понедельник, 19 мая 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. V. УГЛЕВОДЫ

V. УГЛЕВОДЫ

Если мы разрушим растение, например, сжигая его, то останется труп, и этот труп в основном из угля и воды. Для этого нам нужно только какую-нибудь растительную субстанцию, цветок, лист или корень, прокалить в пробирке; тогда мы увидим, как вода осаждается на стенках пробирки, и уголь, еще сохраняющий форму сгоревшей субстанции, останется на дне пробирки. Уголь и вода, таким образом, являются остатками растительной субстанции, отсюда происходит ее название - углеводы.
Но нам нужно принять во внимание, что это название — называние трупа, ибо никогда мы не сможем из угля и воды восстановить крахмал или другую растительную субстанцию. Это различие между живой и мертвой субстанцией часто затушевывается. Здесь не может идти речи о том, чтобы оживить переживший себя витализм, которого Велер, - возможно, справедливо, - лишил права на существование, когда ему удалось получить синтетическую мочевину. Смутная жизненная сила, которую принимает витализм, не может удовлетворить научную совесть. Но с другой стороны, Велер впал в заблуждение, рассматривая мочевину как типичный продукт органической жизни, не замечая того, что она является последним, почти неорганическим шлаком жизни. Позже стало ясно, что все наши сегодняшние химические элементы являются в большей или меньшей мере шлаками или трупами органической жизни.

Крахмал

Крахмал, возникающий посредством ассимиляции в зеленом листе, вначале существует в
коллоидном, жидком состоянии, в котором он доставляется в места его складирования, к корням или плодам. В этом состоянии его называют резервным крахмалом, который характеризуется тем, что его находят в оформленных элементах, в зернах со слоистой структурой. Только в этой форме крахмал доступен техническому использованию. Это достигается посредством промывания, причем тяжелый крахмал опускается на дно сосуда, тогда как легкие составные части, такие как мякина, частицы оболочки, белковые вещества (например, в пшеничном зерне) вымываются легко колеблющейся водой. Высушенный
осадок поступает в торговлю как продукт питания.
Для каждого растения характерна своя форма крахмальных зерен. Формирующий принцип целого растения снова отражается в мельчайших его элементах. Да, можно идти еще дальше: определенная область, определенный ландшафт имеет соответствующую флору. Структура почвы, географическое положение, вместе с влиянием Вселенной, образуют определенный ландшафт. Если мы посмотрим на Запад, на Америку, мы найдем там мамонтообразную растительность. Вспомните огромные деревья Канады, колоссальные кактусы Мексики, которые с их разветвленными формами образуют гротескный ландшафт. Дитя этого Запада
- наш картофель. Картофельный крахмал имеет огромные зерна, которые в своем
группировании вокруг эксцентрической центральной точки имеют стиснутый, гномообразный вид. Но если мы взглянем на Восток, то там, в Азии, ландшафт имеет более освобождающий характер. Среди вулканической природы пальмы распускают свои
опахала, все шатко. Растворение, излучение. Дитя этого Востока — рис. Тогда как картофель ищет земной темноты, метелки риса возносятся своими свободными плодами к свету. Крошечный кристалл рисового крахмала дает излучающуюся, полигональную форму, слоеная структура вокруг центра исчезает совсем, тем самым проявляются черты бесформенного.

До малейшего зерна крахмала проявляется односторонность и тем самым опасность Запада и
Востока; а именно, на Западе свертывание бытия в вещество, на Востоке распыление в бесформенном.

Зерна крахмала пшеницы, ржи, ячменя по форме и величине представляют гармонию между обеими полярностями. Зерна крахмала растений нашей европейской полосы по форме подобны маленьким солнцам с концентрическими слоями вокруг центра.

Если крахмал опустить в воду и нагреть ее, то в микроскоп можно увидеть, что зерна крахмала теряют свою форму. Отслаиваются один слой за другим, и субстанция крахмала поглощается окружающей водой. Но это не является растворением, как мы наблюдаем его у соли и сахара. Получившаяся крахмальная жидкость непрозрачна, но пропускает лучи; она имеет замечательную консистенцию, которая не является ни жидкостью, ни твердым телом, почему она и называется клейстером. Это промежуточное состояние между твердым и жидким, которое домашние хозяйки используют для пудинга, физическая химия называет коллоидными растворами, а вещества, склонные к этому состоянию, называются коллоидами. Почти всякая жизнь существует в коллоидном состоянии, и субстанция, несущая жизнь
организма, является коллоидом. О коллоидном состоянии дальше еще будет идти речь.

Характерным свойством крахмала является способность под действием йода принимать синюю окраску. Этот феномен имеет глубокие основы в существе крахмала. Этим представлена световая природа крахмала, но нам нужно знать характер йода, чтобы понять эту реакцию. Известно, что йод крадет свет. Если на пути луча с широким спектром поставить раствор йода, то поглотится вся видимая часть спектра. Остаются невидимый ультрафиолет и инфракрасные лучи. Эта субстанция, приведенная в соприкосновение с исполненным света крахмалом, ведет себя так же, как в отношении спектра; она отбирает световую природу крахмала.

Эту йодную реакцию мы можем использовать для того, чтобы изучить превращения крахмала, если мы будем действовать на него кислотой. Кислота - это растворяющий реагент. Она родственна огню и его растворяющей силе. Соляная кислота, например, попавшая на кожу, оставляет рану как от ожога; если мы капнем ею на скатерть, то она прожжет дыру; если мы опустим в нее металл, она его растворит.

Крахмальный клейстер при добавлении нескольких капель соляной кислоты и слегка подогретый претерпевает замечательные превращения: коллоидная, клейстерообразная жидкость переходит в прозрачнейший как вода, светлый раствор. Йодная реакция становится теперь не синей, но винно-красной; при дальнейшем нагревании она становится все светлее, и переходит через красный и оранжевый цвет в желтый. Химические опыты показывают, что крахмал превратился в сахар. Этот процесс в больших масштабах используется в индустрии. После удаления кислоты, очистки и выпаривания раствора мы получаем тот продукт, который в торговле называется крахмальным сахаром, глюкозой, декстрозой, виноградным сахаром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий