Вступление
Студенты-медики, знакомящиеся
с большим количеством клинических
симптомов, часто находят у себя те или
иные заболевания, хотя они полностью
здоровы. В большинстве случаев такое
состояние, когда они считают себя
больными уходит само по себе. Некоторые
студенты и студентки все же обращаются
к врачу с тем, чтобы выяснить, действительно
ли они больны. И лишь совсем редко они
в результате еще долго боятся заболеть,
так что даже можно сказать, что сведения
о клинической картине различных
заболеваний для них по сути оказались
вредными.
Многие студенты и студентки-медики
помнят однако о своей “воображаемой”,
“надуманной” болезни и опасаются, что
когда пациенты начнут читать о различных
заболеваниях, они тоже смогут почувствовать
себя больными. Поэтому они, например,
не рекомендуют им читать научно-популярную
медицинскую литературу, где описываются
различные заболевания.
С другой стороны проводиться
большая работа по санитарному просвещению
населения. По телевидению, радио, в
иллюстрированных изданиях даются
советы, как зритель, слушатель или
читатель может сохранить свое здоровье
и как нужно правильно лечиться в тех
случаях, когда они заболевают. Некоторые
люди без всяких на то оснований находят
у себя болезни, о которых они слышали
или читали. Подобно студентам-медикам
они обращаются к врачу с тем, чтобы
выяснить больны ли они. И в большинстве
случаев успокаиваются, когда узнают,
что это не так. Другие же люди и их не
так много, склонны к так называемой
ипохондрии, воображая у себя различные
болезни. Они глубоко убеждены, что
больны. Однако и по отношению к этим
людям все же нельзя говорить, что
определенная информация о заболеваниях
оказалась для них вредной. Может быть,
они уже давно вообразили у себя какое-то
заболевание, о котором они когда-то от
кого-то еще слышали. Об ипохондрии
говорили уже тогда, когда никакого
санитарного просвещения еще не было.
На основании того факта, что некоторые
люди воображают у себя болезни, о которых
они получили информацию, еще вовсе не
следует, что санитарное просвещение
является вредным и ненужным. Скорее
наоборот: можно считать, что санитарное
просвещение полезно, поскольку с его
помощью облегчается ранняя диагностика
заболеваний.
В период своего обучения многие
врачи сравнительно мало узнают о
психических заболеваниях. Впервые
учение о психических и психосоматических
заболеваниях было частично включено
в систему общего медицинского образования
в 1972 году. Еще и сегодня изучение этих
заболеваний в некоторых университетах
недостаточно. Опрос проведенный в
Ганновере, показал, что о функциональных
сексуальных нарушениях врачи знают
поразительно мало. Некоторые читатели
иллюстрированных брошюр и журналов,
которые лежат обычно в приемной врача,
знают порой об этом больше, чем сам
врач, который их там раскладывает.
Многие врачи, которые ориентированы
в своем образование в достаточной мере
только на соматические заболевания,
лечат лишь побочные телесные симптомы,
сопровождающие психические заболевания.
Например, если у пациентов в состоянии
страха усиливается сердцебиение, они
видят только симптомы тахикардии и
выписывают лекарства для замедления
ритма сердечных сокращений. У пациентов
часто складывается впечатление, что в
вопросах неприятных ощущений, возникающих,
например, при болезни страха, врач
недостаточно компетентен. Некоторые
пациенты даже опасаются, что врач может
поднять их на смех, когда они начнут
рассказывать о чувстве страха, не имеющем
никакой видимой причины. Некоторые к
тому же думают, что врач может их принять
за сумасшедших. Поэтому они говорят
только о телесных проявлениях.
Другие пациенты сталкиваются с
тем, что врач фактически недооценивает
психические симптомы или трактует их
в качестве сопутствующих явлений,
сопровождающих телесные нарушения,
хотя на самом деле все наоборот - телесные
симптомы являются вторичными по отношению
к психическим. Пережитые, но подавленные
эмоции могут неблагоприятно отразиться
на организме. Так как даже длительное
лечение только телесных симптомов не
помогает, такие пациенты переходя от
одного врача к другому, снова говорят
только о телесных симптомах, так как
убеждены, что со своими психическими
симптомами они все равно не найдут у
врача понимания.
Правда, в последние десять или
двадцать лет у врачей, и у пациентов
возросло понимание важности взаимосвязи
между психическими и соматическими
симптомами. Однако часто этого все же
недостаточно.
Как уже говорилось в предисловии,
книга призвана в первую очередь помочь
таким пациентам увидеть у себя такие
признаки, которые указывали бы на
психическое или психически обусловленное
заболевание. Разумеется, возможности
такой книги ограничены. Предположив у
себя после знакомства с соответствующей
литературой психическое заболевание
и обратившись по этому поводу к врачу,
пациент может встретить медика, который
ориентирован только на телесные симптомы
и поэтому говорит больному: “На самом
деле у Вас ничего нет”. Телесные явления
всегда могут быть обусловлены соматическими
причинами. Безусловно каждый раз нужно
проверять нет ли все-таки соматического
заболевания. Существуют, однако, и
телесные симптомы психогенно, психически
обусловленные. При некоторых, так
называемых, психосоматических заболеваниях
психические и телесные причины тесно
переплетаются. Такие заболевания должны
лечиться комбинировано, соматически
и путем психотерапии.
Врачи, обладающие дополнительной
квалификацией по специальности
психоанализ и психотерапия, обследуют
своих пациентов также и на соматические
заболевания или направляют их на такое
обследование. Больничные кассы, ведающие
вопросами больничного страхования
требуют проводить вначале каждой
длительной психотерапии общий клинический
осмотр. Пациент избежит даже малейшего
риска попасть к врачу, не знающему или
недооценивающему законы психики, если
он обратится к врачу с такой квалификацией.
На съезде врачей в 1992 году была принята
новая врачебная специальность - врач
психотерапевтической медицины.
Многие психологи работают над
проблемами лечения психических
заболеваний вместе с врачами. Таких
пациентов направляют к психологам или
они находят их сами. Такие психологи
считаются клиническими психологами
или психологами с особой специализации
по психотерапии. Для подобных наименований
должны быть созданы определенные
образовательные предпосылки.
В этой книге я меньше затрагиваю
вопрос возникновении
психических заболеваний, в отличии от
другой моей книги “Очерки
о психоаналитической
характерологии”. О
возникновении болезни говорят прежде
всего тогда, когда таким образом можно
лучше всего понять связь между симптомами
и легче удается распознать заболевание.
Эта небольшая книга, конечно,
не может заменить собой солидные учебники
для специалистов. Зато описание симптомов,
которое в этой книге я попытался сделать,
избегая специальной терминологии,
облегчит запоминание этих симптомов
также и психотерапевтам. Как и книгу
“Очерки о
психоаналитической
характерологии”, эту
книгу, вероятно, будут читать также и
психотерапевты.
Как уже говорилось в предисловии,
я не рассматриваю крайне редко
встречающиеся явления. Мне кажется, что
эта тоненькая книжечка будет полезнее,
чем солидный том, в котором я действительно
постарался бы все рассмотреть и учесть.
Такая книга уже своим объемом обескураживала
бы читателя. Некоторые вопросы представлены
в этой книге проще, чем они есть на самом
деле. Ведь многие внутренние связи можно
понять только, если подробно заниматься
общим учением о неврозах. Зачем все
собирать в одной книге, если она все
равно предназначена прежде всего для
неспециалистов? Если же эта книга попадет
к специалисту, не будет ничего страшного
в том, если он что-то в ней не найдет.
Недостающую информацию он может получить
из других источников. Некоторые работы
рекомендованы в указателе литературы
в конце книги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий