вторник, 8 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XVI. ПРЯНОСТИ


В той мере, в какой душа человека в ходе истории человечества захватывает физическое тело и переживает его в его внутренней дифференцированности, в питании появляются добавки, которые мы называем пряностями. В Египте пряности добавляли в пищу только верховные жрецы, позже пряности использовали преимущественно при королевских дворах, а в эпоху расцвета Греции и Рима можно говорить о всеобщем употреблении в пищу пряностей, но в небольших количествах. Развивалась торговля пряностями, которая особенно оживилась при арабах. В Средние века пряности представляли собой огромную ценность. Перец, например, играл почти ту же роль, что и золото, он служил средством расчета; на границах была установлена пошлина, а князья и короли одаривали друг друга перцем.

В Средние века начался процесс ориентирования человеческого рассудка на чувственный мир. Можно понять, что этот процесс пробуждения в органах чувств и связанные с этим попытки резче, дифференцированнее и полнее охватить окружающий мир сопровождался развитием культуры употребления пряностей. Везде, где практиковалось развертывание бодрственного сознания в смысле дифференциации понятийной жизни, мы находим пряности; каждый монастырь, каждый княжеский двор соперничали с другими в искусстве употребления пряностей. Если хотели исследовать законы чувственного мира и от грезящего постижения перейти к бодрственному наблюдению, нужно было вначале подготовить себя телесно.

Пряности, если мы их основательно изучим, занимают промежуточное место между
питательными средствами и лекарственными средствами. Это не строительная пища в смысле белков, жиров и углеводов; с другой стороны, они не являются также специфическими лекарственными средствами. Может быть, лучше всего охарактеризовать их, сказав: они ближе всего стоят к солям; соль вообще представляет силы пряности, как некий пра-тип действия пряностей. Из сказанного выше о соли мы знаем ее прекрасное свойство, что сама она не вкусна, но все прочее делает вкусным, как свет, который сам не видим, но делает видимым все прочее. Итак, соль является основой всего вкусового, тем самым мы приходим к основному свойству всех пряностей: они имеют отношение к вкусовому.

Вообще воспринимается как ошибка в искусстве кулинарии, если в каком-нибудь блюде
явно выделяется некоторая пряность. Хорошая кухня стремится так добавлять пряности в еду, чтобы сохранялся основной характер блюда, но добавление определенной пряности давало ему соответствующую окраску. Поэтому на кухне держат множество пряностей, и искусство хозяйки состоит в том, чтобы так сочетать эти пряности, чтобы возникала симфония ароматов. Пища и пряности совместно образуют тотальность.

Из всего этого видно, как сильно пряности связаны с развертыванием сознания не только при приготовлении пищи, но и с развертыванием сознания прежде всего у тех, кто принимает пищу. Сознательный процесс начинается уже с восприятия аромата и вкуса еды, и чем тоньше восприятие вкуса, тем с большим интересом пища включается в пищеварительный поток. Мы видим, как здесь процесс пробуждения действует вплоть до физиологических явлений, и как правильное добавление пряностей способствует пищеварению, поскольку индивидуальность принимает в нем живое участие.

При солевом пищеварении было описано, как соль, если она правильным образом переваривается, через тепловое состояние, поднимаясь в восходящем потоке до мозга, оживляет мыслительную жизнь. При добавлении в еду пряностей мы испытываем пробуждение сил соли. То, что пряные травы совместно с солью образуют вкусовую симфонию, происходит преимущественно от таких растений, которые всем своим существом представляют отцветание, т. е. минерализацию, солевое становление в смысле становления пепла, как это было описано при представлении губоцветных. Эти ароматические пряные растения испускают свое ароматическое существо в теплоту космоса и таким образом способствуют в пищеварении тем процессам, которые через тепловое состояние ведут к сознательным процессам в нервно-чувственной области. Можно даже сказать, что все они, будучи родственными соли, являются ступенями метаморфозы к мудрости соли. Они вводят глубже в субстанцию силы Я-организации, воспламеняя тем самым обмен веществ, так что человек становится более бодрственным в волевой сфере. Это является предварительной ступенью к задаче нашего времени, когда воля должна быть направлена в мысли, чтобы тем самым в свободе найти доступ к исполненным мудрости мировым мыслям.

Не лишне будет заметить, что при обсуждении пряностей мы совершенно оставили без внимания калорийность. Ценность пряностей основана на импондерабильном, но не менее доступном для восприятия. Пряности составляют дух питания. Они обеспечивают согласие вкусовых компонентов и дают пище индивидуализированный характер. Питательные средства и пряности составляют целое; сюда относятся пряности, употребляемые также при варке, а не только подаваемые на обеденный стол. Конечно, иногда приятно индивидуальное применение пряностей, но единство приготавливаемого блюда и пряностей может быть достигнуто только в процессе варки, иначе произвольные добавки будут раздражать изысканный вкус.

При изучении физиологии вкуса прежде всего бросается в глаза, что восприятие вкуса происходит на краю языка, оно локализовано на краю языка от кончика языка до его корня. Начиная с кончика языка, можно установить вкусовую шкалу: между обеими полярностями «сладким» (на кончике языка) и «горьким» (у корня языка) находятся (по Диффенбаху) следующие вкусовые качества: жирное, кислое, острое, терпкое и соленое. Таким образом мы получаем семичленный вкусовой спектр, в соответствии с которым можно распределить различные пряности:

           Сладкое:                          мед, сахар, спелые фрукты;
           Жирное:                          орехи, оливки, миндаль;
           Кислое:                           незрелые фрукты (каперсы), лимон, щавель, уксус;
           Острое:                            перец, лук, хрен, горчица;
           Терпкое:                          петрушка, майоран, шалфей, тимьян, розмарин;
           Соленое:                          тмин, чабер, любисток, соль;
           Горькое:                          полынь, корень горечавки и др., грейпфрут;

При рассмотрении этого спектра видно, что его без труда можно поставить в соответствие с трехчленным растением. Качества от сладкого до острого происходят из цветочно-
плодовой области, терпкое соответствует листу, а солено-горькое - коре и корню. Конечно, есть исключения; растение перемещает вегетационные процессы с цветка на корень и обратно, но тогда исключения оказывают особое воздействие почти терапевтического характера, например, острый вкус корня или горькие фрукты.

Античная медицина от Гиппократа до Парацельса под «гумором» понимала действие различных соков в человеческом организме. Эти соки имели название: черная и желтая желчь, слизь и кровь. С представлением о различных смесях соков, в которых преобладает характер одной из названных жидкостей, древнее воззрение связывало представление о четырех темпераментах. В зависимости от смеси соков телесно определялся темперамент в старом аристотелевском смысле: ориентированный на земную тяжесть, или на водную инерционность, или на воздушную легкость, или на огонь. В черной желчи действуют тьма и тяжесть земного элемента, меланхолический настрой. В слизи водное существо производит флегму; в желтой желчи огонь производит холерика; в крови легкость воздушного элемента производит сангвиника. Сегодня, согласно новому духовнонаучному учению о человеке, мы снова можем наделить четыре члена существа человека этой характеристикой и упорядочить их по темпераментам. Благодаря этому мы можем дать диетические указания для сглаживания односторонности задатков темперамента.

Для сцепленного с физическим телом меланхолика требуются в качестве сглаживающих
средств холерические пряности: перец, паприка, чернобыльник, горчица и хрен. Насколько ощущается в наше время потребность в этом, следует из того факта, что в Германии за год потребляется 20 млн. килограммов горчицы, что означает примерно 700 гр на человека. Холерики с горячей кровью, напротив, должны запретить себе огненные пряности, но обратиться к меланхолическим пряностям. Они нуждаются в твердой, формирующей, минерализующей корневой силе, которая свяжет их сульфурический огонь обмена веществ. Это кора и горько-соленые корни. Замкнутый в своих жизненных процессах, т. е. в своем жизненном теле флегматик должен окрылять себя посредством сангвинических пряностей или возбуждать себя холерическими пряностями. Наряду с острыми пряностями, он должен включить в свою диету лук, лук-резанец, зонтичные. Также сангвиник, который легко распыляется и рассеивается в своём душевном теле, должен употреблять флегматичные пряности: орехи, оливки, миндаль. Также успокаивающе и укрепляюще действует любисток. Вообще растительная пища способствует концентрации пищеварительных сил сангвиника, что благоприятно действует на возможность духовной концентрации.

Важной областью применения пряностей является сознательное приготовление еды в голодные времена, где требуется количество заменить качеством. Пряности активизируют весь человеческий организм. Они служат процессам ассимиляции и транссубстанциации, они способствуют пищеварительной деятельности посредством усиления внутренней активности, благодаря чему лучше усваиваются питательные средства.

Помимо этого, в познании свойств пряностей мы имеем возможность посредством возбуждения четырех систем органов, образующих белок: сердца, печени, легких и почек - способствовать вторичному построению человеческой субстанции. В предыдущих рассмотрениях мы видели, как эти четыре системы органов связаны с членами человеческого существа, и как, с другой стороны, пряности представляют побуждение к этой силовой связи.

Для иллюстрации сказанного очень интересно рассмотреть феномен, который современная физиология называет лейкоцитозом пищеварения. Обнаружено, что после приема пищи происходит рост количества белых кровяных телец (лейкоцитов). Вначале считали, что эти лейкоциты представляют собой защитную реакцию организма против проникновения с пищей чуждых веществ. Однако новые представления показали, что этот лейкоцитоз появляется так рано, что не может быть и речи о реакции на питательные вещества, попадающие в кровь. Даже было установлено, что увеличение числа кровяных телец происходит гораздо раньше, чем вообще мы начинаем есть; но это означает не что иное, как то, что лейкоциты являются выражением вожделения, которое мы называем аппетитом. Ясно, что это вожделение к еде, аппетит, коренится в душе, и что белые кровяные тельца являются физиологическим выражением душевного тела. Увеличение их числа означает оживление душевного тела в части обмена веществ. В той же мере мы можем красные кровяные тельца рассматривать как физиологическое выражение «Я», а лимфоциты - как выражение жизненного тела. Все это разыгрывается в способной к свертыванию сыворотки крови, физиологическом выражении физического тела. Мы оставим будущим исследователям посредством точных биологических методов доказать это научно, и вследствие рассмотрения с этой точки зрения образа крови прийти к совершенно новому познанию.

Действие пряностей на члены существа, темперамент и системы органов представляет одну из областей этих исследований.

                 Физическое тело         Меланхолик      Сыворотка     Земля    Лёгкие
                 Жизненное  тело         Флегматик        Лимфоциты    Вода     Печень
                 Душевное тело            Сангвиник        Лейкоциты     Воздух  Почки
                 "Я"                              Холерик            Эритроциты   Огонь    Сердце

Комментариев нет:

Отправить комментарий