Приветствую, дорогие читатели! В блоге преимущественно будут материалы по медицине в антропософском освещении на русском языке, как известные книги и статьи, так и мои переводы. ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ У 11ЛЕТНЕЙ ПЛЕМЯННИЦЫ РАК МОЗГА. ПЕРВАЯ ОПЕРАЦИЯ НЕУДАЧНА. СРОЧНО НУЖНА ЛЮБАЯ УДАЛЁННАЯ РАБОТА. БЛАГОДАРЮ ЗА СОЧУВСТВИЕ! P.S. Автор будет благодарен за любую поддержку! ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Блог существует на голом энтузиазме. Есть возможность помочь? - Янд.кошелёк 410012393087087
четверг, 7 августа 2014 г.
Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. I. ЧЕЛОВЕК И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Фармацевтика и медицина, в том виде, как они существуют в современной цивилизации, целиком и полностью пронизаны естественнонаучным познанием. Поэтому полезно вначале заняться этими естественнонаучными методами. При этом мы будем стараться не упустить из виду, что человеческие познавательные способности от эпохи к эпохе претерпевают существенные изменения.
В 15-м столетии душевное развитие человека вступило в совершенно новую фазу. На этом пороге человеческое воззрение на мир, в средние века еще совершенно коренящееся в душевном человека, приняло совсем новую форму опыта. Проявляются душевные силы, которых до тех пор не было, или же они были только слабо намечены. Человек начинает укреплять свою способность наблюдать и умозрительно так обрабатывать результаты наблюдения, что с полным правом можно говорить о начале естественнонаучной эпохи. Человек, который до тех пор чувствовал себя неуверенно в пространственном сознании Земли, начинает овладевать Землей. Христофор Колумб, в поисках пути в Индию, открывает
Америку. Васко да Гама и ряд других исследователей всех наций создали новое восприятие планеты Земля.
Также небо и небесные явления в новом виде входят в сознание человека. Колоссальные
мыслительные революции создают образ мира, связанный с именами Тихо Браге, Галилея, Кеплера, Коперника и Ньютона. Благодаря этому наступил час рождения новой физики, вслед за которой и остальные дисциплины, такие как химия, медицина и биология, стали домогаться ранга точных наук.
Это грандиозное развитие научного духа начинает в нашем столетии, но также уже и в 19-м
столетии, внедряться в технику. В существе человека заложена потребность устраивать свою жизнь так удобно, как это возможно. Техника идет навстречу этим потребностям. Но это не все: техника начинает овладевать человеком. Человек уже перестаёт быть господином машины, но машины и аппаратура диктуют людям свои законы - так постепенно можно говорить о «демонизме техники».
Если изучить этот процесс непредвзято, то можно заметить, что причина этого трагического
развития по существу лежит в том, что сам человек, т.е. полнота его душевных способностей, все более и более вытесняется из науки в ходе столетий. Качества, наблюдаемые посредством множественности его чувств, утратили значение; переживаемое содержание феноменов оскудевает и сужается до нескольких поддающихся регистрации факторов. Развилась привычка считать объективными научными фактами только то, что не зависит от субъекта - наблюдающего человека. Выше упомянутое стремление человека к удобству выразилось также в стремлении в научном исследовании все привести к одному знаменателю; его идеалом была бы общезначимая математическая формула, объемлющая все естественнонаучные феномены. В этом стремлении исключается все качественное, что представляется непостижимым посредством меры, числа и веса.
Это сознавали уже выдающиеся физики. Так, Эддингтон, известный физик университета в
Кембридже, пишет: «С идеальной точки зрения, для достижения нашего общего знания о физической Вселенной было бы достаточно только зрения, и именно в его самой примитивной форме — бесцветного и необъёмного зрения.» 1
Также в недавно появившейся книге Эрнста Лерса2 этим процессам уделено значительное внимание. На стр. 24 его книги, - после того, как он процитировал слова Эддингтона, - мы читаем: «Дальнейший ход рассмотрений познакомит нас с определенным своеобразием человека, которому он обязан тем, что в первой, сегодня уже минувшей фазе своих научных познавательных стремлений он отрекся от всякого чувственного опыта, кроме того, что дано ему в зрении одним не различающим цветов глазом, и это в дальнейшем привело к ограниченности его вопросов о природе. При этом также становится очевидным, из какой исторической необходимости возникло это самоограничение науки». В дальнейшем ходе изложения Лерс устанавливает, что каждый, кто это видит, должен чувствовать себя обязанным искать путь, который выходит за рамки одноглазого, слепого к цвету рассмотрения мира.
Особенно проникновенно, с отточенной логикой В. Хайтлер3 описывает величие, границы и
опасности естественнонаучного образа мира. Хайтлер - физик-атомщик в Цюрихском университете. Книге предпослано указание, что в ней поднят вопрос, от решения которого «может зависеть будущее человечества». Сегодня, в предвидении близкого будущего, нужно ещё точнее формулировать и показывать пропасть, к которой мы неудержимо устремляемся. «Научное мышление, научные методы проникают почти во все области жизни. Статистические методы применяются в экономике, в государственной жизни, и говорят, что в министерствах обороны крупнейших держав посредством электронного мозга рассчитывается исход возможных войн. Психология широко применяется в области социологии и нашла множество приложений в инженерии душ на фабриках, уже существует наука продавать и т.д. Кажется, что наука пытается подчинить своей власти всё новые области нашей жизни и
формировать человека по своему образу и подобию; окончательным эффектом был бы тогда,
соответственно пониманию сегодняшней науки, хорошо работающий робот, питающийся посредством химии, посредством пилюль приходящий в нужное состояние — будь это сон, безоглядное мужество или безвольное послушание - и, благодаря автоматической организации свободного времени, приходящий в хорошее настроение».
Хайтлер идет назад, в начало естественнонаучной эпохи, и интереснейшим образом обнаруживает пропасть между Кеплером и Гёте, с одной стороны, и Галилеем-Ньютоном, с другой. В то время как мышление Галилея-Ньютона чисто каузально-детерминистское, Кеплер-Гёте практиковали более сущностно-ориентированное мышление; Хайтлер употребляет выражение «телеологическое», но это означает, что они не только соединяют непосредственно причину и действие, но имеют перед глазами творение в целом.
Законы Кеплера, на которых основывался Ньютон и которые делают сегодня Кеплера знаменитым, для самого Кеплера не являлись чем-то существенным, он преследовал в своих исследованиях одну цель, а именно: оправдать Творение4. Для Кеплера Земля была ещё одушевленным существом, находившимся в связи с планетным небом. Его интересовало то, что говорил Пифагор о гармонии звёздного неба, и целью его жизни было исследование гармонии небесных тел во взаимосвязи с Землёй. В ходе этих стремлений и были открыты знаменитые три закона Кеплера, которые послужили ему для расчета угловых скоростей
планет, что привело его к открытию, что угловые скорости планет в перигее и апогее относятся друг к другу как целые числа, соответствующие частоте колебаний музыкальных интервалов. - «Всё семейство планет в целом даёт, начиная отсчёт от перигея или апогея Сатурна, всю мажорную или минорную гамму, и здесь Кеплер торжествует, труд его жизни был окончен»5. Кеплер был уверен в существовании этой гармонии. «Бог, Творец, мог создать Небо только как совершенную гармонию, даже когда Земли по известным причинам не было. Но гармония была завершена. Итак, Кеплер расшифровал замысел Творца:
создание такой планетной системы, чтобы в небесах могли звучать гармонии, - для тех ушей, которые могут слышать её».
Таким же образом и у Гёте мы видим стремление к гармонии целого, к смыслу Творенья. Гёте в центр исследования ставит человека как меру всех вещей. Его учение о метаморфозе исходит из живого мышления в полярностях и в восхождении, и в основе его исследований лежит уверенность, что человек и мир образуют исполненное смыслом целое, в основе которого лежат одинаковые живые законы творения.
У Ньютона, однако, господствует каузальная идея, которая вначале постепенно, а затем в
захватывающем дыхание темпе овладевает всей наукой. «Наука идет к своеобразному расцвету, одновременно ввергает человечество в опасность катастрофы. Вначале точные науки праздновали своё победоносное шествие. Почти всё, что в физике, химии, астрономии было сделано до 1925 года, и большая часть более поздних достижений, следовало образцу Ньютоновой каузально-детерминистской закономерности.»6
Хайтлер описывает далее, как биология и психология были захвачены каузальной идеей, как Дарвин и Карл Маркс эту идею распространили также на социальную область. Имея в виду мечты об электронном мозге и об упомянутом выше роботе, Хайтлер определяет механистическое безумие как катастрофу нашего времени, также как декадентскому средневековью грозила опасность впасть в религиозное безумие с его охотой за ведьмами.
Намерение состояло в том, чтобы знаменитые современники высказались о состоянии нашей
цивилизации. Хайтлер в своей книге защищает право на существование телеологического образа мыслей, в противоположность каузальному, и в развитие рассуждений Хайтлера можно поставить, по меньшей мере как равноценный, духовнонаучный образ мыслей Рудольфа Штейнера. Рудольф Штейнер во многих книгах и лекциях определяет каузально-детерминистскую аргументацию как крохоборскую точку зрения, и его стремлением было, выйдя за рамки Кеплера и Гёте, достичь духовнонаучного познания Творения. От Кеплера этот путь идет через Гёте к Рудольфу Штейнеру.
Сегодня мы повсюду в мире видим преобладание связанной с мозгом деятельности представлений. Мозг действительно является инструментом мышления; но если мышление оторвать от других душевных способностей, как это уже делается в сегодняшней системе воспитания в начальной школе, тогда оно становится абстрактным и склонным впасть в научную демонию. Но если мышление опирается на силы сердца и на огненные силы воли, тогда оно может мыслить идеями, которые мы находим у Кеплера и Гёте как оправданные в естественнонаучную эпоху. Мысли, в которых не участвует весь человек целиком, становятся добычей демонической односторонности. С помощью их человек не может постичь полную
реальность бытия и уж, конечно, не может овладеть ею. Однако и одностороннее восхищение красотой природы не может соответствовать гармонии Творенья. Однажды Рудольф Штейнер произносил речь на собрании молодежи. Одна из юных участниц, туристка, задала вопрос: «В конце недели мы выезжаем на природу. Мы любим природу, мы наслаждаемся природой, и когда мы вечером в воскресенье возвращаемся домой, у нас голова трещит, отчего это происходит? » Рудольф Штайнер ответил на это, что сегодня уже невозможно только наслаждаться природой; природа требует нечто от человека, а именно: познания её духовной основы. — Эти слова напоминают жизненный труд Кеплера, который не удовлетворялся внешними каузально-детерминистскими связями, но задавал вопросы о смысле Творения, о
душе Земли.
В дальнейшем мы должны будем научиться понимать, что естественнонаучная эпоха нуждается не только в мозге, но ей нужен весь человек в целом, чтобы посредством сил сердца и волевого огня познавать не только вещество, но и через вещество — деяния духа.
Предчувствие и созерцание
Во имя Твое, сам себя создавший —
От вечности всей сутью созидавший, -
Во имя Твое, даровавший веру,
Любовь, надежду, силу к делу,
Во имя Твое, часто говоримое,
И все еще не постижимое.
А все, что уху слышно, глазу зримо,-
То постижимое, но с Ним едино,
Как образы, тебя оно питает,
Когда твой в высях дух витает,
Ты радостно стремишься, увлечен,
И всюду красотою поражен,
Тебе уж не до счета-измеренья,
Тебя безмерность увлекла Творенья.
Гёте
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий