Одно из особенно часто назначаемых в гомеопатической практике лекарств. Врач должен знать его глубоко. Для начала опишем тип человека, у которого чаще развиваются симптомы Nux Vomica, а затем перейдем к частной патологии этого средства. Это - тип человека крепкого, плотного, мускулистого телосложения, с исходно крепкой конституцией. Он честолюбив, умен, способен, сообразителен и компетентен в своей области. Как правило, в нём воспитано особое внимание к трудовой этике, к чувству долга. Ум у него скорее практический, чем философский или теоретический, а характер - независимый. Покуда он здоров, это замечательный работник, трудящийся много и успешно. Способности и склонности направляют его к таким занятиям, как менеджер, руководитель, бизнесмен, бухгалтер, коммивояжер.
Как и всегда, мы должны избегать назначения Nux Vomica на основе таких позитивных и полезных личностных черт. Астрология, хиромантия, физиогномика, анализ почерка и другие методы описывают личность, не выделяя среди обнаруженных черт нормальных и отклоненных, гомеопатия основывает свои назначения только на патологических явлениях у данного человека. Мы ведь не хотим дать человеку лекарство, которое сделало бы его менее практичным или худшим работником! Поэтому давайте рассмотрим, как развивается болезнь, требующая для своего излечения Nux Vomica.
На первой стадии у человека этого типа мы замечаем избыточное усиление целеустремленности и добросовестности, качеств, обычно вполне позитивных. Вместо того, чтобы помогать своему хозяину работать спокойно и успешно, таланты начинают им управлять. Целеустремленность превращается в заполняющее и день, и ночь навязчивое стремление к достижениям, к соревнованию с окружающими. Nux Vomica - самое "конкурентное" лекарство во всей Materia Medica; соревновательность доводит пациента до серьезных конфликтов с коллегами или ущерба здоровью. Человек становится помешанным на работе "трудоголиком". Как хорошего работника, его быстро продвигают по службе, на него возлагается все большая ответственность, а он только радуется такому продвижению. Два других лекарства со сходными соматическими симптомами - Arsenicum и Phosphorus - отличаются другими отношениями к этому. Arsenicum скорее отклонит предложение о повышении, связанное со слишком большой ответственностью: частью из стремления к безопасности, а частью потому, что эгоцентричный пациент Arsenicum больше интересуется личным комфортом, чем какими бы то ни было достижениями. А пациент Phosphorus так же умен и сообразителен, как и Nux Vomica, но любая конкуренция пугает его.
Когда нормальная добросовестность Nux Vomica патологически преувеличивается, она доходит до навязчивости. Это одно из лекарств, собранных под рубрикой "педантизм". Здесь - это особый вид педантизма, с акцентом на пользе дела. Поэтому этот педантизм не так оторван от реальности, не имеет такого патологического характера, как могло бы показаться по объему отмеченного курсивом в "Репертории" (обширном справочнике гомеопатических лекарств и их симптомов). Напротив, педантизм Arsenicum - типичный пример тяжелого невротического педантизма, классически описанного психиатрами: с навязчивым стремлением к чистоте и порядку, происходящим из глубоко подсознательного тревожного ощущения незащищенности. Пациент Arsenicum непрерывно занят наведением порядка, даже если этот порядок ни за чем не нужен. Другое широко известное "педантичное" лекарство - Natrum muriaticum; этот больной озабочен пунктуальностью в соблюдении времени не меньше, чем чистотой и порядком.
Рано или поздно человек типа Nux vomica достигает положения, превышающего его способности и компетентность. Характерная для него реакция на это - еще более интенсивная работа, выдвижение новых, повышенных требований к себе, а не к окружающим. Он всегда исходит из непоколебимого убеждения, что "терпение и труд все перетрут", что любое препятствие может быть преодолено, стоит лишь приложить дополнительные усилия. Смириться с неизбежным, признать наличие объективных ограничений - само трудное для людей этого типа. Чтобы поддержать себя в таком напряженном состоянии, ему приходится прибегать к искусственным стимуляторам - кофе, табаку, алкоголю, лекарственным психостимуляторам, иногда запрещенным веществам, вроде марихуаны; подчас эту роль может играть секс. Несмотря на все эти злоупотребления, пациенты Nux vomica крайне чувствительны к таким стимуляторам и поэтому страдают от потворства своим слабостям.
Тип Nux vomica известен своей гиперсексуальностью. Сексуальное влечение у него очень сильно; порывы сексуальности нередко выносят его за пределы, очерченные общественной моралью. Несмотря на крепкую трудовую этику, никто не назовет человека типа Nux vomica правильным и высоконравственным. В употреблении стимуляторов и наркотиков, более всего в сфере секса, его поведение целиком импульсивно, потому заслуженно характеризуется как "аморальное". Как и в других сферах жизни, злоупотребления сексом постепенно истощают пациента. На поздних стадиях он страдает импотенцией, чаще всего в виде утраты эрекции в начале совокупления.
Некоторое время такому человеку удается поддерживать себя применением стимуляторов, но злоупотребление ими рано или поздно делает свое дело. Пищеварение расстраивается, а нервная система перенапрягается и становится сверхчувствительной. Теперь пациент не может уже вынести малейшего
шума, света, голосов. Этот "перегрев" нервной системы блестяще описан Кентом:"Возьмите для примера делового человека. Он допоздна засиживается в своем кабинете, окруженный тысячей бумаг, озабоченный тысячей мелочей: он тянет за тысячу нитей, переносясь мысленно от одного к другому, что доводит его до изнеможения. Причем изводят его не какие-то серьезные дела, а незначительные мелочи. Он напрягает память, чтобы ничего не забыть; дома он продолжает думать о делах, и ночью его не оставляет круговерть дневных дел, лишая сна. В конце концов наступает утомление мозга. От любых мелочей он начинает браниться и швыряться вещами, бежит домой, чтобы обрушить свое раздражение на жену и детей. Спит он урывками; проснувшись в три часа ночи, он тут же начинает думать о делах и засыпает только утром. Тогда его охватывает тяжелый сон, не дающий отдыха или облегчения; утром больной старается спать допоздна".Кажется, что нервная система завязывается узлом, работает сама против себя. Обратимся снова к описанию Кента:"Еще одна важная черта всех болезненных проявлений Nux vomica: противоречивость действий пациента. Обычно, когда расстроен желудок, его легко можно опорожнить, больной Nux vomica тужится, отрыгивает, мучается, как будто весь живот выворачивается наизнанку, и лишь после долгих мучений ему удается опорожнить желудок: координация функций желудка нарушена. Такое же состояние мы наблюдаем и в мочевом пузыре. Когда у больного наполняется мочевой пузырь и ему пора помочиться, у него возникают мучительные позывы - тенезмы. Моча начинает капать, но перестает, стоит больному потужиться. Аналогично и со.стулом: он очень скуден, сколько бы больной ни тужился. Во время поноса, если больной сидит на унитазе, выливается немного фекалий. Потом наступает тенезм, больной тужится, не в состоянии перестать тужиться - но теперь уж стул, кажется, идет в обратную сторону, начинается своего рода антиперистальтическое движение. Возникает ощущение, что потуги имеют обратное действие. В случае запора больному тем трудней опорожнить свой кишечник, чем больше он тужится".Эти больные обычно страдают гастритом или "спастическим колитом". Если они обращаются к врачу, то их состояние называют психосоматическим и назначает антациды, спазмолитики, транквилизаторы или, скажем, психотерапию. Все это только маскирует симптомы, да и то не особенно эффективно, что в результате ухудшает общее состояние нервной системы.
Пациент Nux vomica очень раздражителен, но иногда гомеопату бывает трудно выявить эту раздражительность. По крайней мере, на ранних стадиях пациент Nux vomica старается сдерживаться, пряча свое раздражение внутри. Вы спрашиваете его: "Вы раздражительны?" Он отвечает: "Вовсе нет! Я никогда не повышаю голоса". Тогда вы спрашиваете: "А внутри? Как насчет спрятанной вовнутрь раздражительности?" И тут он говорит: "О да! Вот это действительно есть!" Именно такие люди особенно склонны к гастриту и язве. Если бы их научить свободнее выражать свои чувства, это могло бы защитить их от язвы. Правда, потом кофе, сигареты и спиртное все равно довели бы их до того же.
В конце концов психическое давление становится непереносимым. Пациент Nux vomica превращается в раздражительного и нетерпеливого субъекта. Теперь, однако, его нетерпение обращено не на себя, но - значительно больше - на окружающих. По малейшему поводу он начинает браниться, взрывается из-за мелочей. Кто-нибудь тихонько насвистывает песенку, а наш пациент уже кричит, "Неужели нельзя потише!" Если он не может найти карандаш, то захлопывает ящик стола с грохотом; если пуговица смеет не застегнуться сразу, он отрывает ее в гневе; если ему возразить, он выходит из комнаты, громко хлопнув дверью. Возражений он не переносит, но не из высокомерия (как Lycopodium или Platina), а скорей из уверенности в своей правоте и возмущения, что другим требуется так много времени для обдумывания такого простого вопроса. Тем более, что в большинстве случаев он действительно прав. Эта порывистость приводит ко многим осложнениям. Пациенты Nux vomica прямолинейны и недипломатичны, они не годятся в политики.
На следующей стадии пациент Nux vomica становится злобным и жестоким. Начинается жесткость с разговоров за спиной знакомых. Причины такого недостойного поведения коренятся в свойственном ему инстинкте конкуренции. Он может быть животным - просто из овладевающего им импульса к жестокости ( как Medorrhinum). По мере развития этой стадии, пациент Nux vomica может стать очень жесток. Большинству мужей, избивающих своих жен и родителей, жестоко обращающихся со своими детьми, Nux vomica пойдет на пользу (если, конечно, вся картина соответствует этому лекарству). Жестокость не всегда обращена вовне; Nux vomica свойственны и суицидальные импульсы.
Терминальная стадия Nux vomica - безумие, паранойя. Его постоянно мучают преступные желания - обычно убить кого-либо, хотя он может и не проявлять жестокости. Женщину может преследовать желание бросить ребенка в огонь или убить своего мужа. В "Репертории" мы находим Nux vomica под множеством рубрик, относящимся к бредовым идеям, связанным с убийством, страхом быть убитым, покалеченным, оскорбленным, со страхом неудачи и т.д. Правда, на этой стадии внутренние мучения больного Nux vomica могут быть скрыты от глаз стороннего наблюдателя, поскольку он начинает испытывать отвращение к общению, отказывается отвечать на вопросы. Эта поздняя стадия психической болезни может оказаться очень похожей на терминальную же стадию болезни Arsenicum, однако тщательно собранный анамнез позволит ясно разграничить два эти состояния. Nux vomica уверен в себе, независим, навязчиво трудолюбив, часто хороший работник, но раздражителен и порывист. Arsenicum зависим, очень тревожен, очень озабочен своим здоровьем и комфортом и отличается навязчивым стремлением к чистоте и порядку.
Соматический образ Nux vomica характеризуется первично функциональными расстройствами. Дегенеративные процессы для Arsenicum (характерны глубокие, распространяющиеся язвы и гангренозные нагноения) ему несвойственны.
Nux vomica очень сильно поражает нервную систему. Сначала это - тики и подергивания, похожие на Hyoscyamus или Agaricus, а также невралгические боли, особенно в области головы. Nux vomica часто показан при инсульте, особенно когда паралич сочетается с болями в парализованных конечностях. В наиболее тяжелых случаях наблюдаются судороги, опистотонус, эпилепсия. Если учесть пристрастие к алкоголю, неудивительно, что Nux vomica может быть показан при белой горячке.
Все студенты, начинающие изучать гомеопатию, узнают общие особенности Nux vomica: ознобы, ухудшение от сквозняков и по утрам. Nux vomica - одно из самых "знобливых" лекарств. При этом знобит его только в сухую и холодную погоду, а влажность приносит ему облегчение. (Та же особенность характерна для Asarum, Causticum и Hepar sulphuris). Nux vomica очень чуиствителен к сквознякам и легко может подхватить на сквозняке насморк, особенно вспотев (что совсем не сложно для таких больных, особенно от физического усилия). Своеобразие насморка Nux vomica состоит в том, что в помещении нос заложен, а на улице течет; ночью заложен, днем - течет.
Особенно чувствителен в случаях Nux vomica желудочно-кишечный тракт. Часто развивается гастрит или язва с отрыжкой и спазматическими болями. Больной очень чувствителен к пище. В более поздних стадиях пациент ест очень мало и привередливо. Обычно он испытывает отвращение к мясу, но с удовольствием ест жирное и особенно любит острое, разные специи за их стимулирующее действие, хотя они и могут расстроить ему пищеварение. От расстройства пищеварения он сразу заболевает - простудой, головной болью или астмой. Боли в животе сопровождаются обычно позывом на стул и очень расстраивают больного.
Часто у этих больных можно видеть признаки портальной гипертензии - варикозно расширенные вены пищевода и особенно геморрой, как это бывает у большинства алкоголиков. Есть также и наклонность к желтухе, во многих случаях отражающая развитие цирроза печени. Иногда прием Nux vomica снимает желчную колику, позволяя камню пройти в кишечник, или - таким же образом - почечную колику.
В заключение необходимо напомнить, что представленное здесь описание симптомов далеко не исчерпывающее. Оно дает только образ; сущность средства. У любого конкретного пациента может быть любая комбинация симптомов. Иногда может недоставать каких-то классических симптомов, и все равно больной может нуждаться в Nux vomica. В большинстве случаев налицо навязчивое внимание к работе, к поставленной задаче, раздражительность от перенапряжения нервной системы и знобливость. Но, к примеру, какой-то пациент не пьет и не курит, но все же нуждается в Nux vomica. Назначая гомеопатическое лекарство, мы не просто сопоставляем симптомы; скорее, мы сопоставляем сущность лекарства с сущностью пациента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий