Гностическое воздержание и умеренность
Для
того, чтобы вкратце описать гностическое
воздержание, скажем для начала, что
слишком сильная привязанность к
удовольствиям этого не лучшего из миров
наносит вред. Если мы привыкли, сознательно
или неосознанно, путать удовлетворение
(и, соответственно, некую форму равновесия)
от доступных человеческому существу
материальных благ с тем, что мы называем
"здоровьем", то для гностиков это
далеко не одно и то же.
Доктор
Артур Гуирдхам, который длительное
время занимался проблемами, способными
объяснить дуализм гностиков, пророчествовал:
"Придет день, когда медицина не будет
более рассматриваться как профессия,
но как один из аспектов всеобщего
нарушения равновесия". Для него
болезнь - это не более, чем отражение
отсутствия гармонии, которое может
проявиться у индивидуума, конкретизируясь
определенным количеством симптомов.
Подобное отношение совпадает с тем
пониманием болезни человека и
терапевтического акта, которое
существовало у древних гностиков.
Однако,
поскольку традиционная школа гностиков
верит в метапсихоз (или в реинкарнацию),
согласно их учению болезнью здоровья
и даже несчастный случай могут быть, и
в большинстве случаев являются, ничем
иным, как следствием предшествовавшей
реинкарнации или нынешней кармы, если
часть жизни "пройдена плохо".
Там,
где мы говорим о здоровье, о гармонии,
о равновесии, - гностики говорят о
совершенстве. Тот, кто живет в гармоническом
равновесии с универсумом, не знает
болезней, тем не менее несовершенство
человека неразрывно связано с
несовершенством вселенной. Мышление
катаров, гностическая мораль бесконечно
либеральны, и именно этого не понимали
их противники. Терпимость, которая
приводит к анархизму.
Жак
Лакарьер, прекрасно сформулировав
сущность их идей, одновременно "сложных
и захватывающих", подчеркнул следующее:
"Гностическая идея - это знание. Именно
на знания, а не на веру опираются гностики
в создании их образа вселенной и
извлекаемых из этого импликаций: знания
о происхождении вещей, об истинной
природе материи и тела, о становлении
мира, к которому также неизбежно
принадлежит человек, как материя, из
которой он состоит. Своим "нутром",
императивно и беспощадно гностики
ощущают жизнь, мышление, становление
человеческое и планетарное как
незавершенный труд, ограниченный и
порочный в своих самых глубоких
проявлениях. От далеких звезд и вплоть
до ядер клеток, из которых мы состоим,
- все несет следы материально-первичного
несовершенства, которые могут быть
раскрыты. Лишь гностическое учение и
предлагаемые им пути в состоянии побороть
его." Отсюда гностическая терпимость,
но отсюда же вытекает и желание
трансформировать и усовершенствовать
человека. Без какого-либо антропоцентризма.
Подобно
древним трасам, гностики Средних Веков
рекомендовали воздержание всем тем,
кто чувствовал себя готовым к этому, от
пиршеств, от мяса, а иногда даже и от
вина в этой стране винограда. Однако
воздержание не должно доходить до
умерщвления плоти.
Стол
гностиков - это диета для души. Часто
утверждают, что богомилы, катары, а также
их современные последователи были и
остаются вегетарианцами. По мнению же
профессора Рене Нелли, "верующие
могли есть и пить все, что хотели. Бог
иногда предоставлял им мясо и дичь, от
которых, поскольку это был подарок, они
не могли отказаться".
В
те времена, как и в наши дни, в отдаленных
местах на Пиренеях или на Балканах
крестьяне едят мясо крайне редко и им,
следовательно, нетрудно стать и
вегетарианцами. С другой стороны, мы
могли заметить, что болгары больше любят
фрукты и свежие овощи, чем жареные
бифштексы. Разговоры о вегетарианстве
в этом смысле способны у них вызвать
лишь улыбку: если западный человек
хвалится, что соблюдает подобный режим,
они отнесутся к этому как к снобизму.
Конечно же, они вегетарианцы, но не
считают нужным об этом говорить... Как
М. Джордан в своей прозе.
Наконец,
вернувшись к нашей системе совершенства,
скажем, что на их столе можно увидеть
рыбу, фрукты и мед, а иногда и ароматное
вино с гвоздикой.
Вот
что говорит по поводу традиционного
воздержания от мяса для тех, кто хочет
следовать дорогой совершенства, болгарин
Омраам Михаэл Иванов, ученик современного
последователя древних богомилов -
Учителя Петера Дунова, что "у Адама
до того, как он совершил первородный
грех, было сияющее, божественное лицо,
и все животные уважали его и подчинялись
ему? После грехопадения Адам все это
потерял, и звери начали его презирать.
Если животные больше не верят человеку,
если птицы улетают, когда он к ним
приближается, и если любое создание
божье считает его своим врагом, - здесь
может быть только одна причина, он
перестал находиться на той высоте, на
которой был. Если человек вновь повернется
к закону любви, святости, - весь мир
изменится, и Божий свет вернется на
землю. Война - это последствие мыслей и
чувств людей, которые не познали закона
любви и мудрости. Те, кто стремятся к
совершенству и к своему правильному
развитию, никогда не поместят в свой
священный храм ни расчлененный труп
животного, ни такие продукты как сосиски,
колбасу, кровянку, паштет, которые не
могут быть эстетичными и гигиеничными.
Некоторые говорят, что в Библии сказано:
Бог создал растения и фрукты для того,
чтобы дать их людям в качестве пищи; но
ничего не говорится о том, что мы должны
есть мясо. (? А как же все жертвы скотоводов
да и вообще их питание? Особенно это
касается евреев, они ведь пустынные
кочевники) С рыбами все обстоит несколько
иначе, потому что в течение тысячелетий
они находились в чрезвычайно плохих
условиях для эволюции. Невидимый мир
позволил их есть, что обеспечило их
дальнейшую эволюцию. С другой стороны,
в рыбе находится элемент, специально
предназначенный для нашей эпохи".
Сверх того, учитель Иванов уточняет,
что мясо содержит яд более психического,
чем физического свойства, поскольку
все вибрации страдающего животного
абсорбированы в печени. Это объясняет
и тот факт, почему люди, страдающие
заболеваниями печени, часто бывают
угрюмыми, злыми, язвительными, беспокойными,
наполненными тревогой и страхом и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий