среда, 14 января 2015 г.

Отто Вольф. Об Антропософской медицине. 2.

О СУЩНОСТИ ИСЦЕЛЕНИЯ
Простейший процесс исцеления, вероятно, переживал уже каждый человек. Предположим, что кожа при ранении, при порезе разошлась, тогда края раны соединяют и ждут несколько дней. За это время между краями раны образуется склеивающий слой, который в конце концов прочно соединяет обе части. Через некоторое время рана снова зарастает, то есть излечивается с маленьким шрамом, порез устранен, единство восстановлено. - Даже при переломе происходит в принципе то же самое: кость сломана, она раскололась на части. Болезнь состоит, таким образом, в разделении, лечение - в восстановлении порядка, в новом соединении разделенного, которое прочнее, чем до этого, что очень важно.
Это лечение происходит "само по себе", то есть без внешнего воздействия, так как зашивание раны или гипс создают лишь условия для излечения, а не само исцеление. Не было бы ничего более безрассудного, чем думать, это этот в высшей степени сложный и полный смысла процесс неуправляем и происходит сам по себе; более того, в организме должен присутствовать невидимый принцип высшего порядка, которому подчинены эти исполненные смысла процессы. Несомненно, это связано с силами роста, но превышает их, потому что кожа и кости снова должны срастись - но один лишь рост еще не лечение. Как говорит Парацельс, здесь действует "внутренний врач". Правда, сегодня еще говорят о "силах самоисцеления", не воспринимая этого понятия полностью.
Откуда отдельные клетки знают, когда должен прекратиться рост? Каждую клетку организма следует понимать не изолированно, но всегда как выражение и инструмент всего организма. В конце концов, при исцелении речь идет о пронизывающем весь наш организм жизненном принципе, который, например, в процессе роста создает организм из первоначально неупорядоченной или недифференцированной группы клеток. Процесс исцеления является частью сил жизни и роста, пронизывающих каждое живое существо. Этот сверхчувственный организационный принцип в антропософской духовной науке называется эфирным или жизненным телом. Сама жизнь имеет сверхчувственную природу. Мы видим ее проявления, но не суть. Для непосредственного восприятия этих жизненных процессов мы имеем столь же мало физических органов чувств, как и для восприятия остающихся в сфере подчувственного сил электричества и магнетизма.
В прежние времена различие между врачующей функцией организма и деятельностью врача воспринимали очень четко и говорили "Меdicus сurat, natura sanat" - врач лечит то есть помогает, создает условия для исцеления, а природа исцеляет. (Это различие, столь ясное в латинском языке, на многих современных языках вообще нельзя выразить).
Но как можно повлиять на эти процессы исцеления? Это пытались делать и делали люди еще с древних времен - всегда в зависимости от своих жизненных воззрении.
Какие вообще есть возможности выяснить способно ли и при каких условиях растение или субстанция оказывать исцеляющее воздействие?
 
О ПОИСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Как исторически, так и в зависимости от цели и сферы применения можно различить четыре различных подхода к поиску лекарственных средств;
1. Народная медицина, природное врачевание
В древние времена у всех народов можно найти целенаправленное применение лекарственных растений при определенных болезненных состояниях.
Откуда люди знали об этих связях и взаимоотношениях между растением и болезнью? Сегодня считают, что они для этого просто пользовались методом проб. Если бы это было так, не было бы сегодня много легче находить такие связи, ведь мы располагаем более точными диагнозами и возможностями наблюдения? Но именно современные испытания лекарственных средств показывают, как трудно в действительности познать такие связи. Однако нет сомнения, что эти целебные свойства присущи растениям. И сегодня еще многие медикаменты, например, для сердечных заболеваний, добываются из растений, которые издавна применялись для этого, такие, как наперстянка, боярышник, ландыш майский и тому подобное. Сегодня, впрочем, выделяют так называемые биологически активные вещества, обогащают их и стандартизируют. - Человеку в прежние времена были известны также все растения, оказывающие стимулирующее действие, то есть содержащие кофеин. Кофеин был обнаружен примерно в 70 растениях, но путем химического анализа не смогли найти ни одного растения, содержащего кофеин в количестве, достаточном для оказания стимулирующего воздействия, которое бы не было известно до этого в народе! Уже сотни лет тому назад были известны практически все наркотические растения. Совершенно бессмысленно предполагать, что все это должно быть найдено методом "проб". И если все-таки сегодня все еще упорно настаивают на этом, то потому, что при существующей привычке мыслить нельзя представить себе ничего другого.
В старые времена знахарки, конечно, не обладали еще способностью к целенаправленным наблюдениям и их точной оценке. Более того, у них было другое состояние сознания. Эти люди при виде лекарственных растений ощущали то же, что при соответствующих болезненных состояниях. Они непосредственно воспринимали духовную сущность растения и тем самым его воздействие. Подобным же образом и звери в основном не едят ядовитых растений, но при заболеваниях они часто сами находят свои лекарственные растения. Животные на темной, инстинктивной ступени воспринимают суть соответствующих растений как отталкивающую либо притягательную, так что они либо ищут, либо избегают его. Некоторые люди в прежние времена обладали подобной способностью. С появлением более строгого сознания нового времени эта инстинктивная способность, которой отдельные люди обладали еще долгое время, исчезала. Это связано с развитием свободы. Импульс, лежащий в основе ощущения сущности жизни и растения и их связи с человеком, продолжает жить в различных направлениях природной медицины и биологической медицины.
Так, например, в прежнее время стремились выделить в лекарственном растении действенную суть, приготавливали "эссенцию". Это приготовление называлось так потому, что оно должно было содержать "бытие", сущность растения. Сегодня под эссенцией понимают лишь абстрактно спиртовую вытяжку. Само собой разумеется, что использовали яды и точно знали, что только доза определяет ядовитость, то есть решающим является предлагаемое количество. Было известно, что именно ядовитые растения очень часто являются лекарственными, и что искусство врача состоит в целенаправленном применении этих "ядов".
 
2. Химиотерапия
С развитием химии вначале пытались проанализировать "вещественное содержание" растений, потом создать синтетическое подобие активных веществ и преобразовать их. Позднее исследовали воздействие веществ, не содержащихся в природе и изготовленных химико-синтетическим способом. Так как невозможно - еще и сегодня- сразу определить все свойства из химической формулы вещества, они проверяются на опытах с животными. Если удавалось понизить с помощью какого-либо вещества температуру или кровяное давление, уменьшить боли и тому подобное, тогда это вещество преобразовывали до тех пор, пока оно не становилось относительно усвояемым, и тогда использовали его для человека. Но так как между людьми и животными существуют значительные различия, то перенос результатов опытов с животными на человека всегда очень проблематичен и возможен лишь отчасти. Причина в сущности вещей, это не вопрос точности исследования, испытания или порядка проведения экспериментов. Примером этого может служить известная Соntergan-катастрофа. Это вещество, Тhalidomid, было очень хорошо испытано в мире животных, прежде чем оно нашло применение на человеке. Несмотря на это, у человека возникли аномалии, которых не было в большинстве опытов с животными. Их можно было констатировать лишь задним числом. При опытах с животными можно устанавливать только симптоматические воздействия. Сделать при этом вывод о лечении нельзя. Найденные таким образом субстанции подчас с выдающимся и интенсивным действием именно поэтому мешают видеть причины болезни и закрывают путь казуальной терапии.
 
3. Гомеопатия
В 1790 году врач Самуил Ганеман (1755--1843) создал способ поиска лекарственных средств, ставший позже известным как гомеопатия. Его принцип "similia similibus curentur" - подобное должно излечиваться подобным - исходит из того, что определенные субстанции, например, вытяжки из растений, вызывают в человеческом организме определенные явления, похожие на некоторые картины болезней, так называемый образ испытания лекарственных средств. Если имеется такая болезнь, можно в минимальных дозах, очень "разбавленной" применять субстанцию, которая у здорового вызвала бы эту клиническую картину, и тем самым лечить болезнь. Поэтому в гомеопатии картина болезни и лекарственное средство идентичны. Для знающего и умеющего это означает, что вместе с диагнозом он имеет одновременно и терапию. Он исходит из соответствующего образа симптомов и знает, что тот соответствует определенному лекарственному средству. И все же эта терапия является чем угодно, но не симптоматической терапией, скорее даже ее противоположностью, так как она охватывает нарушения в целом, стоящие за симптомами, а не непосредственно симптом. Это только лейтмотив, а не точка приложения сил.
Понятие гомеопатия применяется в современном языке к лекарственным средствам, изготавливаемым методом потенцирования (см. ниже). Принцип similе, который является существенной основой гомеопатии, лежит в основе и многих других лечебных мероприятий. Так, например, чтобы достичь более интенсивного кровообращения в ноге, надо ее на некоторое время перевязать. Когда зажим снимается, то в качестве реакции наступает лучшее прохождение крови, более интенсивное, чем до перевязки (застой Бира). Эта методика восходит к профессору Августу Биру (Аugust Bier), известному хирургу, который активно выступал за гомеопатию. Впрочем, он вполне осознавал гомеопатический характер этого способа лечения.
По существу, к гомеопатическим методам относится также любая терапия, основанная на раздражении, и многие мероприятия по перестройке организма, так как они по своему значению чаще всего являются небольшими нагрузками, цель которых - активизация организма, то есть его усиление через преодоление.
Удачное "подходящее" лекарственное средство соответствует картине болезни. Организму, таким образом, предлагается именно его болезнь в преображенной форме как лекарственное средство. В большой дозе оно бы усилило болезнь. В специально приготовленной, потенцированной форме оно может лечить. Это больше не вещество, а действенность силы, которая применяется.
Она показывает организму в образной форме его "дефект" или недостаток и тому подобное, во всяком случае принцип его болезни, и тем самым побуждает его к преодолению этой болезни, то есть к специфическому применению для этого его сил. Если организм готов или в состоянии сделать это, он учится, преодолевая болезнь, именно тому, чего ему не хватает. Для этого необходима определенная готовность организма, которая, конечно, не зависит как названные силы самоизлечения от мыслей или воли. Существенно, что речь идет об обращении к организму и его жизненным силам, а не о подавлении их. Болезнь от организма, таким образом, не отнимается, но к нему предъявляются требования самому работать над ней.
Это представляет собой существенную противоположность упомянутой выше химиотерапии, которая сама вмешивается в процесс, желает этого организм или нет. На этом основана надежность действия. Снотворные действуют "наверняка". И это "лишь" вопрос дозировки, перейдет ли вынужденный сон в смерть. Гомеопатическое же снотворное, напротив, ни в коем случае не действует "наверняка", но при правильном выборе оно может научить организм, как найти сон.
Ганеман пришел к своему открытию благодаря тому, что применял к самому себе как здоровому человеку кору хины. Из-за этого он пришел в такое состояние, что ноги, кончики пальцев и прочее похолодели, наблюдалось учащение пульса, усиленное сердцебиение, а также разбитость во всех членах. Он правильно истолковал это состояние, которое было ему известно, как болезненные явления, которые обычно наблюдаются при лихорадке. Из этого он заключил, что медикамент вызвал состояние, которое обычно бывает при болезни. В соответствии с этим следовало бы лечить болезненное состояние именно тем веществом, которое вызывает это состояние, но в ослабленной форме.
Таким образом, дело в том, чтобы найти соответствие между болезнью и веществом. Это происходит в гомеопатии посредством лекарственного эксперимента на здоровых людях, который ведет к созданию образа лекарственного средства. Таким образом в течение почти 200 лет были исследованы сотни растений, минералов и ядов животного происхождения.
Этот способ нахождения лекарственных средств является гомеопатическим приемом; другим приемом является приготовление: если бы медикамент, соответствующий ситуации некой болезни, вызывающий это состояние, применили бы в концентрированной форме, то это привело бы к ухудшению состояния.
Гениальный прием гомеопатии состоит в том, чтобы точно принимать именно тот медикамент, который в состоянии вызвать болезненные явления, но не в массивно-вещественной форме, а приготовленный специально, "потенцированный".
Как осуществляется этот процесс, то есть как вещество становится лекарством?
Способ приготовления такой исходной субстанции, то есть минерала, скажем, серы, или вытяжки из растения, как, например, беладонны, или животных ядов Ганеман называл потенцированием. При этом часть исходного вещества заливается либо растирается с 9 частями "медиума" - воды, спирта или лактозы, то есть разбавляется. Из этого снова 1 часть смешивается с 9 частями "медиума" и так далее. Таким образом, соотношение разбавления 1:10 повторяется многократно. Так возникают десятичные потенции, обозначаемые как D1, D2, D3. Потенции D1 соответствует концентрация 10%
D2-1 %
D3-0,1 %
D4-0,01 % и т.д.
Если взять одну часть исходного вещества и 99 частей медиума, то это соответствует разбавлению 1:100. Этот способ приготовления называют стократным потенцированием и обозначают буквой С. Во Франции принято, например, применять потенции С, в то время как в Германии предпочитают потенции D.
Как врачу и всесторонне образованному естествоиспытателю, Ганеману было ясно, что решающим является не разбавление, а "динамизация", как он это называл, развитие или освобождение сил, происходящее при потенцировании. Он говорит о "динамических силах, которые оказывают влияние преимущественно на жизненный принцип...- Гомеопатическая медицина развивает для своих особых целей внутренние духо-образные лекарственные силы необработанных субстанций...". Дело не в небольшом количестве еще имеющихся молекул исходного вещества, а в том, что оно "...преобразуется и облагораживается в конечном счете в духовную лекарственную силу путем таких все более высоких динамизаций".3
В подлинном тексте чувствуется сложность выражения, с которой борется Ганеман. Ему становится совершенно ясно, что небольшие количества исходного вещества, будь они даже в более высокой потенции, не имеют ничего общего с эффективностью лекарственного средства. Ему явно не хватало подходящего понятия, чтобы описать то, что он считал правильным. Это силы, которые становятся действенными у медикамента, а не у субстанций. Он называет их "духо-образными силами", то есть они не являются непосредственно духом, но и не являются больше веществом. Процесс высвобождения духа он называет "динамизацией", "потенцированием", что можно было бы перевести как раскрытие сил.
Но Ганеман ни в коем случае не считал, что "разбавление" является решающим. Это лишь средство достижения цели, но не в нем дело: "Каждый день еще можно слышать, как гомеопатические лекарственные средства называют просто разбавлениями, тогда как они являются, в противоположность этому, полным раскрытием природных веществ и проявлением специфических лекарственных сил, заключенных в их внутренней сути, обусловленным растиранием и встряхиванием, а используемая при этом нелекарственная среда-разбавитель выступает лишь как побочное условие. Просто разбавление... становится лишь водой, поваренная соль исчезает при разведении водой и никогда не станет благодаря этому лекарством из поваренной соли, но она приобретет удивительную силу благодаря нашим хорошо проведенным процессам динамизации"4.
В отношении эффективности он пишет: "Это не телесные атомы этих все-таки динамизированных лекарств...", а "специфическая лекарственная сила, высвободившаяся из лекарственной субстанции, оказывающая... на весь организм динамическое воздействие, и тем сильнее, чем свободнее и нематериальнее стало вещество вследствие динамизации"5.
Гомеопатическое лекарственное средство воздействует, таким образом, не в смысле молекулярно-химической реакции, а "духовно" на жизненный принцип в области, которая возвышается над материальными реакциями! Выражаясь иначе, оно призывает организм мобилизовать именно те силы, которые нарушены при данной картине болезни. Оно действует не вместо свойственных телу реакций, к чему стремятся, например, в химиотерапии, а на организм в целом, который, таким образом, не исключается, а вовлекается в процесс лечения.
Если сегодня еще возникает возражение, что при высоких степенях (точнее говоря, свыше D23) "ничего больше нет", то есть нет больше ни одной молекулы исходного вещества, то это справедливо. Но делать из этого вывод, что, следовательно, здесь не может быть лекарственного действия, было бы следствием предрассудка, что могут действовать лишь материальные вещества. В действительности же при обсуждении высших степеней речь идет о воздействии сил, которые высвобождаются из исходного вещества благодаря потенцированию. Впрочем, эти силы расположены не в мертвой, физически измеримой области, а имеют "духо-образную" природу - как метко назвал их Ганеман, - и действуют в сфере жизни.
Сегодня существует большое число исследований, в которых действенность высокопотенцированных по гомеопатическому принципу субстанций с несомненностью доказана не только врачебными методами, но и опытами по развитию растений и с животными с привлечением статистических методов.
Здесь следует особо указать на работы Пеликана 6 7, в которых исследовалось влияние потенцированных нитратов серебра или свинца на развитие проростков пшеницы, а также различия в эффективности между потенцированными и разбавленными растворами. Благодаря этим работам экспериментально доказано, что:
1. Образуется типичный рисунок кривых роста, зависящий от потенцированной исходной субстанции (серебро или свинец). Характерны различия между максимумом и минимумом отдельных потенций.
2. Реальностью является потенция, а не разбавление. Все дело в числе проведенных шагов потенцирования, а не в остатке, не в "концентрации" или "крепости" исходного вещества.
 
4. Лекарственные средства антропософски ориентированной медицины
Совершенно независимая от этих трех путей новая концепция поиска лекарственных средств была обоснована Рудольфом Штайнером. Она базируется на всестороннем образе человека, который возникает из антропософии с помощью духовно-научного исследования.
К основным положениям антропософской духовной науки относится то, что человек и природа проделали совместный обозримый путь развития, и что благодаря этому существует познаваемое сущностное родство между человеком и миром природы. В ходе эволюции в качестве ступени становления человека предок человека постепенно выделял из себя природные царства - воззрение, относящееся к древнейшему достоянию человечества, как показывают мифологии всех народов, которое можно также найти у Гете, Окена (0ken), Каруса (Саrus) и других. Рудольф Штайнер сделал возможным современное исследование этих связей. Можно изучить сущность растения, животного и минерала также, как и человека, проникая в их проявления, свойства, вплоть до духовного содержания, которое лежит в основе любого материального процесса. Нет материй и тем более нет живой субстанции без лежащей в их основе духовности, которая со своей стороны так же дифференцирована, как и материя.
"Таким образом можно выйти за рамки простых испытаний и экспериментов с целью выяснить, помогает или нет какое-либо вещество или препарат. Человеческий организм рассматривают с точки зрения равновесных отношений его органов, природу - созидающих и разрушающих сил, и делают искусство врачевания чем-то таким, где лекарственное средство применяют не только потому, что статистика установила: в таких-то случаях оно полезно - но знают из рассмотрения человека и природы, как совершенно точно в конкретном случае можно перестроить природный процесс в природном продукте в фактор исцеления человеческого органа по отношению к силам созидания и разрушения" (Р. Штайнер)8
Если таким образом изучать природу, тогда открываются природные связи между определенными растениями, минералами или металлами и человеческими органами и процессами: можно, например, спросить себя, как получается, что из одной яйцеклетки развиваются такие различные органы? В основе дифференциации лежат разные импульсы, реально действующие, сверхчувственные силы, которые можно распознать и в природе. Они действуют в сфере жизни, называются эфирными силами созидания и родственны "духо-образным" силам созидания Ганемана. Если эти силы действуют в человеке, возникает орган, если они действуют в природе, возникает растение, или металл, или минерал. Некоторые из этих связей были известны в древнейшие времена вплоть до Средневековья, например, связь между золотом и сердцем, или железом и желчью, или также между растениями и органами, как одуванчик и печень и так далее. Этот вид знания утерян и может быть найден только новым способом. Связи следует понимать только исторически и в развитии, потому что образование взаимосвязанных органов, растений или веществ происходило в одно и то же время. Хотя человек и отделился от природы в ходе необходимого процесса индивидуализации, он сохранил с ней родство, которое можно постичь. Как микрокосм он является отражением макрокосма.
На основе познания эфирных сил в природе и обусловленной ими взаимосвязи процессов в организме человека и в природе или органов и веществ можно одним воздействовать на другое. Таким образом возможно также стимулировать жизненные процессы или процессы исцеления в организме. Поврежденный орган может непосредственно подвергаться воздействию сил природы, которые, например, живут в растении, и таким образом могут быть стимулированы процессы созидания. Само собой разумеется, что такого рода связь между природой и человеком характерна лишь для природных веществ. Синтетические вещества, которые могут иметь очень интенсивное действие, не имеют никакой внутренней связи, никакого сущностного родства с организмом, с человеком. Поэтому их глубину (последствия) невозможно предвидеть, их можно лишь констатировать. По этой причине нельзя предсказать воздействие таких веществ, почему они и испытываются в экспериментах с животными. Но их результаты в целом нельзя переносить на человека, самое большее лишь применительно к отдельным симптомам.
Лекарственные средства, найденные во взаимосвязи природы и человека, стимулируют основные процессы в человеческом организме или отдельные органы. Они направлены не против определенного симптома, то есть воспаления, бактерий и тому подобного, но изначально воздействуют на функционирование органа или организма в целом. Это воздействие никогда нельзя понять из рассмотрения изолированного органа, но лишь из целостного организма.
Также и воздействие растения может быть понято не через сложно устроенное "действующее вещество", но только на основе сущностного облика соответствующего растения, проявляющего себя вплоть до субстанции.
Растение само есть единство, единый организм. Каждая клетка и каждое вещество образованы этим организмом и являются его выражением. Не изолированная субстанция может охватить целое, сущность растения, а правильно изготовленная вытяжка, например, "эссенция", которая еще содержит сущность (см. выше).

Лекарственное средство невозможно получить путем простого сложения двух или нескольких различных веществ. Это намного больше, чем сумма эффективных веществ, оно само является организмом, произведением искусства, которое фармацевт должен сохранять таким, каким его создала природа, но которое он еще должен завершить посредством соответствующих мероприятий. При его изготовлении нужно исходить из органического единства, а не из его "составных частей".

Комментариев нет:

Отправить комментарий