пятница, 4 июля 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ПИТАНИИ. XIII. ЛИЛИЯ И РОЗА

Злаки и фрукты

Их можно считать представителями всего растительного царства. Однодольные и двудоль-ные - это два больших класса семенных растений. Лилия и роза представляют кульмина-цию обоих классов. Это королевы в своих классах. Как Солнце и Луна на небе, так роза и
лилия господствуют в растительном царстве. Они несут в себе блеск древних культур и Мудрец с Востока работал над ними. Заратустра, великий посвященный древнеперсид-ского культурного круга, учил свой народ возделывать те питательные растения, которые являются важнейшими и сегодня: злаки и фрукты - родственные лилии и розе растения.

Все лилии несут в своем цветке шестиконечную звезду Заратустры. Издревле лилии приписывались силы Изиды, и лилия Мадонны носит имя христианизированной Изиды. Силы мудрости, лунная мудрость господствуют в лилейных и там, где они при культиви-ровании становятся пищевыми растениями, как наш обычный лук, чеснок и другие луко-вичные (резанец, порей и др.). Они обнаруживают свое отношение к нервной системе. Луковица пропитывает всё своё существо цветочным процессом, она доводит свой аромат и характерную пробуждающую резкость до лиственного и стеблевого региона, представляя в своем облике и субстанции нисхождение небесных сил. Как пищевые растения они воз-буждают поэтому обмен веществ, обеспечивают ароматизацию вплоть до периферии, спо-собствуют выделению и вводят душевно-духовное глубоко в тело, тем самым оживляя всё, что ведет к захвату обоих родственных лунным силам полюсов в человеке, а именно, мозга и половой сферы.

Не случайно те восточные народы, которые внесли наибольший вклад в образование мозга
как физиологической основы земного рассудка (халдеи, шумеры, иудеи), также и сегодня
предпочитают употреблять в пищу лилейные.

Родственными лилиям в узком смысле слова являются травы, из которых посредством
окультуривания возникли злаки. В то время как для собственно лилий разведение шло в
направлении образования луковиц, для злаковых окультуривание шло в направлении образования семян. Вследствие этого виды злаковых - также как родственные лилии - стали более солнечными, сердечными, универсальными. Они поставляют нам углеводы в форме крахмала как солнечное строительное питание, тем более что зерно злаковых, как и всякое семя, содержит также белки, масла и соли. «Хлеб насущный» - это наше образцовое строительное питание.
Пшеница, рожь, ячмень и овес являются наиболее
прижившимися и культивируемыми в средней полосе видами злаков. Они исключительно опыляются ветром, т. е. опыление их происходит не посредством насеко-мых, но посредством движения воздуха в окружающей среде. Мировая душа, действующая в атмосфере Земли и во всевозможных бабочках, пчелах и насекомых, каса-ется растения, и оно отвечает на это красочным велико-лепием своих цветков. Злаковые не ограничиваются
однократным легким прикосновением, они постоянно участвуют в этом душевном дуновении воздуха. Это дает злаковым особую ноту, с точки зрения исполненной мудрости душевной мировой благодати, ту, которую
мы можем назвать силой Изиды-Мадонны.

Охарактеризованные таким образом злаки представляют в своей четверичности - пшеница, рожь, ячмень, овес - расчлененный организм. Уместно вспомнить, что описанные в «Учении о субстанции» дающие нам крахмал растения - картофель, пшеница, рис - также представляют членение, охватывающее весь земной шар. Образующие принципы ландшафта, растений и малых
формообразующих элементов, зерен крахмала, на Западе проявляют склонность к уплот-нению в вещество, на Востоке к распылению в тепловом. Пшеница же, представляющая середину, охватывает четверку: пшеницу, рожь, ячмень, овес, и мы познаем, что эта четвёрка в своем облике и мельчайших формирующих элементах вчленена в великий порядок земного круга.

Пшеница имеет самый компактный облик, тогда как овес со своим рассеянным соплодием и своими маленькими лучевидными семенами приближается к рису. (ср. рис. 18)

Земля и огонь - это две полярности, между которыми располагаются элементы воды и
воздуха. В самом деле, рожь и ячмень во всех отношениях занимают промежуточное положение между пшеницей и овсом. Аристотелевы элементы - это не только то, что в современной физике обозначают как агрегатные состояния, но они суть отражение прош-лых состояний развития Земли, к которым принадлежат также более высокие элементы: свет, звук (химизм) и жизнь (облик).

                Земля     -    облик    Пшеница  богата солями    кальция
                Вода      -     тон       Рожь               -!!-               калия
                Воздух   -    свет       Ячмень           -!!-               кремния
                Огонь    -                  Овёс               -!!-               магния

Эта таблица показывает, что эта четвёрка злаков вчленена в строительный план творения,
как и другие четверичные сообщества, например, четыре соли, с которыми мы познакоми-лись в главе «солевое питание», или четыре системы органов или четыре элемента белка, и многое другое, с чем мы еще познакомимся в ходе изложения.

Прежде всего, четыре темперамента: сангвинический,
холерический, флегматический и мелан-холический - могут в описанных нюансах наших видов злаковых найти поддержку
при чрезмерной односторонности и неурав-новешенности.

Так меланхолика можно воспламенить овсяной пищей. Овес производит жар, говорят знатоки лошадей, и если кто-то
не только раскован и свободен, но даже распущен, то народная мудрость говорит: «Он укололся овсом». И этот овёс поставля-ется сегодня в удобных для употребления формах: в виде хлопьев, крупы, муки. Но при этом следует воздерживаться от каш, которые являются довольно-таки флегматичной пищей; есть много соответствующих времени рецептов. И обратно, холериков желательно утяжелять пшенич-ным или ржаным хлебом, а также клецками.

Вследствие того, что злаковые кроме углеводов содержат еще белки, жиры и соли, они
действительно являются полным строительным питанием. Процентное содержание названных пищевых категорий представлено в следующей таблице:

          МУКА             Белки        Жиры       Углеводы     Соли
          Пшеница         10%           1%            75%             Ca
          Рожь                11%           2%            70%             K
          Ячмень            12%           3%            69%             SiO2
          Овёс                13%           6%            67%             Mg

Бросается в глаза высокое содержание масла в овсе. Огненная природа масла нам хорошо
известна из «Учения о субстанции». На таких примерах мы удивительным образом позна-ём, как связаны друг с другом жесты творения и, более того, как непреклонно в творческом плане силы высшего порядка развивают в «организм» категории низшего порядка, в кото-рых раз за разом отражается пра-жест.

Лилии и родственные им виды злаковых показывают нам, что как праобраз в них дей-ствуют лунные, исполненные мудрости нервные процессы. Напротив, если мы изучаем розы, то в них мы видим сигнатуру Солнца.

Розоцветные посредством силы Солнца совсем иначе связаны с Землей, они образуют
мощные деревья, на которых сияют пятиконечные белые, розовые и пурпурные цветки - звёзды. Свет и тьма проникают друг в друга, пока, наконец, в окраске красной розы не высветится просветлённая очищенная тьма.

Наши фрукты, обязанные своим происхождением розе, имеют совсем другие, отличные от
злаковых, питательные свойства. Это не строительное питание, как у тех, но оно способ-ствует взаимодействию между телом и духом. Физиологической основой этого взаимодей-ствия является кровообращение, его сгущение, а также его стремление вверх. Так фрукты питают наше человеческое бытие, связывая наше телесное бытие с мировым бытием. Но это, в конечном счете, выражается в нашей моральной интуиции, в нашей волевой активности.

Фрукты питают движение нашей крови, они участвуют даже в самом образовании крови.
Так, например, земляника даже является лекарственным средством при малокровии.

Всевозможные дифференциации встречаются
нам при изучении сортов фруктов, и хотя сохраняется описанный выше общий характер розоцветных, всё же мы можем
констатировать определенные вариации их качеств, которые не безразличны для питания.

Здесь мы также различаем четыре группы: косточковые плоды, семечковые плоды, шиповники и ягоды. Вид плода и семя-почки является выражением их существа.

Вишня, как представительница косточковых фруктов, - сюда относятся также слива, абри-кос, персик — имеет отдельный изолированный, но хорошо сформированный прокарпий, всё развитие замкнуто на себе, почти эгоистично. Так семяпочка отвердевает в косточку. Это уравновешивается сочной мякотью плода. Но во всех случаях питания косточковыми плодами нужна предосторожность. С водой, например, «нехорошо есть вишню». Последствием этого у чувствительных людей может быть тошнота и рвота. Это связано с враждебным воде существом вишни. А именно, при изучении образования белка в ядре косточки вишни мы обнаруживаем интенсивный циановый процесс. Но это свидетель-ствует о том, что процесс отвердевания доходит до белкового образования семени, в то время как элемент живой воды высыхает, и белок сдавливается в ядовитое образование.


Напротив, земляника открывается, соприкасаясь с внешним миром. Ее маленькое красное
сердечко образовалось посредством сращения прокарпия с цветоложем, многочисленные
маленькие плоды погружены в сочное цветоложе. Красного цвета, с великолепным запахом, дружественной человеку предстает маленькая ягода земляники. Ей родственны малина и ежевика.

Между обеими этими полярностями: вишней и земляникой - лежат две другие группы:
семечковые и шиповники.

Груша, как представительница семечковых — сюда относятся также яблоня, айва, мушмула, боярышник и рябина — не так горда, как вишня или персик. Прокарпий уже представляет собой ассоциацию пяти плодолистиков, в каждом по два семени, образу-ющих сердцевину, и сочный плод исходит от завязи, сросшейся с цветоложем.

Шиповник, напротив, уже объединяет множество завязей в общую оболочку цветоложа. Ему не хватает только одного шага, чтобы стать земляникой — он еще не выворачивает цветоложе наружу. Шиповник - это материнское существо, он охватывает прокарпий, и, как лучи света, выступают пестики с их светло-желтыми рыльцами из горловины цвето-ложа. Светоносным является нам плод розы, и мы знаем, что он богат витамином С. Но о нем мы знаем, что он представляет собой латентный свет ( «Учение о субстанции»).

В то время как злаковые открывают сигнатуру элементов в морфологии и как пищевые
растения действуют на построение тела и связанный с ним темперамент, фрукты вызывают
ощущение, что они связаны чуть ли ни с моральными качествами, которые также отража-ются на субстанциальной плоскости.

Лилии и розы соотносятся как нервы и кровь. Физиологически же последние строго
разделены друг от друга. Если бы они непосредственно соприкасались, то следствием этого была бы болезнь. От их самостоятельного, следующего собственным закономер-ностям действия и гармонического их взаимодействия зависит все. Возможно, что мы не слишком отклонимся от истины, думая, что война Роз в Англии, которая, в сущности, была войной между лилией (белой розой) и алой розой, была войной не только между Йорками и Ланкастерами, но также между цветком юности и несущим культуру элементом того времени. Объединение лилии и розы или их превращение друг в друга требует уже высших душевных сил.

Легенда рассказывает о Святой Елизавете, тюрингской графине, которая каждое утро против воли своего супруга с полной корзиной хлеба совершала паломничество к бедным и больным. Однажды, будучи застигнута врасплох своим мужем, она показала ему содер-жимое своей корзины - она была полна роз. Это чудо роз.

Лилии и розы соотносятся как мышление и воля, ибо нервы и кровь - это физиологическая
основа мышления и воли. Человечество сегодня призвано внести волю в мышление и мышление в волю. Что невозможно на физиологической плоскости, достигается на духовно-душевной плоскости. Чтобы мысли наполнялись чувством и волей, а волевое деяние чувством и мышлением, этому помогает питание хлебом и фруктами. Мы уже знаем, что духовное дыхание, это дыхательное превращение, особенно возбуждается посредством употребления в пищу мёда.

Лилии и розы соотносятся как хлеб и вино, ибо в пресуществлении они освящаются к плоти и крови Господа. Есть стихотворение о розе, которое целиком исполнено этим душевным настроем, поэтому мы и заканчиваем им эту главу.

Если бы наши цветы                                              Солнце, направь меня
Исполнили высший закон –                                   Быть щедро, как ты,
Розой бы все зацвели.                                            Милосердным.

Если бы люди все                                                   Роза, подобно тебе
Исполнились силой любви –                                  Я, человек, расцвету
Солнцем бы стала Земля.                                        В замысле Божьем.
Герберт Хан

Комментариев нет:

Отправить комментарий