2.
Об
истинном благополучии, или Каждому
случалось быть трусом
Если
понимать под качеством жизни умножение
не материального, а духовно-душевного
благополучия, не накопительство, а
развитие способностей и углубление
опыта, не построение всё более непроницаемой
системы внешних укреплений, а умение
разбираться даже в непривычных ситуациях
и справляться с ними, не достижение
максимально высокого ранга в иерархии
межчеловеческих взаимозависимостей,
а социальную компетентность и умение
любить, то не придется доказывать, что
без мужественного отношения к страху,
тесно связанного, как мы показали, с
готовностью к поражению, не обретается
абсолютно ничего,
что
придает человеческой жизни смысл и
достоинство. Ещё раз повторю: мы говорим
о готовности
к страху, в
отличие от страха
перед страхом. Вопрос
в том, готовы ли мы и способны ли взглянуть
в лицо страху, неизбежно подстерегающему
в "пространстве dis-magare", и "воспитать"
из него полезного спутника? В страхе
"присутствует побудительный характер",
пишет Риман и продолжает: "Уклонение
от него, от столкновения с ним... ведет
к застою".
Всякая
новая задача есть испытание, которое
может окончиться и поражением, иначе
какое же это испытание? Итак, проблема
поражения непосредственно связана с
претензией на личный рост, а стало быть,
и с любыми проявлениями ангажированности
и идеализма. Выкладываясь в полную силу,
мы рискуем! Глубокие переживания
невозможны без открытости и близости:
мы выходим в незащищенное пространство,
где счастье и боль тесно соседствуют
друг с другом. Никто не обретает
уверенность в суждении и поступках, не
учась на ошибках; а тот, кто желает
овладеть "искусством любить" (Эрих
Фромм), должен уметь доверять, хотя и
знает, что доверие может быть бессовестно
обмануто. Быть смелым, мужественным
-
значит учесть все это, взять с собой
боязнь неудачи и тем
не менее идти вперед. Тут
проявляется социальный аспект проблемы
страха - вопрос наисерьезнейший,
наиважнейший, хоть мы и касаемся его
лишь мимоходом: как человеку не бояться
неудач, если он часто, может быть еще
ребенком, замечал, что, потерпев поражение,
остаешься один? Кто по-человечески,
по-братски примет рискнувшего
и проигравшего? Почему
мы засчитываем поражение
в минус, а
не риск
в плюс! Мало
кто по-настоящему представляет себе,
что для ребенка означает с искренним
рвением взяться за дело, которое, как
выясняется, ему не по силам, и заслужить
упрек или насмешку! Если оглядеться
вокруг, то кажется, что пройдет еще
немало времени, пока люди поймут, что в
конечном итоге без взаимопомощи совладать
со страхом невозможно. Для этого
необходимы совершенно иные критерии
ценности человека. Приведу пример в
форме вопроса: кто заслуживает большего
восхищения - тот, кому все дается легко,
или тот, кто овладевает немногими
навыками ценой огромных усилий, снося
неудачу за неудачей? 7
Итак,
давайте каждый на своем месте проявлять
уважение и понимание, которых мы так
жаждем, даже если старания оказались
бесплодны, прежде всего к другим
людям. Возможностей
для этого хватает, нужно только научиться
замечать их. Готовность к поражению,
реальные поражения и неудачи - все это
важнейший источник сил формирования
личности, но черпать из него тем труднее,
чем меньше у нас уверенности в уважении
ближних независимо от победы или
поражения. О значении "депривации,
фрустрации и трагедии" Маслоу пишет
(ср. прим. 6): "Чем больше подобный опыт
раскрывает, укрепляет и обогащает нашу
внутреннюю природу, тем он желательнее.
Постепенно выясняется, что этот опыт
отчасти связан с чувством... здорового
самоуважения и здоровой веры в себя.
Человек, которому никогда не приходилось
разрешать проблемы, терпеть и преодолевать,
будет сомневаться, что он способен на
это. Это касается не только внешних
опасностей, но и умения контролировать
и тормозить собственные импульсы, дабы
не бояться их". Несомненно, то же
самое, и не в последнюю очередь, можно
сказать и о страхе перед страхом. Если
я не научусь выдерживать страх, то буду
все больше и больше сомневаться, что
способен
на
это. В этой связи Эрих Фромм попытался
ввести современное понятие веры: "Жить
с верой - значит жить продуктивно.
Вера
требует мужества, т. е. способности пойти
на риск и готовности принять боль и
разочарование. Если для человека главное
- отсутствие опасности и надежность, у
него не может быть веры. Чтобы считать
некие ценности "своими", решиться
на прыжок и поставить всё на карту ради
них, нужно мужество". Во избежание
недоразумений Фромм добавляет, что речь
идет не о "мужестве нигилизма",
коренящемся в "деструктивном отношении
к жизни", "в готовности отбросить
её". Такое "мужество" - "прямая
противоположность" продуктивной,
приемлющей страх позиции, какую
подразумевает он, называя её ещё и
"мужеством любви" - к жизни, к
ближнему, к самому себе 8.
Каждый
может обнаружить в себе склонность
упускать шансы для изменения, нового
начала, отвергать позитивные вызовы,
пренебрегать возможностями
"самосовершенствования" (Маслоу),
лишь бы не сталкиваться со страхом;
отказывать в помощи, если она связана
с риском. Оглядываясь на подлинно
качественные скачки в собственной
биографии, всякий раз приходишь к выводу,
что прорыв был возможен только потому,
что в момент принятия решения ("кризиса")
откуда-то бралась сила не просто стерпеть
страх, но и поставить его на службу
иному, более сильному импульсу. С другой
стороны, самокритичный обзор прошлого
напомнит нам и о мгновениях, когда мы
ясно чувствовали, что нужно совершить
некий шаг, открывающий дорогу в будущее,
ощущали необходимость и возможность
собраться с силами для новой задачи,
проявить стойкость в конфликте, отказаться
от чего-то в пользу ближнего или признать
свою ошибку, но импульс, претворяющий
страх, отсутствовал. Короче говоря,
каждому доводилось быть трусом! И это
не повод для раскаяния и угрызений
совести, ведь прошлое не изменить, но,
возможно, повод решиться как-то исправить
положение и в следующий раз не бежать
страха, а внять словам Рудольфа Штейнера:
"Нужно быть мужественным и сносить
страх" 9. Иначе подлинного (внутреннего)
благополучия не достигнуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий