понедельник, 20 апреля 2015 г.

П. Короз. Введение в изучение эфирных сил. Гл.1. Теория метаморфоз. Позитивное познание сверхчувственного

Введение в изучение эфирных сил

(Журнал "Антропософия" на русском языке,
1931 год №
II, 12, Франция)

Эфирные силы - это силы, лежащие в основе всех жизненных процессов. Все, что вокруг нас растет, размножается, развивается и умирает - все это результат воздействий и взаимодействий эфирных сил. Только изучение и понимание этих сил может разрешить проблему жизни, перед которой остановилась современная наука, признав устами Дюбуа Раймона, одного из наиболее талантливых ярких её представителей, свое бессилие.
В своих книгах и лекциях Р. Штейнер неоднократно охарактеризовывал эфирные силы; Г. Ваксмут, в своем капитальном, двухтомном труде, написанном под руководством Р. Штейнера" дал полное и живое изложение учения Антропософии об эфирном мире.
К сожалению, и большинство лекций Р. Штейнера, и книги Г. Bаксмутa, не переведенные на русский язык, являются недостуными для многих читателей нашего журнала. Поэтому нам кажется желательным дать перевод брошюры П. Короза, вышедшей весной 1931 года на французском языке.
Брошюра эта представляет весьма удачное резюме монографии Г. Ваксмута. Даже для владеющих немецким языком она может быть полезна, как подготовительная ступень к изучению капитальной работы Г. Ваксмута.
                                                                                                                                                                    В. Л.


Глава первая
Теория метаморфоз. Позитивное познание сверхчувственного

Изучение эфирных сил Антропософией имеет целью проникновение в истинную сущность процесса жизни и ответ на вопрос: что такое жизнь? Современная наука признает, что она не может дать ответа на этот вопрос. Ученые XIХ-го века ещё надеялись, что счаcтливый или гениальный химик, на дне своей пробирки в один прекрасный день обнаружит живую материю. Теперь физиологи сходятся на том, что жизненные явления нельзя свести к простым физико-химическим процессам. В каждом, даже самом простом живом существе, есть нечто, что ускользает от физического наблюдения. Это нечто Духовная Наука и называет эфирными силами. Но если силы эти являютcя элементами сверхчувственными, то как же мы сможем познать их?
Отправной точкой должно быть наблюдение явлений без предвзятой идеи; Антропософия, как Р. Штейнер неоднократно указывал, должна быть наукой без гипотез.
Рассмотрим, например, как происходит рост зародыша в первый период его развития. Вначале зародыш состоит всего из одной клетки. Потом он увеличивается и делится на две одинаковые клетки. Каждая из них в свою очередь увеличивается, опять делится на две и т.д. Через несколько дней зародыш превращается в гроздь совершенно одинаковых клеточек.
Тут происходит явление огромной важности. Клетки, которые размножились делением и оставались все время похожими одна на другую, внезапно начинают дифференцироваться. Одни становятся костными клетками, чтобы образовать скелет, другие - нервными - зачаток мозга и нервной системы, третьи клетками мускульных тканей и т. д. Между тем, ни в первичных клетках, совершенно одинаковых, ни в изменениях среды, в которой они развиваются нет ничего, что могло бы объяснить причину такой дифференциации. Дифференцированные таким образом клетки потом размещаются так, что постепенно образуют различные органы. Нет никакой физической или химической причины, ничего осязаемого познаваемого чувствами и улавливаемого инструментами, что могло бы объяснить причину этих изменений и взаимодействий. Все происходит так, как-будто клетки, дифференцируясь и образуя органы, повиновались какому-то сверхчувственному плану. Этот сверхчувственный план являетоя как бы проекцией на физическом плане определённой разумной силы; он формирует органы и строит тело с мудростью, которая а обнаруживается в строении живых существ; Духовная Наука называет этот сверхчувственный план эфирным телом.
Отправной точкой должно быть наблюдение явлений без предвзятой идеи; Антропософия, как Р. Штейнер неоднократно указывал, должна быть наукой без гипотез.
Рассмотрим, например, как происходит рост зародыша в первый период его развития. Вначале зародыш состоит всего из одной клетки. Потом он увеличивается и делится на две одинаковые клетки. Каждая из них в свою очередь увеличивается, опять делится на две и т. д. Через несколько дней зародыш превращается в гроздь совершенно одинаковых клеточек.
Тут происходит явление огромной важности. Клетки, которые размножились делением и оставались все время похожими одна на другую, внезапно начинают дифференцироваться. Одни становятся костными клетками, чтобы образовать скелет, другие — нервными - зачаток мозга и нервной системы, третьи клетками мускульных тканей и т. д. Между тем, ни в первичных клетках, совершенно одинаковых, ни в изменениях среды, в которой они развиваются нет ничего, что могло бы объяснить причину такой дифференциации. Дифференцированные таким образом клетки потом размещаются так, что постепенно образуют различные органы. Нет никакой физической или химической причины, ничего осязаемого познаваемого чувствами и улавливаемого инструментами, что могло бы объяснить причину этих изменений и взаимодействий. Все происходит так, как-будто клетки, дифференцируясь и образуя органы, повиновались какому-то сверхчувственному плану. Этот сверхчувственный план является как бы проекцией на физическом плане определённой разумной силы; он формирует органы и строит тело с мудростью, которая и обнаруживается в строении живых существ; Духовная Наука называет этот сверхчувственный план эфирным телом.
Если превращения форм и строение живых существ имеют место в виду действия сверхчувственного плана, то, наблюдая эти метаморфозы, можно погнать и сверхчувственные силы, которые их вызывают. С наблюдения таких метаморфоз Антропософия и начинает изучение эфирных сил.
Гёте первый предвидел возможность путем наблюдения превращения форм прийти к познанию сверхчувственного плана, становящегося доступным чувственному восприятию благодаря метаморфозе форм. Великий поэт был также и гениальным ученым, но его научные работы мало известны, и о них часто забывают. На основании своих наблюдений, относящихся главным образом к растениям, Гёте пришёл к убеждению, что существует сверхчувственный элемент, обусловливающий метаморфозу растений; он называл его "пра-растением".
Рудольф Штейнер развил гётевскую теорию метаморфоз. Из гениальной интуиции он сделал метод познания. Гёте справедливо утверждал, что изучение метаморфоз, позволяющее уловить влияние сверхчувственных сил, вызывающих эти метаморфозы, составляет "чувственно-сверхчувственный опыт". Но когда приходится объяснить, в чем собственно заключается этот опыт, Гёте затрудняется ответить на этот вопрос.  
Когда Гёте о своем открытии сообщил Шиллеру, последний сказал: - "Ваше первичное растение есть лишь идея; оно существует только в Вашей мысли". - "Нет", ответил Гёте, "раз я его вижу - это существо, имеющее свое собственное бытие".
Этот разговор и ответ Гёте ясно доказывают, что его чувственно-сверхчувственный опыт есть восприятие духовного бытия, свойственное ему, лично им перелитый опыт, но не научный опыт.
В дополнении гетевской способности восприятия, возможной только для очень немногих, обладающих этик врожденным даром, Рудольф Штейнер дал метод духовного развития, делающий эту возможность доступной тем, кто стремится к познанию сверхчувственного. Благодаря методу Гёте и учению Рудольфа Штейнера данные такого, чувственно-сверхчувственного опыта могут быть проверяемы точный наблюдением.
Одно наблюдение при помощи органов чувств, которыми пользуются в экспериментальных науках, не может привести к чувственно-сверхчувственному опыту. Его нужно дополнить восприятием духовного мира, которое можно развить в каждом человеке, ибо в скрытом состоянии зачатки его имеются у всех. И только тогда, соединяя восприятие чувственное а восприятием духовным, можно познать, каковы взаимоотношения материи и духа, чувственного и сверхчувственного. Так достигается настоящее познание духовного мира.
Применение такого метода в Духовной Науке дает возможность постоянно контролировать данные сверхчувственного опыта путем чувственных наблюдений. То, что установлено с помощью органов внешних чувств, подтверждает духовное восприятие, так как оно показывает, что явления материального мира суть только выражение сверхчувственных реальностей. Возможно проследить проявление духовного на физическом плане. Возможно также показать единство двух миров и разрешить мучительные проблемы, на которые обычное знание не может дать ответа.
Познание эфирных сил представляет, таким образом, первую ступень Духовной Науки. Оно указывает на возможность новых способов изучения, позволяющих человеку при помощи развития своей мысли, достигнуть областей, которые до того казались ему запретными.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий