Ключевое слово патологии Phosphorus - "диффузия". Это слово означает процесс распространения чего-либо в среде - как дым или как распространяется в чашке заварка из пакетика с чаем. Это же происходит с энергией, вниманием, эмоциями и даже с кровью пациента Phosphorus, как будто для него не существует никаких барьеров - ни физических, ни психических. Поэтому такой пациент подвержен любому влиянию. На физическом уровне он реагирует кровотечением на любое повреждение, так как стенки сосудов у него хрупкие и кровь легко изливается в окружающие ткани. На эмоциональном уровне он легко изливается на окружающих людей. На эмоциональном уровне он легко выражает свои чувства, не может их сдержать или защититься от эмоциональной травмы. Сознание такого пациента легко отключается, он забывается, внимание его при этом рассеивается, "диффузирует".
Сначала позвольте вам описать здорового человека с предрасположенностью к развитию патологии типа Phosphorus, если защитные механизмы не справятся с излишней нагрузкой. При этом помните, пожалуйста, что для назначения лекарства нужны болезненные симптомы, а не нормальные особенности людей. Такой человек худ и высок, черты и руки его изящны, кожа тонка. В детстве он артистичен, музыкален, очень чувствителен, у него открытый, приветливый характер. Такой ребенок легко внушаем, все его душевные процессы на виду у окружающих, близкие "видят его насквозь". В подростковом возрасте он внезапно намного вырастает и вследствие этого приобретает характерный худощавый, долговязый облик.
Взрослый человек типа Phosphorus - экстравертная натура - очень дружелюбный и компанейский. Однако он может получать удовольствие и от одиночества, посвящая время занятиям искусством. С ним приятно иметь дело, поскольку он искренне ставит интересы друзей выше личных. Это истинный утонченный интеллигент, "аристократ духа". Но хранить тайну он не в состоянии, открыто делится со всеми тем, что у него на уме. И к друзьям, и даже к незнакомым людям от него идет поток тепла и любви. Межличностные отношения значат для него очень много. Из людей типа Phosphorus получаются хорошие политики, правозащитники, работники благотворительных организаций, а также коммивояжеры - они в состоянии продать любую вещь, в ценность которой поверят сами. Эти люди легко внушаемы, готовы поверить во все, что им говорят (вне границ их компетентности), а поверив - загораются энтузиазмом и способны убедить кого угодно.
Такой доверчивый пациент очень приятен гомеопату. Поверив врачу, он охотно исполняет все его указания и испытывает при этом глубокую благодарность. С первой встречи он относится к врачу, как к другу. Горячо пожав протянутую руку, он садится напротив, наклонившись вперед. Иногда желая подчеркнуть что-то в своем рассказе, он прикасается к руке врача. Легко, ничего не скрывая, он рассказывает врачу все симптомы. Правда, он склонен к разного рода тревогам, но они улетучиваются от нескольких успокаивающих слов. Диффузное рассеяние внимания можно заметить по частым испугам. Все мы время от времени живем в состоянии своего рода "сна на яву"; мысли наши при этом блуждают где-то вдалеке. Если в это время раздается внезапный звук - удар грома, автомобильный сигнал или кто-то хлопнет дверью - мы пугаемся, так как наши мысли внезапно и резко привлечены к реальности. Пациент Phosphorus необычайно подвержен таким состояниям, поскольку не может быстро остановить "диффузию" внимания. Во время грозы обычный человек, услышав удар грома, успевает приготовиться к следующему событию; мысли человека типа Phosphorus автоматически рассеиваются: его пугает каждый новый шум.
На первом этаже развития патологии Phosphorus доминируют соматические симптомы. На ранней стадии (иногда до 5-ти, а иногда до 35-летнего возраста) это может быть тенденция к частым кровотечениям. Носовые кровотечения от малейшей причины, месячные обильные и длительные. Вытекающая кровь бывает у них ярко-красного цвета. Склонность к кровотечению символизирует сущность Phosphorus вообще: также, безо всяких барьеров, истекает из него тепло и симпатия.
На этой стадии пациент Phosphorus обычно находит освежение во сне. Это неудивительно, ведь во сне человек может расслабиться, отключиться от постоянного самоконтроля. Более рациональным людям с большим самоконтролем труднее расслабиться и отдохнуть, для этого им требуется глубокий сон. А пациент Phosphorus легко высыпается, мысли его легко расплываются и растворяются.
Характерную для Phosphorus жажду, особенно холодных напитков, тоже можно наблюдать на этой стадии. Если он жалуется на жжение в желудке (для Phosphorus вообще характерны жгучие боли во внутренних органах), то оно облегчается от холодного. Однако это облегчение длится только до того момента, когда пища или напиток согревается в желудке. Типично сильное желание соленого. Сочетание жажды со стремлением к соленой пище может отражать нарушение электролитного баланса, в поддержании которого участвуют и фосфат-анионы. Больному также сильно хочется рыбы (что, вероятно, тоже связано с фосфорным обменом), шоколада и сладостей. Жажда и стремление к сладостям - вы легко можете вывести отсюда предрасположенность к диабету.
По мере прогрессирования соматической патологии кровоточивость переходит на более глубокий уровень. Это может быть безболезненное желудочно-кишечное кровотечение с неожиданной кровавой рвотой или меленой. Это может быть бронхит, не тяжелый и не запущенный, но с кровохарканьем ярко-красной кровью. Это может быть гематурия, не сопровождающаяся никакими другими симптомами или рентгеновскими признаками. В подобных случаях не забывайте о Phosphorus.
В период доминирования соматических симптомов психические симптомы малочисленны. Но по мере перехода патологического процесса во вторую стадию соматические симптомы уступают место психическим - страхам, тревожности. Конечно, пациент Phosphorus тревожится о других. От других лекарств этой рубрики (там пациент беспокоится о других, движимый какими-то личными мотивами), Phosphorus отличает искренняя тревога о благополучии ближнего. Однако в патологической стадии тревога обессиливает пациента. Phosphorus свойственна также тревога за свое здоровье. Больной становится настолько внушаемым, что стоит ему услышать о человеке, заболевшем чем-либо, как он уже озабочен возможностью заболеть сам. Однако это уравновешивается столь же легкой разубеждаемостью пациента: несколько уверенных слов гомеопата, и больной вздыхает от облегчения, рассыпается в благодарностях, чтобы придти снова, прослышав о другой беспокоящей его возможности.
На этой стадии появляются и страхи: темноты, одиночества, сумерек или грозы. Сначала эти страхи незначительны. Назначение Phosphorus на этом этапе подтверждается жаждой и освежающим сном.
На третьей стадии больной оказывается во власти страхов и тревоги. Прежде несильные, поддающиеся простому переубеждению, они теперь начинают забирать все большую долю сил и внимания больного. Ему становится все труднее расслабиться, тревожность может привести к гипервентиляции легких и, таким образом, к нарушению кислотно-щелочного равновесия крови. Напряжение, тревога мешают ему расслабиться и во сне. Впервые он отмечает не дающий отдыха сон. Больной просыпается не только неотдохнувшим, но сразу в тревоге (как Lachesis, Graphites и Arsenicum). Постепенно эта постоянная тревожность теряет конкретность повода. Постоянная тревога о том, что может случится нечто плохое, пронизывает жизнь больного. Любая возможность вызывает страх. В частности, его мучает страх нависшей над ним угрозы тяжелой болезни - любой болезни, чаще всего рака (сердечной болезни - реже).
В конечном итоге пациента Phosphorus охватывает страх смерти, паническое ощущение неизбежности смерти. Ему кажется, что он умирает, особенно, когда он пребывает в одиночестве. Своеобразное ощущение внутреннего беспокойства, каких-то пузырей, выходящих из тела и как бы выносящих с собой его душу. И все это сопровождается паникой, гипервентиляцией, возбудимостью, сердцебиением. На этом этапе больной начинает испытывать потребность в обществе (из-за страха смерти). Эта потребность может быть настолько сильна, что он покидает дом в поисках друзей или собеседника. Это не потребность поговорить о своем здоровье (как у Arsenicum); пациент Phosphorus просто стремится поговорить с кем-нибудь, чтобы справиться с паникой.
По мере нарастания страха могут исчезать другие соматические симптомы: жажда, стремление к соли и рыбным блюдам.
На четвертой, терминальной стадии психика не выдерживает. Страхи уходят, но рассудок распадается. Больному становится трудно сосредоточиться, он не может мыслить связно, понимать чужие слова. Душа и тело слабеют. Больной равнодушен к обществу, Вообще ко всему окружающему. Это - старческий маразм или деменция. Другой исход патологической эволюции Phosphorus - инсульт с утратой многих психических функций.
На этой терминальной стадии трудно сделать назначение из-за бедности симптоматики. Решающее значение в поиске эффективного назначения получает тщательный сбор анамнеза, выяснение последовательности событий и знание стадий патологической эволюции, свойственные тому или иному лекарству.
Когда вы обнаружили характерные черты Phosphorus в пациенте, остается лишь подтвердить ваше назначение симптомами. По своему опыту могу сказать, что наиболее показательны следующие симптомы: жажда, стремление к соли, шоколаду, сладостям. Симптомы сильнее на левой стороне тела, больной не может спать на левом боку, мурашки на кончиках пальцев, безболезненная афония. Кроме того, некоторые пациенты Phosphorus могут зябнуть, другие - наоборот, с "горячей кровью", никогда не мерзнут, но эти два свойства никогда не чередуются у одного пациента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий