III
СТРАХ-СОН-ДЕТСТВО
СТРАХ-СОН-ДЕТСТВО
1.
К
вопросу о причине и вине
Мы
боимся страха, теперь это вполне ясно.
И потому нас не очень тянет связываться
с ним без нужды. Когда же он настигает
нас, мы обороняемся изо всех сил. Вот
почему мы на удивление мало знаем о
причинах одного из важнейших, постоянно
повторяющихся явлений нашей биографии
и мира переживаний. Так вырисовывается
существенный аспект страха: когда его
нет, он слишком далёк, чтоб быть понятным,
т. е. доступным, и мы всячески избегаем
как-то менять ситуацию. Ведь включить
его в сферу понимания - значит подвергнуться
ему. А когда он овладевает нами, невозможно
соблюсти дистанцию, позволяющую судить
о нём. Наши мысли, чувства, действия
подчинены страху,
мобилизованы
на защиту
от
него. Теперь он слишком близок,
чтоб
быть понятным! Мы можем изобретать
способы перескочить через него, набраться
мужества и пересилить, подавить, рассеять
его, напасть на предмет или существо,
которые, по нашему мнению, в нём повинны,
и оттолкнуть их; мы убегаем назад или
вперед, делаем всё возможное, чтобы
спастись, - но когда в обычной жизни нам
случается смотреть
на
него, на сам страх (в отличие, заметьте,
от опасности, коей он, вероятно, и вызван)?
"Человека
охватывает смятение. (Он) не способен
действовать логично. Общее возбуждение
охватывает душу и передаётся телесным
функциям. (Нередко) мы даже не знаем,
почему нас обуял страх. Мы капитулируем
перед ним так же, как перед болью", -
пишет Карл Кёниг 1. А Алоис Хиклин отмечает,
что страх "(подводит) человека к тому,
чего пока нет,
к "ничто"" 2
Возможно, поэтому нам так трудно
посмотреть ему в лицо. Он словно нападает
на нас сзади и вынуждает заглянуть в
"бездну неведомого" (Кёниг). "Страх
разоблачает ничтожество", - говорил
Хайдеггер. Самого себя он не разоблачает.
Мы знаем, что он с нами творит, но не
знаем, откуда он, из каких сил соткан,
где живёт и что делает, пока не
обременяет
нашу сознательную душевную жизнь. Ведь
едва ли можно допустить, что в момент
своего появления страх всякий раз
создается заново, а значит, должен где-то
подспудно присутствовать постоянно.
Андре
Мальро принадлежит такая фраза: "Страх
можно обнаружить в себе всегда. Нужно
лишь поискать поглубже".
Здесь
стоит поостеречься необдуманных
возражений. Если, к примеру, я знаю, что
мне предстоит разговор с человеком,
который, скорее всего, станет задавать
неприятные вопросы или упрекать меня,
и по мере приближения этого дня во мне
нарастает страх, то я определяю его по
симптомам
и
в этом случае знаю, чем он вызван.
Но
что
же,
собственно, возникает и вызывает
соответствующие симптомы - вопрос совсем
другой! Какой пласт нашего бытия здесь
взбудораживается? Что прикрывает эту
сферу, когда мы не
ощущаем
страха, и почему в определённых ситуациях
этот покров срывается - отчасти по
понятным, отчасти по совершенно
необъяснимым причинам? Распространённое
представление, что страх в любой форме
есть разновидность страха смерти,
игнорировать нельзя: мы и сами упоминали
об этом в определенной связи. Но не
говорят ли примеры, подобные приведённому
выше, о необходимости дифференцированного
подхода? Как именно
"присутствие
в страхе вины" (Хиклин), проглядывающее
в нашем примере, связано со страхом
смерти?
По
словам Фрица Римана, у страха есть
"история развития, и начинается она
практически с нашего рождения" 3. Карл
Кёниг тоже подчеркивает, что страх
"присутствует) в каждом человеке с
рождения. Он гнездится в глубинах нашей
души и в определённый момент заявляет
о себе". Необходимо учесть: страхи,
вызываемые конкретной, непосредственной
угрозой, шоком, непрерывно саднящей
раной из прошлого, ситуациями, напоминающими
о неизбежности и постоянной возможности
смерти, и другими событиями, - это лишь
нижний
слой проблемы
страха. Яркий пример - детские страхи.
Они живут годами, хотя, во-первых, ребенок
никак не соприкасается с проблемой
смерти сознательно 4, а во-вторых, здесь
отсутствует
причинно-следственная
связь с тем, испытывал ли он тяжёлые
шоковые ситуации, жестокое обращение,
несчастные случаи, болезни, недостаток
внимания. Безусловно, вероятность, что
подобный опыт значительно усиливает
готовность к страху, практически
составляет сто процентов (конечно,
бывают и исключения, жизнь полна загадок),
однако он не причина страха
как такового. Вопрос
о причине страха - не то же самое, что
вопрос о причине хронической неспособности
совладать с ним. Дорис Вольф рассказывает
о 41-летней женщине, которая страдает
тяжёлыми страхами и говорит, что выросла
в "чрезвычайно защищённой"
обстановке, т. к. родители создавали для
неё "мир безмятежности" 5. Впоследствии
с этой женщиной тоже не случалось ничего
ужасного, но в один прекрасный день ей
пришлось обратиться за помощью к
терапевту и сообщить: "Все мои страхи
на протяжении жизни только разрастались".
В последнее время такие случаи встречаются
в специальной литературе всё чаще. Они
показывают, что причинно-следственная
цепочка "трудное детство - тяжелые
страхи" слишком примитивна. Из этого
наблюдения возник вопрос, в котором
таится очень модная в наши дни теория.
"Может ли в счастливом детстве
присутствовать скрытая ловушка?" -
так формулирует его Шери Картер-Скотт 6.
Вот
суть этой теории: поскольку связь между
невротическими страхами и педагогическими
ошибками не подлежит сомнению, с другой
же стороны, у многих мучимых страхом
людей не обнаруживается в прошлом
каких-либо необычайно тяжелых
биографических факторов, а у некоторых
среда была и вовсе идеальной, значит,
винить следует то, что до сих пор считалось
желательным: любовь и опеку. Скажем,
людям с выраженной "склонностью к
негативному", т. е. тем, кто ощущает
себя неудачниками, имеет заниженную
самооценку и т. д., однако при этом не
знал в детстве плохого обращения,
Картер-Скотт предлагает такое объяснение:
"Возможно... ваши родители... давали
вам много любви и тепла", и "вы
испытываете чувство вины оттого, что у вас родители были замечательные, а ваши
друзья... росли в сложной семейной
обстановке". Конечно, так всегда можно
объяснить что угодно чем угодно.
Когда
с детьми обращаются дурно, обделяют их
вниманием, они, возможно, всю жизнь будут
страдать страхами - это понятно и
обсуждению не подлежит. И я не собираюсь
оспаривать, что любовь бывает причиной
излишеств в воспитании, может перерасти
в нарциссическое собственничество,
фатальным образом подрывающее развитие
самостоятельности, если любить не умеют.
Умение любить
- нечто большее, чем чувство любви,
колеблющееся между счастьем, страхом
и болью, главное в нём - способность
отпустить, предоставить свободу. Пожалуй,
самое сложное для любящих родителей -
соблюсти верную меру на каждой новой
ступени развития ребёнка, и ещё никому
не удавалось справиться с этой непростой
задачей столь блестяще, чтобы претендовать
на роль великого образца и учителя. Но
всё же напрашивается вопрос: каким
образом тщательно
оберегаемое от опасностей и невзгод
детство в дальнейшем переходит в
невротический страх, если вообще можно
говорить о подобной связи?
Зачастую
все слишком упрощают. Винить большую
родительскую любовь в последующих
страданиях - явная бессмыслица.
Популярные
представления о чрезмерной родительской
заботе, атмосфере "безмятежности"
как источнике последующей подверженности
страхам, во-первых, оставляют нас один
на один с проблемой, что именно "чрезмерно"
в каждом конкретном случае, - защита и
забота необходимы ребенку, причем
каждому в разной степени, - а если уж на
то пошло, освещают реальность лишь
наполовину. Ведь имеется и весомый
контраргумент: очень важно, что в сложных
ситуациях всегда можно рассчитывать
на помощь окружающих. Это развивает
доверие, формирует уверенность в
социальном окружении, а значит, и ценную
способность просить о помощи и принимать
её, когда не знаешь, как быть дальше. У
скольких сегодняшних людей нет именно
такой уверенности!
Современная
психологическая мысль винит неправильное
воспитание в психологических проблемах
людей с таким упорством, что не замечает
ничего, что могло бы поколебать эту
предпосылку. Психологи практически не
отдают себе отчета в том, что находятся
в плену дефектологического
подхода,
когда все связанное с исконно человеческим
опытом одиночества, грусти, страха и
отчаяния низводится до уровня поломки,
обусловленной неправильной эксплуатацией.
И пусть с точки зрения нынешних
мыслительных шаблонов это звучит дико,
но всё-таки необходимо постепенно вновь
свыкнуться с мыслью, что в серьезных
проблемах человека с самим собой может
и не быть ни малейшей родительской вины;
что, более того, при известных
обстоятельствах прекрасное, развивающее
личность воспитание может стать причиной
горестного опыта, связанного со
стремлением к индивидуальной свободе,
к более высокому - в смысле сказанного
в гл. "Об истинном благополучии" -
качеству жизни, чем то, какое способны
обеспечить даже самые идеальные готовые
внешние условия. Заметьте, я говорю:
"при известных обстоятельствах".
Цель данной книги - не устанавливать
новые догматы, а поколебать существующие.
И вообще пора прекратить делать вид,
что в жизни ребёнка - именно в наши дни
- нет никаких иных мощных влияний, кроме
родительского, и что взрослый человек
обречен сражаться исключительно со
своим детством!
Как-то
раз в лекции о жизни Гёте Рудольф Штейнер
высказал такую мысль: "человек
совершает множество ошибок, необдуманно
сделав своим принципом "после этого
- значит, по причине этого", "post hoc,
ergo propter hoc": если что-то за чем-то
следует, то с необходимостью происходит
из него как следствие из причины" 7.
Порой стоит это учитывать, доискиваясь
до огрехов воспитания, повинных во всём,
что расходится с гедонистическими
претензиями на всегда приятный жизненный
путь без препятствий и страданий. Там,
где гедонизм не явен, он выдает себя как
тайное кредо (например, в психологии) в
дефектологическом подходе к жизненным
событиям, которые прежде, не рискуя
вызвать ничьих усмешек, называли
испытаниями
судьбы. Это
понятие нуждается в реабилитации. Оно
показывает, что тернистые пути связаны
порой вовсе не с нарушениями, обусловленными
неправильным воспитанием, а с
эмансипаторскими прорывами "Я".
Фредерик
С. Пёрлз справедливо отмечает, что наша
склонность отождествлять неконфликтность
со здоровьем - "очень серьезный шаг
назад, поскольку мы... стали испытывать
болезненный
страх перед
болью и страданием, а в результате
получили недостаток роста. Я говорю о
страданиях, неразрывно связанных с
ростом" 8. Кто, повстречав дрожащего
от страха и сомнений человека, может
знать наперед, из-за чего он страдает -
из-за своего детства или из-за мира,
например
из-за обездоленности других
детей
в местах, где воюют и голодают? Быть
может, его боль вызвана тем, что у него
особенно сильно развиты такие положительные
качества,
как чуткость, справедливость, правдивость,
коими он обязан
родителям?
Разве судьба других людей не волнует
"хорошо воспитанного" человека
особенно глубоко? Вопросы, сплошные
вопросы, игнорируемые с завидным
постоянством! Истинная эмпатия никуда
не денется, если в отдельных случаях мы
не станем выискивать изощренные
родительские издевки, а обратимся к
целенаправленным раздумьям "Я" об
актуальности
его
бытия в мире: о боли от противоречия меж
реальностью и проектом бытия. И не стоит
торопиться с выводами насчет способности
(или проклятия?) ощутить всю остроту
этого противоречия и насчет того, о
каком воспитании это говорит - благотворном
или пагубном; возможно, воспитание тут
вовсе
ни при чем. Когда
Картер-Скотт формулирует как некий
закон: "Ваше нынешнее состояние -
непосредственный результат того, как
ваши родители обращались с вами в детстве
и как вас воспитывали", я называю это
одной из тех половинчатых истин, что
хуже полной лжи. Антропософия предлагает
подойти к данному комплексу вопросов
непредвзято, поразмыслить, так ли уж
абсурдна, как считается сегодня, мысль,
что человек, ребёнок приходит на землю
не безликим скоплением клеток с той или
иной наследственной предрасположенностью,
а индивидуальностью с собственной,
связанной
с прошлыми биографиями судьбой и,
следовательно, с собственными
целями
развития, намеченными ещё до рождения.
Быть может, он приносит с собой и
склонность к страху, и это не вина
родителей, а вопрос, просьба ребенка к
ним: вот проблема, с которой я пришел в
мир и с которой нужно разобраться. Вы
поможете мне? 9
Комментариев нет:
Отправить комментарий