Соль натрия, хотя химически она очень близка к соли калия, с биологической точки зре-ния имеет совершенно специальное направление действия. Это соль животного организма. И если кальций мы постоянно видим тендированным из соков в твердое состояние, то натрий в организме нигде не образует отложений. Он действует исключительно в соках и повышает возбудимость живого существа. Мышцы, нервная система, воспроизводство, т. е. инстинктивная жизнь и подвижность - все, что составляет существо животного организ-ма, возбуждается солью натрия. Поэтому в человеческом организме соль натрия имеет отношение к душевной деятельности. В особенности почки и импульсируемые почками процессы дыхания и выделения, как физиологическая основа душевной деятельности, стоят в связи с поваренной солью. Построению лёгких из обсуждаемых здесь минеральных субстанций наиболее благоприятствует соль натрия, и в последние десятилетия ей припи-сывается особая роль при легочных заболеваниях. Диета Герсона для туберкулезных боль-ных лишает пациентов натрия. Также при почечных расстройствах воспалительного характера назначают бессолевую диету.
Кальций способствует отвердеванию физического тела, калий участвует в построении
органов и их жизнедеятельности в жидком, натрий же помогает воздушному организму
возбуждать живую деятельность (Г. Сухантке).
Магний - это совсем особенная соль. Благодаря клиническим работам француза Дильбе
открылись интересные факты, вводящие глубоко в область действия этой субстанции.
Систематические исследования содержания магния в различных органах показали, что в
зависимости от большого или маленького содержания магния их можно разделить на
действующие и недействующие. Особенно показательным является отношение магния к кальцию в отдельных органах. Если мы сравним, например, такой пассивный орган как кости, с мышцей как с представителем активных органов, то мы найдем следующие отношения:
Кости: 1 часть магния к 80 частям кальция
Мышцы: 2 части магния к 1 части кальция
Степень активности органа представляется определяемой отношением магния к кальцию.
Если на первый план выступает магний, то орган становится мягким и деятельным, он служит ρазвертыванию. С этим свойством магния мы познакомились уже в растении. Деятельное развертывание мы наблюдали, когда весной из семени прорастает растение, с каждым новым побегом переводя праобраз растения в видимый облик. Носителем этого является магниевый процесс («Учение о субстанции»).
Так и в человеческом организме мы видим динамику действенного развертывания, импульсированную магниевым процессом. Особенно впечатляющим представляется нам это, когда мы прослеживаем это действие в ходе возрастного развития. Человеческое развитие протекает в семилетнем ритме: до седьмого года жизни ребёнок занимается построением своего физического тела по своим индивидуальным жизненным законам. Он образует органы и костную систему по своему индивидуальному строительному плану; этот процесс завершается выталкиванием посредством магния вторых зубов. Это послед-нее и самое твердое, что производит детское тело. Но в то же время мы видим, как в этот момент освобождаются силы, которые были связаны органической деятельностью и кото-рые теперь выступают как способность мышления и памяти. Ребёнок созревает для школьного обучения.
Этот процесс, носителем которого выступает магний, у семилетнего ребенка является
мистерией действенного развертывания. До этого возраста школьной зрелости перегружать его память или тем более посылать его в школу - это величайшая недооценка этой мисте-рии, которая мстит болезнями в более зрелом возрасте, поскольку силы, которые необхо-димы для построения органов, преждевременно расходуются на мышление и на работу памяти.
Следующая жизненная эпоха, когда ребенок учится читать и писать, служит развертыва-нию душевных способностей. Ребенок развивает благоговение и любовь; он ищет людей, которые могли бы стать для него идеалом, он всматривается в мифологию, изучает героев древних времён, великих исторических личностей. Кто не разовьет в детстве эти силы благоговения, тот не будет благословен в старости (Рудольф Штайнер). Этот процесс завершается с половой зрелостью. И снова на первый план выступает магниевый процесс, когда захватываются половые железы, и начинается инволюция тимуса, железы роста, одного из самых богатых магнием органов. Но что высвечивается вместо этого?
Мы видим, как в эту последующую жизненную эпоху из ставшей активной деятельности
тела излучается деятельный интерес. Молодой человек всматривается в цели; его индиви-дуальность стремится к творческой деятельности. И снова на заднем плане этого деятель-ного развертывания стоит магниевый процесс. После 21-летнего возраста личность, «Я»,
полностью проявляется. Молодой человек становится совершеннолетним.
Интересно наблюдать, как все ритмические импульсы развертывания сопровождаются
изменениями в тепловой организации. В этом нет ничего удивительного. Мы ведь знаем, что огонь — это элемент развертывания («Учение о субстанции»). Итак, мы видим, что магний служит человеческому "Я", чтобы с помощью тепловых процессов обеспечить в теле рост, в душе - любовь, и в духе - излучающееся сознание. (Сухантке)
Четвёрка описанных выше солей выказывает общность, в которой отражаются закономер-ности мира и человека. Можно на схеме представить описанные выше отношения.
Соль кальция Минерал Земля Физическое тело
Соль калия Растение Вода Жизненное тело
Соль натрия Животное Воздух Душа
Соль магния Человек Огонь "Я"
Вспомним о том, что в «Учении о субстанции» и в начале этой книги говорилось о всеоб-щей природе аристотелевых элементов. Они представляют собой четыре мировых силы,
которые открываются на всех плоскостях, в природных царствах, в системах органов, которые при их взаимодействии обеспечивают путь к полноценному здоровому белковому образованию и, наконец, в четырех элементах самого белка: углероде, кислороде, азоте и водороде. Также четыре витамина А, В, С, D - это силовые потоки, которые ещё не зафик-сировались до субстанции, приходящие с этих четырех направлений. Эта четверичность вообще является определяющей для того, что мы объединяем как различные субстанции для нашего питания: белки, жиры, углеводы, соли. Физическое тело, как целое, возникает прежде всего из белков; жизнь действует в жирах; душа, сознательные процессы, все, что возвышает нас над растением - имеет поле своей деятельности в углеводах; Я — действует в соли. И опять же в связи с этим стоят четыре системы органов: легочная система, печеночная, почечная, сердечная. Только нужно оценивать вещи как направление, нужно уметь видеть силовые поля, прослеживать силы питательных веществ, а не только физи-ческие субстанции. По мере того как, переваривая физическую пищу, мы её разрушаем, мы освобождаем из неё силы, имеющие отношение к различным органическим областям. Прежде всего процесс развивается так, что общий земной поток питания превращается в
силы, которые питают нервную систему, мозг, и там расчленяются на эти четыре типа питания: белок и жиры более действуют в заднем мозге, углеводы в среднем мозге, соли - в переднем мозге. И отсюда влияния распространяются на остальной организм. Для гигиены будущего чрезвычайно важно видеть эти связи, чтобы уметь иначе судить о некоторых вопросах здоровья и болезни.
Мы попытались показать здесь, что в основе всякого творения лежит строительный план.
Поскольку человек со своим пищеварением сам, как творец, включен в это пра-творение, он должен сегодня начать постепенно познавать, с какими мировыми направлениями он связан. Время пришло!
В этой связи следует ещё указать, что неправильно было бы думать: что едим, таковы и есть. Это было бы ложным постижением того, что мы попытались здесь объяснить. Перви-чным в вопросах питания всегда является сила личности, «Я», и то, как «Я» взаимодей-ствует с телесными процессами, овладевает оно ими или позволяет им овладеть собой. Так что невозможно посредством старательно выбранной диеты «ввестись в царствие небес-ное», но духовное развитие является предпосылкой той помощи, которую мы можем получить из пищи.
Приветствую, дорогие читатели! В блоге преимущественно будут материалы по медицине в антропософском освещении на русском языке, как известные книги и статьи, так и мои переводы. ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ У 11ЛЕТНЕЙ ПЛЕМЯННИЦЫ РАК МОЗГА. ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ НЕУДАЧНА. СРОЧНО НУЖНА ЛЮБАЯ УДАЛЁННАЯ РАБОТА. БЛАГОДАРЮ ЗА СОЧУВСТВИЕ! P.S. Автор будет благодарен за любую поддержку! ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Блог существует на голом энтузиазме. Есть возможность помочь? - Янд.кошелёк 410012393087087
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий