среда, 14 января 2015 г.

Отто Вольф. Об Антропософской медицине 5.

КАК ПРОИСХОДИТ ЛЕЧЕНИЕ?
Сегодня при описании и обозначении болезни исходят из патологоанатомических данных. То есть за основу берется физическое изменение. Вопрос, что привело к этому, в большинстве случаев остается открытым. Этот вид рассмотрения болезни связан со временем. Долгое время, например, решающим для болезни считали движение соков в организме (гуморальная патология). Но можно сделать шаг вперед и спросить: какие изменения сил в организме влияют на изменение соков или на изменения в клетках? Антропософское воззрение на человека позволяет конкретно понять силы, лежащие в основе жизненных процессов (эфирное тело), также силы, связанные с душой человека (астральное тело), а также проследить воздействие духа ("Я" человека) вплоть до субстанции. Благодаря этому можно понять, пример, болезненные нарушения, выражающиеся совершенно по-разному и все же охватываемые одним медикаментом.
Например, в результате духовнонаучного изучения может быть установлено, что в человеке нарушен процесс, связанный с оловом. Это может выразиться как в нарушениях печени, так и в недостаточном образовании хрящей, что может привести к определенным заболеваниям суставов. Можно проследить влияние процесса, связанного с этим металлом, по нарушениям в облике человека, вплоть до структуры мышления - и использовать терапевтически, что, конечно, требует обстоятельного изучения, благодаря чему открываются новые, обычно недостижимые терапевтические возможности.
То же относится и к другим процессам, связанным с металлами или минералами. Чтобы понять их влияние, необходимо так же выработать понятие сущности соответствующей субстанции, как для понимания воздействия различных антибиотиков необходимо приобрести знание бактерий (смотри вышеназванный пример). Тогда можно понять, почему определенное вещество может справиться с такими различными явлениями, как больная печень, изменения в суставах, даже воздействовать на сущность человека, как это было описано в качестве примера для процесса олова.
Из-за этой иной основы невозможно сравнивать "успехи" химиотерапии с этим способом лечения. Понимание болезни и цели лечения совершенно различны. Решающим различием является то, снимать ли реакции организма, заменять ли их - или же так стимулировать организм, чтобы он снова учился реакциям или обрел силы самому бороться с бактериями. В одном случае человек исключается, в другом - является центром врачебных усилий. Всякая болезнь, которая просто отнимается у организма, не ведет его дальше. Тем самым человек отделяется от болезни.
Этим затрагивается вопрос судьбы, глубоко связанный с болезнью. К существенным результатам духовной науки относится осознание связи болезни и судьбы с человеческой индивидуальностью, что приводит к необходимости признания не только существования после смерти, но и до рождения, то есть перевоплощения духовной сущности человека. В конце концов и способность человека болеть является духовной проблемой, которую нельзя решить ни на чисто естественнонаучном уровне, ни посредством изучения только души.
Нынешний терапевтический образ мыслей скован и одурманен быстрым и интенсивным воздействием многих медикаментов. Он принимает их как масштаб. Способность организма реагировать при этом учитывается так же мало, как вопрос целесообразности для будущей жизни. Многократно врач и пациент бывают ослеплены мгновенными успехами, не думая о последствиях, которые может иметь, например, подавленная картина болезни. - Путем расширенного восприятия болезни можно, например, понять, что температура, также как и другие воспалительные реакции, могут означать для человека не только опасность, но и помощь для всего его развития, которая может изменить всю конституцию и предрасположенность к болезням, что проявится, вероятно, гораздо позже. Описанная выше противоположность между воспалением и склерозом позволяет конкретно рассмотреть это взаимодействие. Болезнь означает - как было показано - разделение, раздвоение, но прежде всего неравновесие. Это лежит в основе любой болезни - впрочем, часто завуалировано. Задачей врача является вскрыть нарушенные отношения и ввести новый порядок. Но исцеление достигается лишь в том случае, если пациент в состоянии самостоятельно овладеть процессами, которые привели к избытку или же к недостатку, то есть к разделению, к неравновесию. Тогда организм чему-то "научится" в борьбе с болезнью; заметно или незаметно он станет другим. Это невозможно без активного участия пациента. Это не значит, что на процесс исцеления как таковой можно сознательно и непосредственно воздействовать, но решающую роль для организма и его реакций играет вся жизненная позиция и установка человека, Поэтому хотя человека можно "лечить" или даже "исправить" без его участия или даже против его воли, но нельзя вылечить. Легче помочь кому-либо, чем вылечить его.
Большинство нынешних терапевтических мероприятий основывается на кратковременном эффекте и успехе. Поэтому наибольшие возможности нынешней медицины заключены в овладении острыми заболеваниями. Согласно Жоресу, "хронический больной, напротив, является нерешенной проблемой нынешней медицины".
Большая часть этих хронических болезней, особенно хроническо-воспалительных заболеваний, являются следствием невылеченных, то есть подавленных острых заболеваний. Дальнейшая большая часть хронических болезней дегенеративного типа, как, например, рак и другие, является следствием обычного подавления каждого заболевания, сопровождающегося температурой, из-за чего грубо нарушается описанное выше равновесие болезненных тенденций.
Необходимыми вспомогательными средствами для достижения исцеления являются для врача лекарственные средства; они помогают пациенту преодолеть болезненный кризис. Многие медикаменты только отнимают у него трудности или действуют вместо него, сами понижая давление крови или температуру, убивая бактерии и тому подобное. Но подлинное лечебное средство должно "показать" пациенту, как проходит здоровая реакция, не принуждая его к этому. Поэтому для лекарства не может быть мерилом, как быстро и интенсивно оно понижает температуру или устраняет другой симптом. Все это может быть полно смысла и даже необходимо для организма. Но много важнее дать организму возможность самому овладеть реакциями, охватить состояние в целом, так что образование, например, высокой температуры не становится больше "необходимым". Этого можно достичь с помощью подходящих лекарств. Они действуют в руках врача так, что ведут пациента через болезнь и помогают ему преодолеть ее, причем ограничиваются только избыточные реакции. При этом существенный принцип лечения заключается в том, что, например, излишние реакции, как очень высокая температура, ограничиваются в разумной мере но не подавляются совершенно или насильно. - Обычное снотворное принуждает человека ко сну, если его доза достаточно велика, независимо от того, от чего больной страдает бессонницей. Болезнь бессонница как таковая этим не затрагивается. Лечебное же средство "учит.." снова спать, для чего необходимо знание причин. Лекарства должны быть столь же многообразны, как и причины. В зависимости от готовности организма они могут, и так бывает, подействовать очень быстро. Но часто при "обучении" речь идет о приобретении способностей, что достижимо не при однократном действии, а только путем тренировки. При этом истинные лекарства являются "учителями".
Характерной чертой лечебного сродства в этом смысле является то, что оно воздействует на пациента в единстве его тела, души и духа, и приводит организм в состояние, когда он способен сам восстановить свою гармонию. Область действия исцеления расположена в сфере жизни и души и возвышается над всеми вещественными явлениями: это область творческих сил как таковых, которая затрагивается при лечении, благодаря чему достигается новый порядок, в противовес уклонению от болезни. Лечение есть восстановление божественного прообраза человека, лекарственные средства являются орудием этого. Так можно понять греческого философа Герофила, назвавшего лекарственные средства "руками богов".
Понятно, что применение этих лекарственных средств осуществляется на основе всеобъемлющего образа человека, как это было описано. Путь к этому лежит через проникновение в сущность минералов, растений, животного и человека. Речь идет при этом не только о регистрируемом знании, а о развитии и приобретении способностей, и тем самым о вживании в закономерности высших миров, частицей которых является человек.
Речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы отвергать или презирать оружие современного врача, а о том, чтобы использовать это как инструмент наряду с другими познаниями и возможностями. Таким образом, можно расширить нынешнюю, односторонне ориентированную на естественные науки медицину до искусства врачевания.
 
ПЕРСПЕКТИВЫ
Требованием нашего времени не может быть создание еще более интенсивных и быстродействующих медикаментов, им должно быть стремление к более глубокому пониманию явления болезни, а отсюда к подлинному лечению. Возможность для этого предоставляет медицина, расширенная благодаря антропософии.
Она никоим образом не отвергает достижений современной медицины, но дополняет их в их односторонности.
"Речь идет не об оппозиции медицине, работающей с применением признанных научных методов современности. Ее принципы находят у нас полное признание. И мы считаем, что предлагаемое нами должен применять в своем искусстве врачевания лишь тот, кто может быть полноценным врачом в духе этих принципов.
Но мы добавляем к тому, что можно знать о человеке, пользуясь признанными сегодня научными методами, другие знания, найденные другими методами, и поэтому, считаем своим долгом работать, исходя из этого расширенного познания мира и человека для дальнейшего расширения врачебного искусства.
Возражений признанной медицины против того, что мы выдвигаем, в принципе быть не может, так как мы ее не отрицаем. Только тот, кто не только требует признания своего знания, но еще претендует на то, что нет знания выше, чем его, может отвергать наш опыт". (Р. Штайнер).
В свое время нашлись врачи, проявившие живой интерес к расширению искусства врачевания в соответствии с духовно научными познаниями. Для них Рудольф Штайнер прочитал в 1920 году первый медицинский курс, за которым последовали другие. В 1921 году врач Ита Вегман основала клинико-терапевтический институт в Арлесхайме под Базелем (Швейцария). К этой клинике, которая теперь носит ее имя, присоединилась лаборатория, задачей которой было готовить для врачей - антропософов специфически используемые лекарственные средства. В Штуттгарте также совместно с клиникой изготовлялись и испытывались лекарственные средства. Изготовители потом объединились в фирму с центром в Арлесхайме (Швейцария) с филиалами в почти всех странах западного мира.
Сегодня во всем мире врачи практикуют в духе этого расширенного искусства врачевания. Клиники существуют в Германии (4), Швейцарии (2), Голландии (1) и Бразилии (1). Существуют медицинские семинары, включенные в состав клиники Св. Луки (Арлесхайм, Швейцария) и Фильдер-клиники (Штуттгарт), в которых регулярно два раза в год происходит трехмесячный курс для врачей. В различных местах проходят курсы усовершенствования и конференции, в которых пытаются представить и развить дальше основы и практику этой медицины.
Временная ситуация, а также положение в области медицины со времени окончания земной деятельности Рудольфа Штайнера (1925) обострились в духе односторонности воззрений на человека при отделении или пренебрежении его духовной сущностью. Все отчетливее время требует от человека, чтобы он "не только теоретически подходил к природе и духовным силам, но и учился использовать их, чтобы строить жизнь в ее здоровых и больных состояниях, исходя из духовного познания. С развитием цивилизации жизнь становится все сложнее. Уже сегодня в глубине многих душ живет стремление найти то, что соответствует этой все усложняющейся жизни. Антропософия стремится, прежде всего, считаться с этими стремлениями. И мы увидим, что она, вопреки всему разрушительному в нынешней жизни, желает честно трудиться над созданием, ростом и процветанием цивилизации - но не в безвольных фразах, а в деятельности, в практических вопросах жизни, повсюду, где требуется познание, она хочет познавать так, чтобы познание входило в жизнь, и повсюду, где что-то появляется в жизни, она хочет познавать так, чтобы иметь возможность помочь". (Р. Штайнер).
В антропософии Рудольфа Штайнера заключен духовный портрет человека, из которого следует взгляд на болезнь, охватывающий всю сущность человека. Только путем конкретного привлечения духа, души и жизни возможно очеловечивание медицины. Необходимые для этого лекарственные средства только тогда могут выполнить свое предназначение, если они сообразны человеку.
 
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Жорес, Артур
Jores, Artur: Die Medizinin der Krise unserer Zeit. Bern, 1961.
2. Подробное описание и перечень литературы по этому вопросу можно найти в книге Хуземанна/Вольфа:
Нusemann/Wolf: Das Bild des Menschen als Grundlage der Heilkunst, Stuttgart 1986.
3-4-5. Ганеманн, Самуэль:
Hahnemann, Samuel: Organon der Heilkunst
6. Пеликан:
Pelikan, Wilhelm, Georg Unger: Die Wirkung potenzierter Substanzen. Dornach, 1965.
7. Pelikan, Wilhelm, в: Potenzierte Heilmittel. Stuttgart, 1971.
Pelikan, Wilhelm, в: Evolution und Heilmittel. Weleda-Korr. bl. Fur Arzte 79/1971.
8. Штайнер, Рудольф
Steiner, Rudolf: Was kann die Heilkunst durch eine geisteswissenschaftlische Betrachtung gewinnen? R. St. Verlag, Dornach, 1958.
9. Martini, цит. по Stiegele, Alfons: Homoopathische Arzneimittellehre, Hipp. - Verlag, Stuttgart 1949
10. Обобщение работ см.
Wolf, Otto: Die Mistel in der Krebsbehahdlung. Frankfurt 1975.
11. Kolisko, Lilli: Sternenwirken in der Erdenstoffen. St. 1927
Pelikan, Wilhelm: Sieben Metalle. 1952
12. Подробное описание см.:
Wolf, Otto: Therapie mit Metallen. B: Evolution und Heilmittel
Нusemann/Wolf: Das Bild des Menschen alsGrundlage der Heilkunst
13. В связи с этим следует указать на основополагающие труды Рудольфа Штайнера: "Философия свободы" - "Духовное познание", Калуга, 1994
"Как достигнуть познания высших миров" - "Духовное познание", Калуга, 1993
"Очерк тайноведения" - "Ной", Ереван, 1993
"Практическая подготовка мышления"
"Здоровье и болезнь"
14. Штайнер, Рудольф/Вегман, Ита
Steiner, Rudolf/Wegman, Ita: Grundlagen des fur eine Erweiterung der Heilkunst nach geisteswissenschaftlischen Erkenntnissen, 1925
 
*В Германии законодательным путем произведена замена названий, содержащих железо и др.
В некоторых странах действуют старые обозначения:
 
Старое обозначение Новое обозначение Ferrum per Urticam Urtica dioica Ferro culta Stannum per Cicorium Cichorium Stanno cultum
* Старое название Новое название Ferrum per Chelidonium Chelidonium Ferro cultum Stannum per Taraxacum Taraxacum Stanno cultum

*Другие препараты из омелы, созданные на основе указаний Рудольфа Штайнера: Iscucin,Viscum, Abnoba, Helixor, Visorel .

Комментариев нет:

Отправить комментарий