4.
Резюме
Страх
- неотъемлемая принадлежность нашей
жизни, естественная реакция на непосильные
для нас впечатления, проблемы и требования.
Враждебное отношение к нему, стремление
во что бы то ни стало избежать его в
конце концов вырабатывают ненависть к
себе и к миру. Если мы не стараемся
примириться со страхом, т. е. не ищем
внутренний путь, который поможет нам
продуктивно интегрировать его
положительные стороны в планирование
нашей жизни, то начинаем блуждать по
кривым дорогам отрицания и вытеснения,
асоциального поведения, одиночества,
интеллектуального высокомерия и
попадаемся на обманчивые рецепты борьбы
с ним.
Мы
установили, что передёргивать факты,
всецело обусловленные природой
человека
и мира, совершенно бесполезно и решили
не осуждать, а изучить страх. Простые
примеры - способность быть "осторожными",
боязнь кого-то обидеть - показали нам,
что позитивные, развивающие силы заложены
в самом страхе, а не только в его
"преодолении". Вместо того чтобы
говорить об "укрощении", о борьбе
со страхом, стоит подумать о том, как с
ним совладать
и
преобразовать
его
в нечто иное. Как страх может послужить
нам и, возможно, уже служит, только мы
этого не замечаем? В самом ли деле он
всего лишь досадная слабость, "враг
души"?
Вслед
за Алоисом Хиклином (и другими) мы
считаем, что страх
принимает патологическую форму, лишь
когда мы не в силах совладать с ним и не
понимаем его смысла, его побудительного
характера. А ведь слово "совладать"
всегда подразумевает сближение,
интеграцию, в каком-то смысле дружбу.
Если
приглядеться к процессу страха
внимательнее, обнаруживается, что наряду
с событием страха есть ещё один феномен:
страх
перед страхом, с
коим и связаны все вышеупомянутые
попытки бежать или защититься от него.
При объективном подходе проблема нашего
отношения
к
страху и обращения
с
ним представляется куда более важной,
чем просто его проявление. Пример
взаимодействия человека и природы
подводит нас к понятию "дома",
"надежной крепости". Здесь мы
обретаем защиту от внешних опасностей
и в то же время оказываемся перед
альтернативой: забаррикадироваться,
изолироваться в этом укрытии либо
проявлять живой
интерес к событиям,
угрожающим нам за его пределами. Можно
ли перенести этот пример на внутренний
мир человека, на наше обращение с
"природными стихиями" души, в том
числе и со страхом? В свете этого вопроса
явление "боязни страха", "страха
перед страхом" обретает наглядность.
Вначале страх - своего рода внутренняя
перемена погоды, внезапно настигающая
человека. Нас охватывает ощущение
слабости и ничтожности перед мощью этой
стихии, как бывает, когда налетает буря.
Мы боимся, что она уничтожит нас. Тут-то
и наступает фаза "страха перед
страхом", и мы чувствуем, что все
зависит от того, найдём ли мы внутри
себя надежное место, откуда хорошо
просматривается данная ситуация. На
обыденном примере мы показали, как
определённые мысли упорядочивающего
и направляющего характера помогают
достигнуть "собранности", которая
противодействует тенденции растворения,
оттесняя внешний мир на задний план и
напоминая нам о нас самих и наших
намерениях. Из этого сна
в состоянии бодрствования мы
приступаем к поставленной задаче,
во-первых, с обузданным
избытком сил, живительным
и вдохновляющим, а во-вторых, с повышенной
чуткостью, какою
мы обязаны преобразованному страху.
Если
всё происходит так, значит, нам удалось
на определенном этапе приостановить
динамику развития страха. Но на каком
именно? В данном процессе можно выделить
три стадии. Две из них нам уже известны:
появление
страха и
страх
перед страхом, или
экспансия
страха. В
этой точке любой
страх
становится страхом
растворения. Если
нам, нашему "Я", не удается описанным
образом вмешаться в дело и "собраться,
сосредоточиться", т. е. найти убежище
в самом себе, то в конце концов наступает
паническая реакция, судорога
страха как
результат неудачной попытки совладать
с ним. Но в итоге мы не собираемся, а
забиваемся внутрь, запираемся в
невыносимой тесноте. Для людей, всегда
беспомощных перед стадией страха перед
страхом, т. е. не умеющих сознательно
отодвинуть внешний мир в момент колебания
границы "Я", дело оборачивается
трагедией - они оказываются во внутренней
тюрьме.
Таким
образом, бегству в недобровольное
одиночество, обусловленному страхом,
противостоит работа над "высшим"
одиночеством, поиски опоры в самом себе.
Замкнувшись в себе, мы со страхом не
справимся, Для этого необходимо отдалиться
на безопасное расстояние и заново - с
интересом и участием - организовать
свое отношение к миру. Смелый человек
отличается от боязливого, а тем паче от
больного страхом вовсе не тем, что ему
не
бывает страшно, единственная
разница в том, что одному удаётся
интегрировать
и
преобразовать
страх,
а другому нет. Об этом мы ёще поговорим,
а позднее увидим, как это соотносится
с детством. Главное - не пытаться
"вытеснить, заглушить, перехитрить
или отрицать страх", как пишет Фриц
Риман, а искать возможности "сносить
его и... может быть, извлекать из него
пользу для своего развития" 28. Для
этого необходимо изучить его суть.
Однако пока мы с ним враждуем, он будет
сопротивляться подобным попыткам. Увы,
этот закон психологии учитывается
слишком редко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий