вторник, 20 мая 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О СУБСТАНЦИИ. Сахар

Сахар

Осахаривание крахмала в пробирке посредством кислоты - это подражание тому, что Солнце делает в живом растении с крахмалом. Подобно тому, как в пробирке под действием огненных сил кислоты образуется сахар, так же крахмал, образовавшийся в листе в ходе органического процесса в растении, под действием огненной силы Солнца некоторым образом сублимируется в сахар, ботовый сахар собирается в нектаре цветка. Сахар, как и крахмал, является углеводом, но очищенным. Химическая формула крахмала и сахара почти одна и та же, но молекулярный вес крахмала значительно превышает молекулярный вес
сахара. Крахмал плотнее.
При осахаривании крахмала посредством кислоты можно наблюдать, что процесс проходит через несколько ступеней. Одной из таких промежуточных ступеней, когда сахар еще не образовался, но уже йодная реакция нейтральна, является декстрин. Это вещество технически в больших масштабах получают простым прожариванием крахмала. Огненное действие кислоты здесь заменено физическим теплом, которое как раз склонно крахмал преобразовывать в декстрин. Корка нашего хлеба преимущественно состоит их декстриноподобных веществ. Такие промежуточные стадии между крахмалом и сахаром
существуют также в живом растении в форме растительного декстрина и клейкого растительного сахара.
Подобно тому как крахмал в определенных органах растения откладывается в качестве резервного крахмала, также и сахар мы находим не только в цветке и плоде, но также и в листах, и в корне. Можно поставить вопрос: имеет ли сахар, полученный из корня, из листа и из цветка, иными словами, свекольный сахар, тростниковый сахар и мед одинаковое качество? Или наблюдаются ли серьезные качественные различия при использовании его как продукта питания? Вокруг этого вопроса в нашем веке велась ожесточенная борьба. Вопросы реформы жизни и подобные устремления находятся в центре дискуссии. В дальнейшем мы попытаемся объяснить существо этих видов сахара на исторической основе.
Химически между свекольным сахаром, тростниковым сахаром и медом, или, соответственно,
виноградным и фруктовым сахаром нет или почти нет различия. Свекольный и тростниковый сахар суть биозы (С12 H22O11), a мед, виноградный сахар и фруктовый сахар суть монозы (С6 Н12О6). По химическим представлениям, следовательно, первые имеют двойную молекулу по сравнению со вторыми. Мед - это смесь виноградного сахара с тем, что в химии называют фруктовым сахаром. Оба отличаются друг от друга по своей химической структуре, поскольку виноградный сахар — это альдоза, а фруктовый сахар — кетоза.
Оба различаются также физически друг от друга различным
поведением своих растворов по отношению к поляризованному свету. Виноградный сахар поворачивает плоскость поляризации
направо, фруктовый сахар налево. Отсюда происходит и название «декстроза», и соответственно «лавулоза». Сахар, содержащийся в плодах, подобно меду, является смесью обоих видов сахара.
Свекольный и тростниковый сахар невозможно различить ни посредством химических, ни посредством физических методов.
Только капиллярно-динамические методы и биологические тесты до некоторой степени позволяют, хотя также не однозначно,
различить оба вида сахара.
Задолго до того, когда сознание вкуса возвысилось посредством соли, уже знали сахар. В древнейших преданиях упоминается мед. Это та форма сахара, которую знало древнейшее человечество. Как восточные, так и древнегерманские формы жизни были таковы, что мед был важным продуктом питания и лакомством. У Плутарха и Аристотеля мы находим
множество описаний на эту тему.
Затем вмешался новый импульс благодаря походам Александра. Александр Великий со своими героями двигался через Персию на восток в Индию, и здесь греки нашли «камыш, производящий мед без вмешательства пчел». Это был сахарный тростник, который в то время в Индии возделывался как культурное растение. Сахарный тростник вскоре распространился в Персии и Египте; он быстро стал известен в тогдашнем цивилизованном мире. Арабы овладели искусством из сока сахарного тростника получать кристаллический сахар и уже в восьмом столетии имели весьма развитую сахарную индустрию. Собранная и сваренная кристаллизующаяся масса закатывалась в пальмовые листья. Застывшие таким образом сахарные тюки были прообразом наших сахарных голов.

Карл Великий весьма поощрил торговлю с Востоком пряностями, к которым относился и сахар. Также крестовые походы способствовали распространению в Европе сахара. Христофор Колумб завез сахарный тростник в Америку, и благодаря этому было положено начало обширным плантациям сахарного тростника на Кубе, где сегодня около 80% пригодной для возделывания земли заняты сахарным тростником, или в Сан-Доминго.
Но, несмотря на это, в средние века сахар служил скорее лакомством, чем продуктом питания.
Только Фридрих Великий, Мария Терезия и Иосиф II, «отъявленные деспоты», на заре нового времени декретировали сахар как продукт питания и облегчили его ввоз таможенными льготами и налоговыми мероприятиями. Сахарная индустрия получила внезапное распространение по мере того, как ввозимый коричневый тростниковый сахар стали в рафинированной Европе перерабатывать в белый кристаллический сахар.
«Тогда на пути дальнейшего развития встал искусственный продукт», - так это обозначено в одной из хроник этого времени. В 1800 году немецкий ученый Ф. А. Архард обнаружил в свекле пригодный для переработки сахар. Но понадобилось 20 лет, пока не начали разводить сахарную свеклу, поставляя ее для промышленного производства сахара. Но, несмотря на всю изобретательность и все ухищрения немецких инженеров и химиков, сахарная индустрия не пошла бы этим путем, если бы не принудила к этому ситуация в мире.

Наполеон предпринял континентальную блокаду, и тем самым был прерван завоз сахарного
тростника. Вследствие таких ограничений удвоилась потребность заменить тростниковый сахар равноценным продуктом из сахарной свеклы. Сам Наполеон принимал участие в развитии индустрии свекольного сахара, и в 1811 году уже существовало много фабрик, перерабатывающих сахарную свеклу.
После падения Наполеона эта молодая индустрия укрепила свои позиции благодаря тому, что в своем техническом оснащении она значительно обогнала производство тростникового сахара. Также и сегодня едва ли какая-нибудь другая индустрия до таких мелочей логически продумана и рационализирована, как фабрика по производству свекольного сахара. Казалось, что свекольный сахар в большей части Старого и Нового Света, в конце концов, вытеснит тростниковый сахар.
Но вновь разразившаяся великая война дала новый импульс. В ходе мировой войны страны,
принимавшие в ней участие, перерабатывали сахар в нитроглицерин и другие взрывчатые вещества.
Недостаток сахара у населения возмещался синтетическим, получаемым из каменного угля сахарином. Об этом сахарине еще будет идти речь. После войны народы не пошли дальше по этому неверному пути питания.
С другой стороны, мировая война и до- и послевоенное время снова выдвинули на первое место производство тростникового сахара. Необходимость интенсивной обработки свекольных полей и возрастающее неблагополучие производственных отношений в сельском хозяйстве, с одной стороны, а также истощение земель, используемых под свеклу (нематода), вместе со все более распространяющимися болезнями и вредителями свеклы, с другой стороны, заставили ограничить производство свекольного сахара. Свекольный сахар, по сравнению с дешевым тростниковым сахаром, становился все менее конкурентоспособным, и на протяжении десятилетий после мировой войны удерживался только благодаря казенным мероприятиям.
Следующая таблица очень наглядно представляет эту тенденцию производства сахара в мире.
Соотношение в процентах производства свекольного и тростникового сахара в мире
(по данным Ульмана, Энциклопедия технической химии):
                                             1900   1906   1913   1918   1920
Тростниковый сахар          65%    50%    47%   29%    22%
Свекольный сахар              35%    50%    53%   71%    78%

Для того чтобы нам вернуться к обсуждению качественных различий видов сахара, мы должны углубиться в рассмотрение исторических отношений. Мы знаем, что от меда через тростниковый сахар мы пришли к свекольному сахару, то есть от цветка, через стебель, к корню:

Цветы                                 мёд                                          Патриархи
Стебель                              тростниковый сахар              Александр Великий
                                                                                             Карл Великий
                                                                                             Фридрих Великий
Корень                               свекольный сахар                   Наполеон
Угольная смола                сахарин                                    индустриализм
  
Цветы, стебель и корень — это три части растения, которые как по своему строению, так и по
веществу, а также по своим функциям, резко отличаются друг от друга. Как три члена одного организма, они взаимно принадлежат друг другу - но каждая часть в своем существе является носителем однозначного направления действия. Посредством цветка растение связано с окружающим Космосом, посредством корня - с Землей; в стебле (листе) небо и Земля встречаются в гармоничной связи.

Как мед является непосредственным продуктом космического влияния, такой же была жизнь в патриархальные времена, как было уже представлено, пронизанная импульсами божественного мира, которые прямо действовали в волевой жизни человека.
Время распространения тростникового сахара совпадает с эпохой консолидации Центральной
Европы, развитием городов и стремлением к социальному порядку. Все это, преимущественно, исходит из сил сердца.
И также как свекла прорастает в земное царство, так и мышление человека в эпоху материализма связано с земными вещами. Наше мышление имеет корневой характер, и мировые условия сегодня упорядочиваются интеллектом, пока не забрезжит в наши дни заря новой эпохи.

В то время как для производства меда не требуется никакого технического оборудования, и
производство тростникового сахара в средние века было еще близким к природе - вспомните хотя бы о формах-кулях из пальмовых листьев, - производство свекольного сахара требует рафинированной техники.
Так можно заметить, что развертывание различных модификаций сознания в ходе исторического развития сопровождается переменами в питании, посредством которого вступают в свои права различные космические силы. Пример с сахаром всего лишь один из многих.
При таком рассмотрении история сахара выступает в новом свете. Мед, тростниковый сахар,
свекольный сахар, представляющие трехчленное растение, сопровождают человека во
времени. Но как образ трехчленного растения вписывается в человеческую историю, так же обстоит дело и внутри человеческого организма. Из рассмотрения морфологических и физиологических отношений в человеческом теле те же самые образующие силы, которые формирует корень растения, мы узнаем в нервной организации головы. Силы, образующие цветок, действуют в полюсе обмена веществ и воли; а в центре между головой и конечностями, в ритмической системе, в области сердца, действуют силы региона
листа и стебля.
При наличии действительно таких отношений следует принять, что корень в питании действует возбуждающе на голову и ее организацию, что цветочное должно возбуждать обмен веществ, и лист будет действовать на кровообращение и дыхание.
Так получаем мы точку зрения для обсуждения метаморфозы сахара, а также его отношения к
человеческому организму и социальной организации человечества в ходе времени.
В этой связи интересно сравнить потребление сахара у различных народов. Замечательно, что
именно интеллектуальный Запад потребляет сахара намного больше, чем все еще патриархальный Восток.
Должно быть понятно, что с этими представлениями не связано никакого партийного предпочтения того или иного вида сахара. Природа отдельных видов сахара должна быть охарактеризована так, чтобы каждый мог знать те силы окружающего мира, с которыми он вступает во взаимодействие в процессе питания. В зависимости от индивидуальных особенностей, имея в виду сказанное, можно отрегулировать питание. Нужно отказаться от всякого фанатизма в вопросах питания. Фанатизм появляется только там, где взгляду мешает узкий горизонт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий