в физическом мире.
В настоящее время ряд ученых, число которых все увеличивается, пришли на основании своих наблюдений, к отрицанию всех гипотез, выдвинутых современной биологией. Вопрос о том, "что такое жизнь", теперь ставится в такой форме, что многие ученые приведены к необходимости принять гипотезы близкие к учению Антропософии об эфирных силах. Развитие современной науки приводит её в соприкосновение в этой области с Антропософией. Читая заключения некоторых ученых, порой кажется, что осталась только тонкая перегородка, которая пока их отделяет от Духовной Науки.
Но если внимательнее присмотреться к тому, как подходят, официальные ученые и представители Антропософии к проблеме жизни, то становится ясно, что их разделяет ещё целая пропасть. Чтобы приблизиться к разрешению этой проблемы, нужно не столько стремиться к накоплению новых фактов, остававшихся до сих пор неизвестными, сколько к тому, чтобы рассмотреть факты известные, но под новым углом зрения, мысля их по-новому. Слишком часто забывают, о том, что наблюдение есть лишь половина научного опыта? Другая половина - это объяснение, то есть иначе - мыслительный подход к нему. Самый подход сказывается на наблюдении, заставляя обращать внимание на те, а не на иные-стороны данного явления. Многочисленные научные теории, сменявшие одна другую" показывают, что каждое явление можно наблюдать с разных сторон и под различными углами зрения.
Антропософия дает новый образ мысли и новые методы духовного развития. Отсюда вытекают как значение её вклада в современное духовное движение, так и те затруднения, которые возникают при переходе от положении современной науки к Антропософскому Миросозерцанию. Пропасть между этими двумя мировоззрениями создаётся необходимостью работы над самой мыслью. Если задуматься над этими вопросами, надо признать, что не удивительно, что определённое развитие мысли необходимо, чтобы достичь познания духовного порядка. То же самое мы имеем при изучении математики. Она является одновременно дисциплиной мысли и наукой; оба эти образа её неразрывно связаны. Изучать математику - это значит научиться думать и рассуждать определённым образом. Без математического мышления математика невозможна. Смешно и тщетно заучивать наизусть уравнения прямой, окружности и кривых, если не знать ни того, как выводятся эти уравнения, ни того, как ими пользуются при решении задач. Это применимо и к Антропософии. Результаты, которых она достигла, приобретают ценность только тогда, когда изучающие её делают усилие мысли, необходимое для того, чтобы усвоить себе её методы. Отбросить методы Антропософии - это отказаться от понимания её сущности. Без сомнения, гораздо труднее приобрести новый образ мышления, чем узнать новые факты. Это особенно трудно в области познания эфирных сил, ибо в современной науке мы находим теории, представляющие известные аналогии, а поверхностное знакомство ведет только к смешению понятий.

Чтобы разобраться в той, что есть общего между нарами официальными и наукой духовной, и в чём они разнятся, необходимо изложить учение Антропософии об эфирных силах. Это к будет предметом следующих глав. Возможно будет дать лишь краткий обзор заключений и выводов, к которым пришла Антропософия, без описания применяемых ею методов, что не входит в рамки настоящей работы. Ознакомиться о методами Антропософии читатель может по трудам Рудольфа Штейнера и особенно по его двум сочинениям: "Как достигнуть познания высших миров" и "Очерк Тайноведения".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий