среда, 2 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XII. МОЛОКО И МЕД


Обетованная земля, где текут мёд и молоко, была целью стремлений во все времена. Но за
этим стремлением скрывается реальная имагинация здоровой и достойной человека земной жизни. Попытаемся напасть на след этой тайны.

С молоком мы познакомились как с самой первоначальной и древнейшей пищей челове-чества. Люди глотали его как небесную пищу, когда атмосфера Земли (Луны-Земли) ещё
была пронизана молочнообразной белковой субстанцией, рудиментарным остатком кото-рой является азот, содержащийся в сегодняшнем воздухе, в те времена, когда человечество начало свой путь развития на Земле. Молочная пища сопровождала человека через долгие эпохи его развития, когда человечество в «пищевой древности» употребляло в пищу молоко животных. Мы видели также, как это развитие отражается сегодня в отдельной индивидуальной человеческой жизни, от питания грудных младенцев до молочных блюд для маленьких детей.

Молоко строит наше физическое тело как сосуд для души и духа, оно приводит нас на
Землю и передаёт нам опыт человечества как целое. Как мы, будучи членами человечества,
дышим общим для всех людей воздухом, так действующее в подсознании древнее воспо-минание об общем космически-земном молоке может дать почувствовать социальные связи между людьми. Молочная пища действительно подготавливает человека к тому, чтобы стать земным творением, вводит его в земные отношения, делает его гражданином Земли и при этом не препятствует ему быть гражданином всей солнечной системы (Рудольф Штейнер).

Воздержание от молока привело бы нас к склонности и к любви ко всему тому, что стре-мится оторваться от Земли. Мы потеряли бы нить, связывающую человека со всем тем, что на Земле составляет человеческое. Чтобы мы не стали мечтателями и фантазерами, чтобы мы не стали чуждыми земным человеческим чувствам, стремлениям - будет хорошо, если мы, как путники на Земле, приобретем тяжесть благодаря питанию молоком, также и во взрослом возрасте (Рудольф Штейнер).

Итак, нам ясно, что молоко подготавливает путь нашей инкарнации и сопровождает нас в
первой половине нашей жизни как полноценная пища.

Что же означает в этой связи мед? Мы знаем, что растение очищает свою девственную
субстанцию крахмала до цветочного сахара, до цветочного аромата, излучающейся окраски цветка и распыляющейся цветочной пыльцы. Чем дальше идет очищение, тем духовнее становится субстанция, тем более она отдаляется от жизни. Вначале мы можем с недове-рием отнестись к этому факту, но подумайте о короткой жизни цветка в сравнении с зем-ным лиственным побегом или исполненным жизнью корнем! Рассмотрите регенерацион-ную способность зеленого растения, разве не слабее всего она в области цветка? В «Уче-нии о субстанции» было описано, как огненное вещество захватывает растительную суб-станцию и уносит её в пространство Вселенной. Напротив, жизненное вещество всё более отступает на задний план по мере того, как метаморфоза продвигается к цветку и далее.

Мёд, который скапливается в нектарниках цветков, это совсем особенная субстанция: хотя
она еще находится на границе жизни, но наполовину уже сместилась в область солей, тех солей, о мудрости которых мы уже говорили. Но особенностью этой медовой субстанции является её близость к духу. Она находится на пути растворения в духовных образующих силах. Это духовно-физическое субстанциональное существо, пронизанное мудростью соли, которая на этой ступени является носителем мировых мыслей.

Когда здесь говорится о «солевом процессе», то это не следует смешивать с солями корня.
Корень - это полюс материализации, где соли выпадают из живого и попадают под власть земной тяжести. Процесс минерализации или, лучше сказать, авитализации или опеплива-ния цветка, напротив, происходит в сторону небесных сил. Здесь субстанции начинают захватываться высшими космическими закономерностями и поэтому отчуждаются от чисто вегетативной жизни. Поэтому духовный солевой процесс в растении — это не минераль-ная земная соль, но тонкая излучающаяся субстанция цветка: нектар, аромат, цвет, цветоч-ная пыльца и т. д. (см. губоцветные).

Эту субстанцию нектара пчелы переносят в свою чистую, укрепленную мудрым группо-вым "Я", сферу. Кто в достаточной мере знаком с организацией пчелиного государства, тот не обойдёт вниманием устремленность в будущее такого организма. Уже сама температура пчелиного роя, 37 С, подобная температуре нашей крови, указывает на то, что здесь дейст-вует групповое «Я», подобное человеческому «Я». Также преодоление пчелами полового фактора является для человечества символом будущих состояний развития.

Пчелы живут в мировом дыхании. Источающий аромат, излучающийся и распыляющийся
цветок - это орган выдыхания Земли, и пчелы переносят эту субстанцию нектара посред-ством исполненной мудрости пчелиной групповой души. Поэтому мёд, как питательная субстанция, возбуждает в человеке ту активность, которая наполняет мысли чувствами и волей, а волю и чувства делает мыслимыми. В обмене веществ возбуждается почечная деятельность, о которой мы уже знаем, как тесно она связана с дыханием и построением нервов. В мёде действует также сила, родственная человеческому «Я», она для построения Я-организации посылает импульсы в кровь. Это особенно важно в старости, если естес-твенные импульсы, строящие «Я» парализованы.

Чем более люди будут работать совместно с пчелами, тем более они будут инспирированы
пчелиным духом. Социальные формации, которые мы в ближайшем будущем должны будем создать на Земле, выльются в эпоху всеобщей человеческой любви, которая будет предвещать состояние развития будущего человечества.

Так мы познаем, как мёд связан с будущим развития человечества, а молоко - с прошлым. И как молоко подготавливает инкарнационный путь, так мёд готовит наш путь экскарна-ции. Мёд помогает нам правильным образом
стариться, чтобы мы в старости дали созреть  плодам мудрости.

История человечества и судьба отдельного человека имеют примечательные параллели. Хотя в разделе углеводов выступление видов сахара представлено так, что мёд появился раньше, чем тростниковый и свекольный сахар, это не противоречит вышесказанному. Напротив, только душевный настрой в групповых связях патриархальной эпохи позволяет проявиться в правильном свете тому, что как индивидуальные творческие силы хочет сегодня влиться в культуру. Человек сегодня призван к самостоятельному творческому бытию. Божественное водительство, которое
некогда, в патриархальную эпоху, упорядочивало человеческие отношения, стало на путь
индивидуального человеческого душевно-духовного.

Человек посредством своего волевого деяния впечатывает себя в бытие. Таким путем он
должен прийти к тому, чтобы трехчленный организм своего человеческого существа отра-зить в социальном окружающем мире (как трёхчленный социальный организм). Идеалы французской революции «свобода, равенство, братство» потерпели крушение не только по причине человеческой недостаточности, но ещё и потому, что их пытались осуществить на одной социальной плоскости. Нужно знать, что свобода может быть полностью осущест-влена только в духовной жизни, равенство - только в сфере права, а братство - в хозяйст-венной жизни. Культура, право и хозяйственная жизнь - это отражение трехчленной при-роды человека в социальном организме. И как человеческий организм заболевает, если обмен веществ прорывается в голову или нервные процессы захватывают обмен веществ, так заболевает социальный организм, если, например, правовая жизнь (государство) считает, что она должна внедриться в культуру и хозяйственную жизнь или хозяйственные интересы захватывают государственную или культурную жизнь.

Обетованная земля, где текут мёд и молоко, - это не только образ здоровой и достойной
человека земной жизни, здоровое рождение и вчленение в земные отношения, с одной стороны, и правильное старение в доброте и мудрости, с другой стороны, но здесь есть нечто иное: ход развития человечества до нашей эры был инкарнационным путем. С этого момента началось общечеловеческое развитие в направлении осознанной земной цели.

Образ охватывает всю земную планету в ее становлении и прохождении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий