Базовая характеристика патогенеза Natrum muriaticum - интроверсия. Корень ее - в ранимости чувств от малейшей причины. Это очень чувствительные пациенты. Любую эмоциональную боль ближнего они воспринимают как свою собственную. Они понимают, что не перенесут малейшего унижения или насмешки, не перенесут, если их отвергнут окружающие. Поэтому они закрываются в своем собственном мире, окружая себя неуязвимой броней, и стараются сами формировать свое окружение. Любую цену они готовы заплатить за то, чтобы избежать психической травмы.
Здоровые люди, предрасположенные к патологии типа Natrum Muriaticum, чувствительны и ранимы, но тем не менее, и душа, и тело у них крепки. Они очень чутки, объективны и отличаются очень высоким чувством долга. Так что они - наилучшие слушатели для огорченного человека. Чувство ответственности в сочетании с чувствительностью направляют людей этого типа к таким профессиям, как священник, психотерапевт, консультант. С большим состраданием внимая чужим проблемам, они кажутся объективными и сильными (в психическом отношении). Однако в глубине души они примерят к себе чужую боль, погружаясь в раздумья вроде: "А справился бы я с такой ситуацией? А как?"
На протяжении всей своей жизни люди с тенденцией типа Natrum muriaticum глубоко переживают свои жизненные впечатления, накапливая необычные для своего возраста чуткость и понимание. Они сильны и любят ситуации, связанные с вызовом, даже с эмоциональным риском. Вначале они любят общение, эмоциональный контакт с окружающими служит для них питательной средой. Они любят - в глубине души ждут и даже требуют - проявлений чувств окружающими, хотя свои чувства выражать не спешат. Они настолько чувствительны, что страдают от любой реплики или жеста, которые могут означать насмешку или неприятие. Поэтому подростки Natrum muriaticum неохотно назначают свидания. Они страдают от малейших признаков пренебрежения, даже воображаемых. Несколько раз обжегшись, такие люди становятся очень осторожными, думают дважды, прежде чем пойти на какой-то эмоционально окрашенный опыт. Они ограничивают себя деятельностью, "эмоционально безопасной", а именно: обращенным вовнутрь чтением (чаще романтической литературы или книг, имеющих практическое применение в человеческих отношениях), музыкой, размышлениями и фантазиями.
Со временем они привыкают к своей изоляции, начинают ее любить, замыкаются в себе. Все проблемы они стараются решать сами, не доверяя помощи окружающих. Постепенно исчезает даже потребность в контакте с внешним миром, и они напряженно встречают всякого, кто вторгается в их внутренний мир. Девизом их жизни становится: "Не причинять и не испытывать боли".
Крайне важна для них проблема эмоциональной боли, своей или чужой. Как для них самих унижение - это конец света, так неспособны они причинить окружающим людям малейшую боль. Поэтому они становятся очень серьезны, не могут пошутить - вдруг это кого-нибудь обидит? Окружающим они могут показаться холодными и чересчур объективными; они слишком заняты тем, чтобы никого не обидеть и не показать своей ранимости. Свойственное Natrum muriaticum чувство долга делает одним из сильнейших движущих мотивов жизни чувство вины.
Физически дети с наклонностями Natrum muriaticum тонки и изящны. Часто у них можно заметить тонкую горизонтальную линию, делящую надвое нижнее веко. Такая линия характерна для истероидных девушек. Ее можно увидеть у типов Asafoetida, Moschus и Lilium tigrinum. Кроме того, может быть характерная трещина посреди нижней губы.
Ребенок типа Natrum muriaticum очень чувствителен к дисгармонии. Если ссорятся родители, он может не отреагировать немедленно, но страдать в глубине души или даже заболеть физически. Обычно они очень послушны, неодобрительного родительского взгляда достаточно, чтобы их приструнить.
Если такого ребенка сильно ругать, проявляются свойственные ему истерические черты: он бросается на пол, кричит и рыдает, бьет ногами по полу. Приступ этот может окончиться только сам собой; уговоры и утешения не помогают, а лишь усиливают рыдания.
Иначе проявляются те же черты истероидности в более старшем возрасте. Люди типа Natrum muriaticum не склонны выражать свои чувства, например, не станут плакать от горя. Но разнервничавшись в сложной ситуации, такой человек может начать смеяться над чем-то совершенно серьезным, потом истерически всхлипывать и, наконец, разрыдаться.
Подростки этого типа спокойны и замкнуты, отличаются цельностью натуры и ответственностью. На вечеринке такой подросток сидит в стороне, наблюдая за окружающими и гадая об их мыслях и чувствах. Если кто-то привлекает его (или ее), то это не проявится дружелюбием или флиртом, может даже вовсе никак не проявиться. Лишь углом глаза наш подросток будет следить за заинтересовавшей его особой, фантазировать об ответных чувствах и в своем воображении раздует совершенно непропорциональную реальности картину. Поэтому Кент и говорит, что девушки, которым следует назначить Natrum
muriaticum, часто влюбляются в кого-нибудь недостижимого, например, в женатого мужчину. Затем они страдают от несчастной любви и от этого еще больше замыкаются в себе.
Привязанности людей типа Natrum muriaticum сильны, но они склонны их скрывать. Иногда никто не знает, насколько сильное чувство испытывает девушка к своему отцу. Затем отец умирает. Безутешная дочь запирается в своей комнате, где рыдает в подушку втайне от окружающих. К их удивлению (они ведь не подозревают о ее чувствах) она замыкается в себе, проводя время в одиночестве с книгами и музыкой. Она никогда не плачет при других - разве только изредка вздохнет. Это внутреннее напряжение продолжается до срыва, когда возникает приступ истерических рыданий, сопровождающихся сотрясением всего тела и спазмами в горле. Такой взрыв продолжается недолго, и девушка быстро восстанавливает самоконтроль.
Патологическое развитие Natrum muriaticum проявляет себя сначала на соматическом уровне. Это может быть гастрит, артрит, мигрень, герпес на нижней губе или гангренозный стоматит. Все это развивается вслед за периодом замкнутости после тяжелого горя или унижения.
Другой вариант патологической эволюции - появление истерической гиперреактивности, сверхчувствительности к свету, шуму, табачному дыму. У таких больных нередки аллергия, экземы.
Очень часты в случаях Natrum muriaticum неврологические расстройства, например - невралгия левого глаза или левых межреберных нервов. Часто поддается лечению Natrum .muriaticum рассеянный склероз (если подобна вся совокупность симптомов). Может быть и сердечное заболевание, но оно обычно проявляется нейрогенными аритмиями и сердцебиением.
Уже на самых ранних стадиях патологического процесса Natrum muriaticum можно обнаружить некоторые из широко известных ключевых симптомов этого лекарства. Пациенту очень хочется соленого, он испытывает отвращение к слизистой и жирной пище, к цыплятам. Характерны непереносимость жары, чувствительность к свету и ухудшение - особенно головных болей и кожных симптомов - от солнца. Все это, в той или иной степени, относится ко всем Natrum, и в том числе - к Natrum muriaticum. Однако ухудшение от солнца и света не так выражено, как в случаях Natrum sulphuricum, а ухудшение от солнца - не так, как при Natrum carbonicum. Больной Natrum muriaticum может быть чувствителен и к жаре, и к холоду, хотя обычно больше к жаре. Чувствительность к жаре меньше, чем у Natrum sulphuricum; к холоду - меньше, чем у Natrum carbonicum.
Характерный симптом Natrum muriaticum - неспособность мочиться или испражняться в присутствии других людей. От страха перед возможной насмешкой у этих пациентов возникает хроническое напряжение сфинктеров, которые могут расслабиться только в приватной обстановке.
Постепенно эмоциональная ранимость принимает патологический характер, развивается безутешная депрессия, часто - с суицидальными наклонностями. Рассмотрим пример. Юноша переносит горе или конфликт, после чего уединяется в своей комнате и включает самую печальную музыку. Он вовсе не рассчитывает облегчить свою печаль этой музыкой, скорее наоборот. Погрузившись в свои мрачные мысли, он начинает все преувеличивать, все в жизни кажется ему поводом для отчаянья. Никакой помощи он не принимает, стараясь решить проблему самостоятельно. Постепенно депрессия проходит, взгляд на жизнь становится более адекватным, и уже на этом этапе музыка может помочь ему справится с остатками подавленности. Вот что имеют в виду, когда говорят, что музыка вызывает либо облегчение, либо усиление симптомов Natrum muriaticum - вид истерической реакции. Пока больному удается контролировать эмоции, он сохраняет объективность. Но когда этот контроль прерывается, больной становится безрассудным, всем правят чувства.
Когда патологический процесс минует стадию депрессии, у больного появляется периодичность соматических симптомов и чередование настроений.
Соматические симптомы появляются через определенные промежутки времени. Поэтому Natrum muriaticum часто показан больным, болевшим ранее малярией, течение которой было изменено хинином, или больным, в семье которых была малярия. Приступы мигрени происходят в фиксированные моменты времени - обычно между 10 часами утра и 3 часами пополудни, аналогично и приступы астмы (между 5 и 7 часами вечера).
Настроение колеблется: от ничем не объяснимой депрессии до такого же веселья. Когда пациент утрачивает объективность, все его чувства доходят до крайностей
На этой стадии могут постепенно исчезнуть некоторые из характерных соматических симптомов: стремление к соленому, отвращение к жирному и слизистому, ухудшение от солнечных лучей и т.д. Исчезновение этих черт идёт прямо пропорционально углублению патологического состояния. Поэтому гомеопату часто приходится искать эти симптомы не только в настоящем, но и в прошлом.
Из возникающих при развитии эмоциональной патологии страхов первой появляется клаустрофобия. На ранних стадиях пациенты Natrum muriaticum ценят относительную эмоциональную свободу и негодуют, если на них накладывают ограничения. Позже они сами ограничивают себя - по уже описанным причинам, но пугаются, если обнаружат вне себя такие же жесткие рамки (закрытые, узкие помещения и т.п.), какие они создали внутри себя.
Одновременно с клаустрофобией развивается ригидность психики, чувств; появляются сверхценные идеи: все окружающее пациент оценивает как хорошее или дурное, черное или белое, полезное или вредное.
В конце концов появляется ипохондрическая тревожность, особенно часто она касается сердца. Ипохондрия связана с брезгливостью пациента Natrum muriaticum, которого одолевает навязчивое стремление избежать инфекции - вечно он моется, соблюдает чистоту, все дезинфицирует. Брезгливость здесь связана не столько с чувством отвращения (Sulphur, Pulsatilla, Mercurius, Phosphorus, Mezereum), сколько специфически с боязнью инфекции. Кроме того, в Natrum muriaticum выражена не столько тревожность, сколько именно ипохондрия - навязчивое внимание ко всему, что касается здоровья.
В какой-то момент не выдерживают навязчивость даже контрольные механизмы психики. Тогда пациент начинает открыто выражать все, что подавлял прежде: говорить непристойности, бесстыдно обнажаться и т.д. Совершенное безумие не развивается даже в конечных стадиях эволюции Natrum muriaticum, поскольку психический самоконтроль полностью не утрачивается, однако, вполне возможно бесстыдное поведение.
Natrum muriaticum настолько глубоко действующее лекарство и так часто показано людям Западного мира, что его следует сравнить со многими другими лекарствами.
Конечно, из лекарств подобного действия ближе всего к Natrum muriaticum Ignatia. Во многих отношениях эти лекарства практически идентичны, а в некоторых случаях следуют друг за другом. Однако действие Ignatia, свойственные ее пациенту реакции - более поверхностны. Пациенты Natrum muriaticum сильнее, они могут перенести большие потрясения без срывов; пациент же Ignatia срывается от сравнительно небольших стрессов. Кроме того, патология Ignatia значительно реже поражает соматический уровень. Поэтому Ignatia показана при эмоциональных реакциях на повседневные огорчения, a Natrum muriaticum - скорее подходит после экстраординарных потрясений, особенно таких, которые вызывают срыв на соматическом уровне.
Частные симптомы Ignatia, после эмоциональных потрясений: чувство сдавливания в горле: у больного перехватывает дыхание. Характерные для Ignatia вздохи - это попытка освободится от такого сдавливания. Ignatia чаще плачет - вообще, и на приеме у гомеопата - в частности (сравни с Natrum muriaticum). Бессонница же от горя менее характерна для Ignatia, чем для Natrum muriaticum.
Иногда бывает трудно отличить Phosphorus от Natrum muriaticum, особенно на основании чисто соматических симптомов. Пациенты эти действительно схожи внешне - худые, чувствительные, с тенденцией к гипертиреоидизму. Конечно, решающим будет здесь тип личности - открытый или закрытый. Замкнутый, сдержанный пациент, который откидывается назад, когда рассказывает о своих жалобах, скорее нуждается в назначении Narum muriaticum. Пациент же типа Phosphorus, наоборот, открыт и экспрессивен, наклоняется при разговоре вперед, стремится установить с врачом личный контакт.
Истерические черты характерны и для Lilium tigrinum, и для Natrum muriaticum. Однако, испытав унижение или будучи отвергнутым, пациент Lilium tigrinum реагирует немедленно и импульсивно, а пациент Natrum muriaticum будет долго страдать в глубине души, прежде чем сорвется в истерическую реакцию. От пациента Lilium tigrinum также скорей можно ожидать злобы и жестокости во время такой реакции, тогда как пациент Natrum muriaticum более способен причинить боль себе, чем кому-либо другому.
Еще одно истерическое лекарство - Moschus. Здесь провести различие совсем просто. Этот тип истерии демонстративен, это манипуляция окружающими, эмоциональный шантаж с определенной целью. Пациент Natrum muriaticum будет скрывать любую свою реакцию до последнего.
Еще одно лекарство, которое иногда путают с Natrum muriaticum - Pulsatilla. Пациенты обоих лекарств не переносят жара, испытывают ухудшение на солнце и отвращение к жирной пище. Но пациент Pulsatilla очень экспрессивен, любое чувство немедленно проявляется. Когда он плачет (а это случается нередко), то кажется, что ему приятно плакать, это - тихий плач. Пациента Natrum muriaticum сотрясают громкие рыдания. Пациент Pulsatilla всегда ищет помощи окружающих в своих страданиях и зависит от них, а пациент Natrum muriaticum полагается на себя в решении любых своих проблем.
Lycopodium тоже характеризует внешняя оболочка, созданная в ответ на внутреннее состояние; но здесь внутри прячется слабость и трусость. Natrum muriaticum внутри силен, но раним эмоционально.
Близки отношения между Natrum muriaticum и Sepia. Их трудно бывает различить, особенно у детей. Дети типа Sepia очень чувствительны, намного возбудимее, чем Natrum muriaticum. В возбуждении они краснеют и становятся гиперактивными. Взрослые пациенты Sepia кажутся надломленными этой сверхвозбудимостью, он уже становятся апатичными, туповатыми, утомленными. Пациенты Natrum muriaticum испытывают сильные чувства, но обычно не выражают их открыто; Sepia бесчувственна. Нередко пациент Sepia жесток и зол, он почти получает удовольствие, причиняя боль окружающим. Для Natrum muriaticum это совершенно немыслимо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий