воскресенье, 23 марта 2014 г.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАЦИЕНТА. Витулкас



Стоящая перед врачом-гомеопатом задача достаточно сложна, но и сам пациент несёт свою долю ответственности за результат лечения. Гомеопатия - метод весьма эффективный, но он требует от больного большого собственного вклада: он должен научиться объективно наблюдать за собой в тех сферах, которые обычно ускользают от внимания рядового человека. Помните, нельзя получить что-то из ничего.
Недостаточно, чтобы пациент просто заносил все мелочи в дневник, оставляя врачу делить их на важные и незначительные. Симптомы суть проявления жизненной силы, и именно поэтому на них и основывается гомеопатическое назначение. Для гомеопата важны значимые для самого пациента симптомы, а не просто обрывочные данные, сообщенные из навязчивого стремления к "подробностям". Сделанные в повседневной жизни наблюдения - но имеющие для пациента хотя бы небольшое значение - это симптомы, происходящие от действия жизненной силы и ведущие врача к выбору правильного лекарства.
Но больной должен избегать и другой крайности. Боясь запутать врача, некоторые больные не сообщают ему ни о каких изменениях, пока у них остаются хотя бы малейшие сомнения. Например, такой больной замечает у себя однажды в полдень озноб. Он начинает искать этому всевозможные объяснения: в комнате было слишком холодно, или он выпил слишком много воды со льдом, или же он плохо спал накануне. Поискав постарательнее объяснение, можно избавиться от любого симптома. Это очень осложняет работу врача, так как ему недостает симптомов для назначения верного средства.
Таким образом, пациенту следует избегать двух крайностей: исключение важных симптомов как якобы "объяснимых" и сообщение врачу избытка мелких деталей, ничего в данный момент не значащих для него самого. Ему надо примириться с тем, что всякий человек индивидуален, включая его самого, а возникающие в ходе болезни и лечения странности - проявления этой индивидуальности. Но ему не следует и переоценивать значения этих признаков, воздерживаться от их истолкования; в противномслучае, он может вообразить себя тяжелобольным. Поэтому я и рекомендую объективное, бесстрастное отношение к симптомам. Наблюдаемые симптомы - это лишь явления и ничего больше; их невозможно переоценить. Это проявления того, как по-своему уникальные защитные механизмы данного человека пытаются восстановить равновесие в организме.
Главная задача пациента - сообщить врачу обо всех отклонениях от естественного отправления соматических, эмоциональных и мыслительных функций организма. Гомеопаты не ограничиваются достаточными для аллопатического диагноза телесными симптомами. Значительно важнее для них изменения, происходящие в различных аспектах жизни больного - его отношениях с окружающими, работе, реакциях на изменения окружающей среды, пристрастиях к каким-то видам пищи или, наоборот, отвращении к ним, сексуальном влечении, сне и т.д.
Для гомеопатических целей иногда оказываются решающими детали, с аллопатической точки зрения несущественные, но имеющие значение для пациента. Предположим для примера, что аллопаты нашли у больного язвенный колит. Он привык уже весь прием у врача посвящать обсуждению деятельности своего кишечника. Гомеопат тоже может до некоторой степени интересоваться этим, но гораздо больше внимания он уделит другим аспектам жизни этого больного. Наиболее полезным для него может оказаться сообщение о тревожности пациента, особенно в отношении будущего; о том, что он пугается внезапных звуков, засыпает только на правом боку и отличается пристрастием к соли. Все это не имеет никакого значения для аллопата, но прямо ведет к выбору правильного лекарства в гомеопатии. Важнейшее требование к пациенту, особенно хронически больному, - терпение. Бессмысленно ожидать немедленного исчезновения симптомов, которые, возможно, возникли от действия анальгетиков, транквилизаторов или кортизона. Гомеопатия не знает специфических лекарств, облегчающих боль, тревожность или бессонницу. Гомеопатические лекарства всегда применяются для излечения организма как целого, для обеспечения гармоничного функционирования человека на всех уровнях его бытия, а не для временного снятия тех или иных симптомов. Процесс лечения поэтому может длиться недели, месяцы, а в самых тяжелых случаях - год или два.
Поэтому пациент должен быть терпелив. Иногда больной приходит к гомеопату в ожидании чуда, а увидев не столь мгновенный эффект, отвергает гомеопатию и обращается к другим методам лечения. Но у законов Природы есть свой темп действия, и он не ускорится от нетерпеливых требований.
Необходимое для излечения время зависит от нескольких факторов. Первый - состояние жизненной силы в момент начала лечения. Пациент с сильной конституцией быстрее отреагирует на лечение, а больной, в котором слаба жизненная сила, нуждается в более продолжительном лечении. Сильному пациенту достаточно одного назначения, а слабому - может потребоваться тщательно подобранная серия лекарств.
В значительной мере сила защитных механизмов определяется наследственными факторами. Пациенты, происходящие из семей, в которых много наследственных болезней, лечатся дольше. Дополнительные проблемы возникают у пациентов, подолгу лечившихся у аллопатов, плохо питавшихся, злоупотреблявших алкоголем или наркотиками или ведших сидячий образ жизни.
На длительность лечения влияет также и то, что гомеопату требуется некоторое время для подбора правильного лекарства. Привыкшие к несложным рассуждениям, необходимым для назначения лекарства в аллопатической медицине, пациенты могут быть разочарованы обстоятельным, неторопливым методом работы гомеопата. Иногда гомеопату попадаются пациенты, сомневающиеся в компетентности врача, который проводит столько времени со своими книгами и уделяет столько внимания незначительным деталям. Больной должен помнить, что при подборе лекарства врачу достаточно работы и без необходимости бороться с подозрительностью или нетерпеливостью пациента. Радоваться надо, что гомеопат тратит на него столько времени и труда, и стараться помочь врачу, создавая благоприятную психологическую атмосферу.
Еще один фактор, влияющий на время лечения, уровень поражения. Обычно больного, страдающего чисто соматическими симптомами, вылечить легче, чем страдающего психически. Это происходит потому, что жизненная сила старается, насколько возможно, ограничить нарушения самыми периферийными уровнями организма. Страдающий соматической патологией больной может быть здоров психически и эмоционально, но не наоборот. Жизненная сила больных с первичными психическими или эмоциональными проблемами слабее, и потому излечиваются они медленнее.
После того, как гомеопат назначил лекарство и достигнут прогресс в лечении, с пациента не снимается ответственность за дальнейший успех. Действию гомеопатических лекарств может помешать много различных воздействий. Гомеопатическое лекарство может действовать месяцами или даже годами, но, если какой-то мешающий фактор прервет непрерывность этого действия, сделать дальнейшие назначения становится
очень трудно.
Основной из этих факторов - прием аллопатических лекарств. Обычно ничего не случается, если больной изредка примет аспирин от головной боли, но регулярное использование анальгетиков, транквилизаторов, антибиотиков, гормональных контрацептивов и особенно кортизона может практически свести на нет действие гомеопатического лекарства. Иногда даже лечение у стоматолога может иметь тот же эффект. Поэтому пациентам гомеопатов следует воздерживаться от других видов лечения, кроме действительно экстренных случаев и то, по возможности, после предварительных консультаций с гомеопатом.
Другой распространенный "антидот" гомеопатических лекарств - кофе. Кофе - стимулятор столь же мощного действия, что и лекарства. Индивидуальная чувствительность сильно варьируется, поэтому одни пациенты могут выпить изредка чашечку некрепкого кофе без последствий для лечения, а другие - нет. Так что всем пациентам гомеопатов следует избегать кофе. Черный чай, декофеинизированный кофе или его суррогаты вполне приемлемы.
Для больных, принимающих лекарство ежедневно, может иметь значение и обращение с самими лекарствами. Даже помещенное в стеклянную баночку или бумажный пакетик гомеопатическое лекарство может быть разрушено прямыми солнечными лучами, жарой, холодом или сильными запахами (особенно ароматических вещест'', например камфоры). Поэтому лекарства следует хранить в тени, при умеренной температуре, вдали от пахучих веществ.
Наконец, иногда труднее всего пациенту бывает переждать целебный кризис. Происходящее в ходе лечения усиление жизненной силы может привести к временному обострению симптомов. Обычно такое обострение длится от нескольких часов до нескольких дней, но иногда дольше. Если больной не понимает происходящего, он может решить, что гомеопатический препарат действует против необходимого эффекта, и попытаться снять этот эффект аллопатическими средствами. Такая же ошибка возможна, если больной рассчитывает, что у него никогда не будет рецидивов. В то же время его конкретный случай может потребовать последовательного назначения нескольких лекарств. Пациент должен обнаружить происходящие с ним изменения, но оценку их он должен оставить гомеопату, избегая паники и терпеливо ожидая дальнейшего развития лечебного
процесса.
Гомеопатия - система, требующая многого не только от врача, но и от пациента. Это не то лечение, при котором больной бездумно повторяет вынесенный врачом диагноз, получает свою пилюлю и "выздоравливает". Гомеопатия требует от него объективного самонаблюдения, доброжелательной поддержки гомеопата в его трудной задаче, готовности избегать мешающих лечению факторов, мудрости и терпения в случае каких бы то ни было кризисов. Большинство людей легко выполняет эти требования и получает соответственно благотворный результат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий