вторник, 5 ноября 2013 г.

Вопросы питания и методы лечения


Берлин, 22 октября 1906 года

Сегодня следует обсудить с точки зрения духоведения то, чему можно придавать выдающееся значение, если рассмтаривать его правильно. Необходимо привести некоторые точки зрения относительно способа питания и лечения. Ещё больше, чем при каком-либо другом рассмотрении, вы должны, однако, учитывать при этом, что речь идёт только о выхватывании совершенно афористичных деталей из бесконечно широкой области, и что очень трудно уже сегодня говорить об этом понятным для всех языком. Поэтому об этом можно говорить лишь приблизительно, потому что в таком широком кругу мы имеем дело не с одними только посвященными, которые воспринимали бы каждое слово действительно лишь в соответствии с его истинной ценностью.
В оккультных школах,8 ученики которых стоят уже на более высокой ступени, можно договориться о совершенно определённой форме выражения, так что определённое слово выражает соответствующий эмоциональный импульс. Все подобные вещи, которые сегодня можно лишь обозначить, в обычной жизни часто имеют другое значение. Однако нужно всё-таки попытаться и сегодня уже говорить о таких вопросах, тем более, что они одновременно имеют практическую ценность. Правда, те, кто не верит, что действия, происходящие из причин духовного мира, намного сильнее, чем действия внешнего физического мира, получат от этого не очень-то много. Кто-то теоретически согласится с тем, что в том, что должно быть обозначено, как дух и что оказывает в мире сильное воздействие, содержатся силы, подобные силам в электричестве, магнетизме и подобном. Однако, реальное значение это приобретёт лишь тогда, когда каждый обнаружит более глубокое чувство и понимание этого.
Духоведение по отношению к современной культурной жизни оказывается в различных положениях. Прежде всего, его неверно понимают как те, кто консервативно хочет продолжать жить по накатанной колее, так и те многочисленные люди, которые хотят осуществлять реформы в самых различных областях жизни. Все эти разные группы людей приходят к духоведению и находят само собой разумеющимся, что не они приходят к духоведению, а духоведение приходит к ним. Вероятно, можно легко понять, что например, радикальный приверженец защиты животных не представляет свои силы в распоряжение духоведческого движения, а приходит в ярость, если не все теософы сразу же вступают в движение защиты животных. Это также вполне естественно. Поскольку же теософское движение9 является универсальным, то оно относится к различным движениям так же, как проект архитектора относится к тому, что плотники, каменщики, ремесленники и так далее должны сделать с домом. Последние — это отдельные рабочие. Тот же, кто руководит всем строительством, должен потребовать от рабочих, чтобы они пришли к нему, чтобы они получили от него специальные указания. Поэтому духоведение и не может согласиться с тем, когда другие движения, гомеопаты, антиалкоголики и другие требуют, чтобы духоведение пришло к ним, но все эти специальные области должны влиться в духоведческое движение, которое должно стремиться к основополагающей реформе во всех областях жизни, но изнутри.
В особенности легко искажается позиция теософии по отношению к науке. Не олько учёные полагают, что теософия является её врагом и не хочет ничего знать о науке. Некоторые друзья теософии также придерживаются таких взглядов. Особенно имеющий научное образование врач, который работает в духе официальных требований, легко приходит к предубеждению, что теософия работает не с научными методами, и поэтому не идёт рука об руку с наукой. И однако это не так.
Сегодня от многих людей вы слышите лозунги за лозунгами. То, что существую специалисты, в определённом смысле вполне оправданно. Не представители специальных областей, а, прежде всего, их подражатели используют такие лозунги. К одному из этих лозунгов я хотел бы сразу обратиться. Часто можно услышать, что публика прямо-таки гипнотизируется, если используется выражение «яд». Кажется вполне понятным, когда говорится: яд не должен поступать в тело! - Затем охотно говорят о «природном целительстве». Что вообще следует понимать под природой? А что под ядом? Природа содержит также и действие, которое яд белладонны оказывает на человеческий организм, потому, что это чисто природное действие. Природа, само собой разумеется, содержит все воздействия, которые подчиняются законам природы. А что есть яд? Вода является сильным ядом, если человек поглощает её вёдрами, потому, что тогда она действует в высокой степени разрушающим образом. И мышьяк очень хорошая вещь, если вы применяете его в определённых комбинациях. Поэтому необходимо бействительно интимное изучение человеческого организма и вещей снаружи, в природе.
Уже Парацельс10 своим метким языком указал на то, как определённые процессы человеческого тела связаны с процессами во внешней природе, например, холера и мышьяк. Поэтому он назвал больного холерой «арсеникус», потому, что он знал, что у мышьяка и холеры действуют одни и те же факторы, и потому что он одновременно понял, как эти вещи друг с другом гармонируют. Здесь мы имеем дело с природным процессом, который сначала нужно разгадать.
Другим препятствием на пути, когда речь идёт о взаимопонимании с наукой, является материалистическое мышление, которое неверно освещает все вопросы, о которых здесь идёт речь. Вспомните, что было сказано о воздействии определённых металлов11 на человеческий организм. Теперь кто-то мог бы утверждать, что духоведение является чистейшим материализмом, раз оно объясняет, что силы в минералах и металлах оказывают материальное воздействие на человеческий организм. Однако, духоведение одновременно знает, что материальное находится в определённой связи с духом. Тот, кто действительно предъявляет спиритуальное мировоззрение, понял, что в таких веществах речь идёт не просто о материи, а что в ней, точно так же, как в существе, покрытом кожей, живёт дух и душа. В этом смысле теософ 12 говорит о духе, который воплощается в золоте, в кварце, в мышьяке или в яде белладонным. Для оккультиста мир полон духовных сущностей. Духовность, воплощённая в крови, имеет то отношение к человеческому организму, о котором вы слышали вчера. Для теософов речь идёт не о поиске каких-либо странных духовных существ, которые ничего общего не имеют с нашим миром, но о тех, которые содержатся в каждом куске металла, как вообще во всём, что окружает нас. Так духоведческое мировоззрение пронизывает духом материю. Духовные аналогии являются тем, что основывается на действительном спиритуальном исследовании.
Здесь речь идёт не о враждебном отношении к специальной науке. Специализация должна существовать, и нельзя не обращать внимание на внешние факты. Однако, на основании специального знания нельзя получить общий взгляд на мир. И врач тоже, как личность, должен знать кое-что о высших мирах. Тогда он будет совсем поздругому организовывать свою работу, нежели тот, что ничего не знает о великих взаимосвязях. Тогда он будет и симптомы оценивать по-другому. Отдельное наблюдение или переживание будут считать , возможно, чем-то совсем незначительным, если так получится из обзора всеобщего. Как каждый, кто работает над культурой, должен принести определённые предпосылки, так будущее потребует врачей, имеющих духоведческую подготовку. Речь идёт не только об эмпирических способностях, но о чем-то совсем другом. В качестве примера следует упомянуть Ганеманна13, основателя гомеопатии. Между Парацельсом и Ганеманном существует большое различие. Врач 16го века был ещё до определённой степени ясновидящим. Тогда это было ещё широко распространённым качеством. Ганеманн уже не был таковым. Он мог только опробовать действие лечебных средств путём чувственного опыта.
Для той связи человека с существами и предметами природы, которая имеется здесь в виду, существует аналогия, а именно, отношение между полами, которое определяется преимущественно симпатией. Это таинственная сила, которая влечёт один пол к другому, сила, которая действует внутри живого. Не следует понимать это как нечто мистическое в плохом смысле слова, что мужчина чувствует, как его влечёт к женщине. Тот, кто обучается, чтобы стать оккультным созерцателем мира, имеет похожее отношение ко всем живым вещам вокруг себя, которое можно назвать универсальным. Так же, как существует специфическое отношение между мужчиной и женщиной, так существует специфическое отношение между таким человеком и феноменами его окружения. Тот, кто сформировал внутри себя эти силы, получает знание, которое позволяет ему понять, какое отношение определённый предмет имеет к человеку. Из этого вытекает также понимание действия целительных сил.
Парацельсу не нужно был сначала пробовать, так же как не нужно пробовать магниту, который притягивает железо. Он мог сказать, что в красной наперстянке 14 живёт та или иная целительная сила. Такое знание вернётся только тогда, когда врач поймёт, что вопрос не в интеллектуальном уме, а во внутренней жизненной позиции, если он поймёт, что он сам должен стать совершенно другим человеком. Когда он преобразует темперамент, характер, всё устройство своей души, только тогда он сможет раскрыть ту силу видения и понимания по отношению к силам мира, которые гармонизируют человека. Это станет возможно в совсем не таком далёком будущем. Духоведческое мировоззрение должно в первую очередь указать принципы, а некоторые из них должны присоединиться к этому общему представлению. Тот, кто хочет, может многое получить от этого.
При этом учитываются четыре момента. Первый это то, что существует определённая взаимосвязь между тем, что называют пищеварением, и тем, что называют мыслительной деятельностью. Другими словами: то, чем является пищеварение в нижней области, тем является мыслительная деятельность в более высокой области. И то, и другое находятся в организме человека, так, как он живёт на физическом плане, в тесном контакте. Сейчас следует привести нечто конкретное относительно этого контакта. К мыслительной деятельности относится, что человек может делать логические выводы, правильно выводить одно понятие из другого. Это выведение внутри мыслительной деятельности представляет собой нечто совершенно особенное. Можно выполнять определённые упражнения, чтобы направить эту мыслительную деятельность в определённое русло. То же самое, что вы вызывает в этой мыслительной деятельности душевно, когда вы выполняете такие логические упражнения, в пищеварении осуществляет определённая субстанция, а именно кофе 15. Это не фантастическое предположение, этот факт можно доказать. То, что вы делаете с желудком, посредством кофе, вы вызываете при мышлении, когда делаете практические логические упражнения. Когда вы пьёте кофе, вы в определённой степени способствует логической последовательности в мышлении. И если говорят, что употреблание кофе означает повышение той деятельности, которая необходима для укрепления, то это, позалуй, справедливо. Однако кофе способствует последовательному мышлению лишь несамостоятельным образом, он действует как бы через принуждение. Вы чувствуете в себе определённую несамостоятельность, нечто вроде воздействия извне. Если человек хочет мыслить логично, но оставаться несамостоятельным, то пусть он пьёт много кофе. Если же он хочет осуществлять мыслительную деятельность самостоятельно, ему нужно как раз освободиться от вещей, которые воздействуют на нижнее, он должен образовать в себе силы, которые исходят из души. Тогда он увидит, что после соответствующих упражнений желудок снова придёт в порядок или останется в порядке.
Другая вещь: упорядоченной мыслительной деятельности противостоит то мышление, которое не может остановиться на одной мысли, безудержное мышление. Оно вызывает рассеивание внимания и определяется тем, что человек не может соединить ни одной мысли с другой. Это мышление также имеет свой коррелят в действии определённого вещества на пищеварение, и оно содержится в чае. Чай действует в нижнем так же, как всё, что вызывает непостоянство мыслей, в верхнем. Из этого вы можете понять, что некоторые вредные воздействия чая при определённых обстоятельствах могут быть довольно разрушительными. Однако не думайте, что кто-то, кто всю жизнь пьёт чай, должен, в конце концов, быть совершенно разорванным внутренне. Если чай не влияет на него отрицательным образом в такой степени, это всего лишь доказательство того, что у его организма достаточная сила сопротивления.
Точно так же, как пищеварение соответствует мыслительной деятелности, так деятельность сердца и крови соответствует жизни воли и желаний, так что всё, что вызывается определёнными веществами, определёнными видами продуктов питания в крови, вызывает соответствие в деятельности воли. Это особенно можно наблюдать, если посмотреть на противоположное. Сегодня вы часто слышите, что уже давно устарела точка зрения, что можно исцелить исцелить кого-либо при помощи мыслей, что, например, нельзя излечить человека, подверженного религиозному психозу или мании преследования, при помощи соответствующих противоположных мыслей. То, что проявляется там внешне, это только симптом, и если можно было бы устроить этот внешний симптом, то болезнь перешла бы на другой орган и проявилась бы в другой офрме. То, что исследовало материалистическое целительство, оккультизм 16 знает уже давно. И оккультисту никогда не пришло бы в голову попробовать исцелить одно навязчивое представление противоположным. По-другому получается, если при помощи средств оккультизма производится более глубокое вмешательство, а именно вмешательство в то, что является собственно причиной. Предположите, что человек имеет заболевание в сфере воли и страстей, тогда это, вероятно, вызвано нарушениями определённых органов. При этом следвет рассматривать не только сердце, но и кое-что другое, что связано с ним. Тогда врач-материалист скажет: я не могу излечить то, что здесь проявляется, пытаясь привить больному правильные представления. Однако вы должны помнить одно: в организме следует различать не только две вещи, не только материальную основу и то, что изживается через неё, существует ещё третий элемент, который известен оккультизму. Конечно, за непосредственной душевной деятельностью на физическом плане, то есть за тем, что выражается в волевых импульсах, действительно стоит органическая деятельность. Однако, за этой органической деятельностью существует третье: орган построен духом, он возник из духовного. И смотреть нужно на это духовное, которе стоит за органом, как его создатель. Если вы, например, хотите привить правильное представление религиозному безумцу, вы ничего не сумеете этим добиться. Если же вы действуете на него таким образом, что вы попадаете в то, что создало деятельность органа — а это эфирное тело — тогда вы сомжете вызвать в нём что-то, не при помощи представлений, а дела то, что как будто не находится совершенно ни в какой связи с жизнью представлений.
Чтобы разобраться в этом возьмём понятия религиозной истины. Вы можете встретить религиозную истину так, что поймёте её. Тогда для разума сделано то, что необходимо. Обнако, сколько бы представления вы ни понимали, для вашей органической жизни — жизни как для эфирного тела, так и для физического тела — они абсолютно не действенны. Поэтому и будет неэффективно, если вы хотите сообщить больному правильные представления посредством убеждения, потому что это не окажется на деятельность его воли никакого влияния. Представьте себе эту истину не только ментально действенной, а скажите человеку: ты должен не только понять это, ты должен подвергать себя воздействию этих представлений каждый день заново, это должно ритмично повторяться день за днём, должно сопровождаться совершенно определёнными чувствами и картинами. Если сделать это один раз, результат не будет никакого. Если же это происходит регулярно в течение продолжительного времени, то тогда это воздействие проникает внутрь органической конституции. Это то, что называют концентрацией и медитацией 17.
Итак, в течение часа на человека воздействовать нельзя. Если же вы дадите ему указания, и он будет выполнять их ежедневно в течение многих недель, тогда вы немного воздействуете на человека, потому что вы достигли того, что стоит за органом, как его ваятель. Оккультизм не имеет какой-то иной почвы, чем научное врачевание, но он знает много больше. Однако, сегодня ещё нельзя открыто сообщать об этих представлениях.
Дыхательная деятельность в очень большой степени связана с жизнью чувств и ощущений. Из этого вы снова можете получить представление о многих вещах, если поймёте, что связано с деятельностью дыхания, и как благодаря этому можно оказывать влияние на жизнь чувств и ощущений. Дыхательная деятельность предполагает, что в кровь подаётся достаточно кислорода, и благодаря этому, сохраняются органические вещества. Человек, который испытывает радость от духовного, который имеет духовное содержание, сообщающее ему радостное настроение и постоянно действующее в нём, такой человек со стороны духа оздоравливающим образом влияет на свои органы.
Если мы возвратимся ещё раз к пищеварению и мыслительной деятельности, то обнаружим, что именно в этой области нужно сделать многое. Следует понять, что человечество всё больше должно переходить к осознанному образу питания. Тот, кто сегодня собирает познания в этой области, часто ещё совершает определённую ошибку. Ошибка состоит в следующем: человек хочет узнать слишком много о том, что он называет «природой», он хочет следовать только природе. Парацельс говорит на это: не следует быть рабом природы. Да, врач должен сдать экзамен природе, но он должен быть художником, он должен продолжать природу. - И действительно целебные средства Парацельс видит не в том, что берётся непосредственно в природе, а в новых продуктах, которые создаются из духа природы. Так, Парацельс ожидает прихода эпохи медицины, которая будет использовать подобные новые продукты, как собственно эффективные лечебные средства 18. Речь идёт исключительно о продолжении природы в этой области.
Когда сегодня люди хотят обосновать, почему смешанное питание является правильным для человека, они обычно аргументируют так: растительноядными являются жвачные животные, у них особенное строение желудка и соответствующие орудия пищеварения. Мясо едят хищные животные, чьи органы человека представляют собой нечто среднее между жвачными животными и хищниками. Поэтому сама природа указывает человеку на смешанное питание. - Однако, в природе всё течёт, всё находится в процессе становления и роста. Не как выглядит человек сегодня, а как он может стать другим — вот очём идёт речь. Если человек перейдёт на растительное питание, то отойдут назад те органы, которые больше соответствуют мясной пище, и будут образованы органы, которые необходимы для растительной пищи. Нужно принять во внимание, как было когда-то и как может быть в будущем. Поэтому человек получает неправильную пищу, если приспосабливает её к своему совремнному статусу, питание будет правильным только тогда, когда будет учитываться внутреннее становление человека. С помощью статистики и внешних фактов вы охватываете только внешний статус, но вы не охватываете направление, в котором должен двигаться человек. Нужно рассматривать мир немного в общем.
Обратите внимание на национальный характер русского крестьянина, такой, каким он является сегодня, и на характер янгличанина. Руссий крестьянин будет как можно меньше подчёркивать своё Я. У англичанина всё наоборот. Это выражает внешнее уже в манере письма. Англичанин пишет Я с большой буквы. Если исследовать этот предмет дальше, то обнаружится, что в Англии употребляется в пять раз больше сахара, чем в России. Здесь снова обнаруживается обоюдное соответствие деятельности пищеварения и мыслительной деятельности. Процесс, который вызывается в пищеварении употреблением большого количеств сахара, в верхнем человек имеется свой коррелят в более сильной самостоятельности функции мышления.
Теперь вы можете представить себе, что в случае необходимости можно вмешаться в эти отношения, чтобы внести корректировки. Человек может организовать свой питание таким образом, что ему потребуется короткое время для переваривания пищи, в то время, как у другого, возможно, это будет занимать много времени. Это заставляет нас снова глубоко заглянуть в человеческий организм. Если, например, один человек ест рис и быстро заканчивает своё пищеварение, тогда остаются определённые силы, которые находятся в его распоряжении для мыслительной деятельности. Другой человек, который, например, ест дикую утку, и которому, соответственно, требуется больше времени для пищеварения, вполне может быть умным, однако, когда он производит мысли, в действительности думает его живот. Один может быть слабым мыслителем, но думать самостоятельно, другой сильным мыслителем, но думать не самостоятельно. Из этого вы снова можете извлечь урок.
И чтобы коснуться ещё одного предмета: самым тщательным образом необходимо следить за тем, чтобы тело получало не слишком мало и не слишком много белков. Здесь непременно должна быть найдена правильная мера. Ведь внутри пищеварения белковые вещества соответствуют тому, что происходит в мыслительной деятельности, которая вызывает плодотворность мышления, вызывается в нижнем организме благодаря белковым веществам. Если человек не получает их в сбалансированном количестве, тогда они производят избыток тех сил, которые в нижней телесной деятельности соответствуют тому, что в верхнем образует представления. Однако, человек должен всё больше становиться хозяином своих представлений. Поэтому употребление белка должно оставаться в определённых границах, иначе его подавит деятельность представлений, от которой он как раз должен был освободиться. Это имел в виду Пифагор20, когда говорил своим ученикам: воздерживайтесь от бобов!
Разумеется. Тогда приходят люди и говорят: посмотрите на того, кто питается рисом! У него слабо развито мышление. - Да, тогда такой человек со своим рисом ещё не развился, но речь идёт не о том, чтобы знать только правила и думать, что каждому нужно просто исполнять их. Если нижнее не соответствует верхнему, тогда этим тоже можно наделать бед. Возьмите человека, который недавно обратился к вегетарианству. Тогда у этого нового вегетарианца деятельность в нижнем протекает совершенно особенным образом. Определённые силы превращаются из материальных в духовные. Если же они не используются, то они действуют отрицательно и могут даже отрицательно сказаться на деятельности мозга. Например, банкир или обычный кабинетный учёный может при этом очень навредить себе, если он при помощи сил, сэкономленных благодаря вегетарианскому питанию, не приобретает спиритуальные представления. Поэтому вегетарианец должен одновременно также перейти к духовной жизни, в противном случае ему лучше продолжать употреблять мясо, его память может получить повреждения, определённые части мозга могут быть повреждены, и т. д. Недостаточно питаться плодами для того, чтобы человеку открылись высшие области человеческой жизни. 21
Другое соответствие в организме состоит в следующем. Способности к размножению соответствует в верхнем организме так незываемая провидческая, то есть в определённой мере также имагинативная душевная деятельность. Поэтому, некоторые ордены требовали определённой аскезы 22, однако, в этом одновременно находится источник ужасных опасностей. Избежать их можно только благодаря чистой внутренне жизни, твёрдой вере в собственную индивидуальность и способности оставаться собранным во всех жизненных ситуациях. Если человек не поддаётся аффектам и внешним воздействиям, он стоит в этой области уверенно и сможет отвратить вредные воздействия.
В белой магии речь идёт не только о чистой, но и о сильной и уверенной жизни, твёрдом владении внутренней жизнью, способности сохранять хладнокровие во всех ситуациях. Если, с одной стороны, у вас такое самообладание, что вас ничто не может ошеломить, то внутренне вы стоите на прочной основе, тогда вы сможете легче преодолевать и падения.
Новая эра может начаться, если люди решатся во всех этих вещах выбрать в качестве путеводной нити теософскую9 мудрость. В будущем, например, придётся изучать, как можно планомерно преобразовывать определённые силы, которые отдаёт организм, в такие, которые могут быть использованы для духовного познания. В лвбораториях произведут когда-нибудь вещество, которое будет более ценным, чем молоко. 23 Сегодня уже было бы вполне возможно организовать лабораторию пищевых продуктов и тем семым оказывать влияние на питание народов. Однако, придёт время, когда ученики духоведения будут работать химически, в созвучии с природой, находящейся в процессе становления, а не с осуществившейся природой. Гёте говорит в этом смыле:
«Следи за ним в становлении,
как шаг за шагом растение,
по ступеням ведомое,
в цветок и плод превращается.»

Возьмите эти важные положения, которые выбраны из широкой области, и рассмотрите их так, что они должны быть развиты. Тогда вы увидите, как вы сможете получить из этих вещей духовную пищу, и какое практическое значение они смогут приобрести для вас.

Примечания. «Все специальные области должны влиться в духовнонаучное движение, которое должно стремиться к основной реформе во всех областях жизни, но изнутри»... «Поэтому правильную пищу дают человеку не тогда, когда согласуют её с его современным статусом, а лишь тогда, когда принимается во внимание его становление.»
Этот 2й доклад образует мост к более глубокой постановке вопроса, когда в нём вместе с вопросом питания развивается вопрос ЗДОРОВЬЯ, духовнонаучные подробности методов лечения применительно к способу питания человека. Духоведческое движение стремится к основополагающей реформе во всех областях жизни — оно рассматривает питание не только настоящего, но для становления, ВНУТРЕННЕГО ПРОГРЕССА человека.
8. Имеются в виду обучение в «Эзотерической школе», участники которой, подобно систематическому изучению дисциплины при обучении на факультете университета, постепенно и непрерывно приобретают необходимые познания. Смотрите сочинения Рудольфа Штейнера «Ступени высшего познания» (GA 12) и «Die Konstitution der Freien Hochschule fur Geisteswissenschaft. Ihre Gliederung in Sektionen» (GA 260a)
9. Духоведение, разработанное Рудольфом Штейнером вначале в рамках Теософского Общества, с основанием «Антропософского Общества» в 1912 году называется «антропософия» и «антропософское движение»
10. Парацельс, Филипп Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541). Врачь и естествоиспытатель, см. Р. Штейнер. «Духовная наука и медицина».
11. См. Wilhem Pelikan: «Sieben Metalle», Dornah 1968.
12. Ср. Примечание 9.
13. Самуил Ганеманн (1755-1843). Химик и врач, основатель гомеопатии. (См. Р. Тейнер. «Духовная наука и медицина»)
14. См. Wilhem Pelikan: Heilpflanzenkunde, том П, Digitalis purpurea. Djrnach 1977.
15. См. Там же, том 1: Kaffebaum, Kaffegeuss. См. Также доклады 2.8.1924, 8.1.1909, и 20/21.3.1913.
16. «Оккультизм» используется здесь в смысле «духоведческое исследование».
17. См. Об этом Р. Штейнер: «Как достигнуть познаний высших миров»
18. См. Приготовление лекарств в «Weleda» и «Wala».
19. См. Gerhard Schmidt: «Dynamische Ernahrungslehre» (St.Gallen1975), Bd.П, 4 Kap.: geisteswissenschaftlichr Erweiterungen der Zuckenntnis. Die Qualitatsfrage des Fabrikzuckers. Der Honig in geisteswissenschaftlicher Beurteilng.
20. Пифагор, греческий философ из Самоса, 6й век до Р.Х. Смотрите R.Sneiner: «Die Ratsel der Philosophie» (GA 18).
21. Ср. Сельскохозяйственный курс (GA327) доклад 8.
22. См. Об аскетизме также R.Steiner: «Westliche und ostliche Weltgegensatzlichkeit» (Wien 1922), GA 83.

23. См. Доклад 7.11.1905.

Комментариев нет:

Отправить комментарий