вторник, 12 августа 2014 г.

Рудольф Хаушка. УЧЕНИЕ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ. V. РОЖДЕНИЕ, СМЕРТЬ И НОВОЕ РОЖДЕНИЕ


Ритм смены сна и бодрствования показывает нам смену сознания, которая, собственно, должна бы навести нас на размышления. Как происходит эта смена сознания?

Это происходит оттого, что ночью человек покидает свое физическое тело. Высшие члены его существа, душа и дух, во время сна находятся вне его физического тела. Физическое тело, совместно с жизненными силами, которые, поскольку они также образуют взаимосвязанную организацию, - её мы называли уже в «Учении о питании» жизненным телом - сиротливо лежит во время сна в постели. Физическое и эфирное тело, сами по себе, лишены тех способностей, которые они имеют во время дневного сознания. Но когда мы каждый вечер прерываем, вследствие перемены сознания, нашу ежедневную работу, мы делаем интересные наблюдения. Представим себе, что вечером, перед сном, мы начали писать письмо, усталость овладевает нами, и мы ложимся спать; при пробуждении мы вспоминаем про письмо и садимся писать его дальше. Всё, что мы делали вчера, находит свое продолжение на следующий день, мы, так сказать, воспринимаем наши вчерашние дела как судьбу сегодняшнего. Множество опытов, также естественнонаучные познания, показывают нам, что мир устроен так, что малые ритмы представляют собой тени больших ритмов. Так ритм засыпания и пробуждения является отражением большого ритма смерти и нового рождения. Но и этот последний является отражением ещё большего ритма, засыпания и пробуждения планетарных воплощений Земли или Пра-Адама от фазы развития Сатурна через солнечное и лунное развитие к земному развитию. Также и между этими состояниями лежат периоды мирового сна, как было описано.

Так повсюду, через сон и бодрствование, проходит непрерывная нить развития. В этом смысле деяния в нашей прежней земной жизни мы находим как судьбу в теперешней. Различие между сном и смертью заключается только в том, что в смерти также и жизненное тело оставляет физическое. Великие умы наших поэтов и мыслителей во все времена знали это. Такие как Гердер, Лессинг, Гёте и Шиллер даже находили для этого выражение, но самое впечатляющее описание дал австрийский поэт Петер Росеггер. В своей книге «Моё небесное царство» он говорит следующее:

«Первый день! Первый день нового бытия. Воскрешение плоти, говорит религия. Превращение субстанции, говорят естествоиспытатели. - Когда осенью опадают листья, это приводят как пример бренности. Плохой пример, ибо спустя несколько месяцев на дереве вырастают новые листья, и начинается новая весна, такая же, как и предыдущие. После сотни вёсен и осеней дерево, в конце концов, погибает, однако из его корня вырастают новые стволы, навстречу своей череде вёсен. И человек стариком сходит в могилу и снова возрождается ребенком.

Можно сказать, все подвержено смерти, но также - все предназначено для жизни. Ибо сколько мы ежедневно видим умирающего, столько же видим рождающегося. И если когда-нибудь земной шар станет старым и бессильным, то он просто немного отдохнет, потом он преобразуется и найдёт в Космосе новые силы и новые вещества для нового бытия.

Оживление и возрождение субстанции никем не может отрицаться. Но я дерзко верю также в
воскрешение индивидуума. Пусть это будет заключаться в том, что отец живет в сыне, и в том, что, казалось бы, бренная личность благодаря какой-нибудь другой тайне находит осознание себя - я верю, что это сознание Я, быть может, и прерывается, но оно неразрушимо.

И хотя Я знает только свое данное настоящее и не может вспомнить прошлого, я всё же думаю, что от одной «жизни» к другой обязательно протягиваются причины и следствия, которые сохраняют и определяют Я-сознание. И так может быть, что личность в последующей жизни испытывает и должна переносить следствия предыдущей. Если человек совершенствуется в этой жизни, то более совершенным он вступает в следующую; если он опустился здесь, то в следующей он выступит как более низкое существо. Эта вера должна сильно огорчать подлые существа и удивительным образом действовать обнадеживающе на тех, кто стремится стать чище и лучше, ибо он идёт навстречу великой жизни: он приближается к Богу. — И на этом пути к Богу живая цветущая природа рассыпает бесчисленные розы на стезе страданий, на победном пути. И вечную жизнь, ура!

Однако я слышу: друг мой, подумай о Вечном Жиде. Все проклятие человечества воплощено в человеке, который не может умереть!

Не мочь умереть, быть вынужденным тащить через загубленную земную жизнь ужасную цепь бесконечных тягостных воспоминаний в усталом теле, не мочь умереть - это поистине было бы проклятьем. Но мочь умереть и снова воскреснуть, посредством смерти освободиться от минувших эпох и всё выше подниматься с каждой юной жизнью, всё более одухотворяться - это и есть наш божественный жребий!

И ты, брат мой, ты устал и хочешь навечно уснуть и ничего не знать о бессмертии! Ты не должен хотеть этого. Отбрось только свое тело и сначала отдохни, тогда ты снова обретёшь мужество для нового полёта. Я вижу, ты много страдал, ты изранен и болен, радуйся, что скоро будет закончен трудовой день, и утром, под сверкающим солнцем, начнётся новый день, и завтра будет новый человек с юным, жаждущим счастья сердцем.

Ты говоришь, что не можешь себе представить, что будешь существовать. Я не могу себе
представить, что ты не будешь существовать. Ибо ты есть. Ты есть, и это лучшее доказательство того, что ты был, и что ты будешь. Ведь было бы так нелепо думать, что между вечным прошлым и вечным будущим ты только сегодня существуешь небольшой отрезок времени; прежде не существовал и в будущем не будешь существовать - только сейчас пару лет? Но почему?

Из моря вечности всплыть всего на мгновенье, схватить несколько мошек, и никакого дальнейшего предназначения и никаких дальнейших задач - тогда, действительно, в спешке этой совершенно случайной жизни можно валять дурака, чтобы потом исчезнуть без всякой ответственности за свои поступки. Он может отважиться вести дерзкую игру с собой и другими и по своему желанию раздуваться или разрушать себя, чем чудовищней, тем забавней. Но это не так. Если он убьет себя, он снова воскреснет, и чем кощунственнее он себя вёл, тем более жалкий удел ждёт его в будущем.

Делай себя хорошим, ибо ты будешь быть. Ты не сможешь убежать, и смерть, в которой ты хотел спрятать твоего дурного Адама, - это только убежище на короткое время; скоро оно вытолкнет тебя назад, к твоей задаче - стать божественно великим. Тебе не избежать своей участи, и ты будешь так долго строптиво страдать, пока не придёшь к познанию, и ты будешь бороться до тех пор, пока не достигнешь...

Дитя человеческое, таинственное бессмертное существо! Не забывай, что и все прочие твари вместе с тобой совершают круг бессмертия, хотя и иначе. То, что ты разрушил своей рукой, растоптал ногами, уничтожил враждебным сердцем, верь, смерть означает не отъятие души у тела, но тела у души. Верь откровению, что твари бессмертны. Поддерживай дружбу с животными, которые, как и ты, должны стремиться к развитию. Пусть они сегодня ещё стоят на несколько ступеней ниже тебя, обрати внимание, что твой дикий удар кнута, который ты нанес своей терпеливой лошади, как бы он не низвергнул тебя ниже животного! Относись с доверием к существам далеких миров, ибо ты будешь снова и снова встречать их во время своего полета через вечность, и все ближе будут они к тебе, и сойдемся мы все вместе, пока
конечное совершенство не объединит нас в единое благословенное существо.

Кто в сознании этого не заплачет от радости?»

В результате таких рассуждений можно прийти к сознанию, что мы сами в собственном теле
проделываем весь путь развития, описанный в этой главе.

Теперь, когда мы развитие рассматриваем с точки зрения этого сознания, то кажется, что
постепенное затемнение нашего сознания - из эпохи ясновидящего духовного сопереживания творящих сил - опускается в ходе развития души в тёмную эпоху, когда мы потеряли сознание нашего божественного происхождения и ничего больше не можем знать об этом.

В эту тёмную эпоху явилось Божественное существо, которое во всех религиях носит имя Христос. Это существо приняло на земле крестную смерть на Земле и благодаря этому связало себя с Землей и окружающей её средой. Вопрос не в том, признавать Христа или нет, но объективный факт состоит в том, что, начиная с этого момента времени человечество получило возможность из тьмы снова пробиться к свету. Также и естественнонаучная эпоха, которая не обратила ещё внимания на этот факт, в ходе своего развития будет вынуждена использовать силу Христа в человеческих душах. То, что в первых главах сказано о Кеплере, Парацельсе, Гёте и Новалисе, связано с христианизацией естественнонаучного познания. Рудольф Штейнер описывает эти факты в грандиозных докладах евангельских циклов14, в них тот, кто интересуется этим, может узнать все подробности. Здесь же сказано ровно столько, сколько необходимо для понимания существа лекарственных средств.

Если мы рассмотрим смерть человека, то увидим, как человек отбрасывает свое физическое тело и передает его элементам; но его жизненное тело остается ещё несколько дней связанным с душой и духом, затем оно растворяется в общем мировом эфире. Это время обычно ограничено тремя днями, в продолжение которых перед умершим развертывается панорама жизненного содержания прожитой им жизни. Многие люди, вернувшиеся в жизнь из смертельной ситуации, сообщают о таких переживаниях. Нам нужно серьёзно учитывать тот факт, что все деяния где-то отпечатываются в мировом эфире и представляют собой некий вид хроники, из которой всякий, у кого есть способность читать её, без документов может узнать о деяниях умерших людей.

Душа человека проходит далее некий вид очищения, которое длится по времени примерно треть прожитой жизни. Душа переживает все подробности своей жизни как бы в негативе, например, то, что он сделал по отношению к другому человеку, теперь он испытывает как собственное страдание. Так каждое отдельное деяние объективируется на самом человеке. Ход событий происходит в обратном порядке: с момента смерти к рождению. Этот период посмертной жизни обычно является для души очень болезненным и представляет собой то, что в церковной традиции названо адским пламенем.

По окончании этого периода дух-душа совершает свой путь через звездные миры. Здесь она является подругой богов и набирается сил для последующей земной жизни. Душа с новыми импульсами спускается в земную жизнь, вооруженная не только импульсами для исправления, но и импульсами прогресса для нового времени на Земле.

Интервал между смертью и новым рождением составляет обычно 700 - 800 лет. Тем самым определяется важное понятие «современников». Образуются, так сказать, волны современников, которые снова и снова встречаются друг с другом; в особенности те люди, кто был связан в предыдущей жизни, снова появляются в новом жизненном круге. Замысел жизни до рождения приводит к тому,
что душа, которая стремится вернуться на Землю, выбирает себе родителей. Выбор родителей связан с импульсами и намерениями индивидуальности, которая устремляется к рождению, поскольку душа ищет уже по наследственности подходящее тело как инструмент души. То, что в унаследованных свойствах противоречит замыслам души, отбрасывается благодаря так называемым детским болезням. Детские болезни, таким образом, являются благом для души ребенка.

Если мы рассмотрим весь процесс, то увидим, что нечто, состоящее из нескольких членов,
встречается в физическом теле. Вечное ядро, Я человека, пребывающее от одной земной жизни до другой; при последней смерти оно отбросило физическое тело, затем растворило в окружающей Землю среде жизненное тело, затем очистило душу в адском пламени, и, наконец, во время своего звёздного путешествия Я приняло божественные импульсы.

При нисхождении это Я снова
облекается в душевное одеяние, в окрестности Земли получает жизненные силы, из которых строит себе жизненное тело, и
связывается посредством зачатия
с физическим телом (см. рис. 5).

Чем далее человек продвигается в своём душевном развитии и здесь, на Земле, преобразует свою душу, тем больше от нее сохраняется при переходе через сферу очищения и становится составной частью его индивидуальности. Также Я может пронизать жизненное тело такими силами, посредством облагораживания привычек, что постепенно значительные части этого жизненного тела больше уже не растворяются в мировой окрестности, но также становятся составной частью индивидуальности. Также и физическое тело, т.е. его духовная структура, благодаря тому, что божественные импульсы посредством Я во время земной жизни осуществляются настолько, что физическое тело постепенно преобразуется, может превратиться в составную часть вечной индивидуальности. Такие возможности будущего развития сегодня проявляются только у очень высоко развитых личностей.15

По мере того, как Я работает над преобразованием своих тел, оно приобретает также способность преобразовывать природу. В третьей главе речь шла о природных существах, как об элементарных существах: гномах, нимфах, эльфах и огненных духах. Эти существа ожидают, что они будут освобождены человеком в ходе развития, по мере того как он сам становится творящим существом. Элементарные существа знают гораздо больше и могут гораздо больше, чем сегодняшний человек; они еще живут в ритмах творения минувших времен и поэтому могут стать учителями человеку, который откроется для них.

Развитие сегодняшней Земли разделяется на два этапа, которые отмечены Мистерией Голгофы. До появления Христа Земля шла по пути все большего уплотнения; не только тело человека, но также природные вещи становились всё более плотными и застывшими. Эта часть земного развития была названа Рудольфом Штенером марсианской половиной земного состояния. После явления Христа развитие пошло обратным путем; ещё живые и гибкие природные вещи, также как и сам человек, одухотворяются. Эта вторая часть земного развития названа меркурианской, и когда Земля достигнет конца своего развития и впадет в мировой сон, следующим мировым утром она пробудится с новыми способностями, и этот
процесс повторится всего семь раз.

Этот семиричный ритм планетного бытия от состояния Сатурна к состояниям Солнца, Луны, к марсианско/меркуриальному состоянию Земли, к состояниям Юпитера и Венеры отражается в днях недели: суббота (день Сатурна), воскресенье (день Солнца), понедельник (день Луны), вторник (день Марса), среда (день Меркурия), четверг (день Юпитера), и пятница (день Венеры), причем два последних дня представляют будущие состояния Земли.15

Для элементарных существ бытие началось с лунного развития, ибо тогда начинаются их задачи. Исполнение их задач окончится с завершением меркуриальной части земного развития, поскольку человек разовьется тогда настолько, чтобы освободить элементарные существа. Прекрасный образ этого представляет сказка «Наперсточек»; я вкратце перескажу эту сказку:

«В одной ирландской деревне жил маленький горбатый человек, который настолько был изуродован своим горбом, что односельчане прозвали его «Наперсточком». Но он имел чистое сердце и был добр и приветлив; также он имел умелые руки и занимался плетением корзин. Каждую неделю он носил свои корзины в соседний город и продажей их зарабатывал себе на хлеб. Однажды он запоздал, а путь в город был далёк. Он прилег отдохнуть у подножия небольшого холма, который называли в народе «холмом эльфов»; и когда он задремал, он услышал чудесную музыку. Самые чудесные инструменты и голоса сплетались в великолепный хор и слова песни становились всё отчетливей. Песня звучала так: «понедельник-вторник, понедельник-вторник», - и так музыка и песня повторялись в чудесном ритме, казавшемся вечным. Тут Напёрсточек решился, а он был очень музыкальным, и когда хор снова подошел ко вторнику, он добавил, соблюдая такт, слово «среда». И вдруг он почувствовал, что вокруг него поднялось необыкновенное веселье, он увидел себя в прекрасном прозрачном хрустальном зале. И он должен был в качестве капельмейстера руководить хором, распевавшим: «Понедельник-вторник-среда».

Когда Напёрсточек проснулся утром, он осторожно ощупал свою спину и смотри-ка: горб исчез! Здоровым и прекрасным юношей он вступил в город, и с этих пор ему везло во всех делах».

В сказке рассказывается далее, что его брат, позавидовавший счастью и красоте Напёрсточка, не успокоился, пока не узнал его тайны. Он также лег у подножья холма эльфов и скоро услышал их песню: «Понедельник-вторник-среда». Нетерпеливо он воскликнул: «Четверг-пятница». Он тоже тотчас почувствовал себя окруженным элементарными существами, но которые были полны злобы из-за того, что помешали их песне. Когда он проснулся утром, он почувствовал себя наделенным горбом своего брата.

Так сказка представляет исполненный мудрости образ, как тактичное вмешательство человеческого знания в природные явления означает освобождение для элементарных существ, и как несвоевременная попытка вызвать будущее состояние активизирует противодействующие силы.

Отношение к элементарным существам, которое человек должен постепенно приобрести, имеет огромное значение для развития Земли и человека. Так сказка о портном и гноме показывает, как человек может помогать или мешать развитию своим вмешательством. Сказка имеет два варианта: в первом варианте описывается, как портной вечером прервал свою работу, а утром, к своему изумлению, нашёл в своей мастерской самым тщательным образом сшитое и выглаженное платье. Чудо поразило его и его жену, и они полюбопытствовали узнать, что происходит ночью. Тайком они подсмотрели в замочную скважину и увидели забавных человечков, которые резали, шили, утюжили, и они порадовались работе маленького народца. Женщина почувствовала благодарность и стала думать о том, как бы порадовать гномов. Во время своего ночного наблюдения она заметила, что они особенно радуются ярким краскам, и решила сшить им маленькие цветные платьица. Она положила их вечером вместо незаконченной работы на столы и стулья и потом наблюдала, как пришли гномы и удивились пестрым платьям. С радостью они надели их и с этой ночи больше не появлялись. Портной же и его жена отныне имели удачу во всех своих предприятиях.

Другой вариант сказки рассказывает, что жена портного, мучаясь от любопытства, была склонна только к озорству и ночью рассыпала горох, так что гномы, придя ночью, поскользнулись на горохе и попадали друг на друга. Жена портного рассмеялась недобрым смехом, гномы же с этой ночи больше не появлялись. Но портного и его жену с этого времени преследовали неудачи, что бы они ни предпринимали.

На этих примерах, если подойти к ним серьезно, видно, что в ближайшем будущем многое будет зависеть от того, как человек относится к элементарным существам: или он любовно им помогает, или насмехается над ними. Любовь к природе, т.е. к духу в природе, будь это камни, растения или животные, покажет нам пути познания духовной основы природных существ; сюда также относится познание элементарных существ. Небезразлично будет, с любовью ли человек берёт из природы материал для своей работы, с любовью ли обрабатывает, или же работает без интереса.

Речь прежде всего идет не о том, чтобы видеть элементарные существа как в прежние времена, но о том, чтобы во всех существах и веществах искать духовную основу природы. Вопрос скорее в чувстве, с которым человек относится к природным вещам. Если он бездумным интеллектом ищет только своей пользы, он сам кладет камни на своем пути и действует не для прогресса, а для угасания творения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий